ВО ЧТО ОБЛАЧАЛИСЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

Костюм жителeй Вечного города (так на­зывали Рим) был, как и у греков, драпиро­ванный. Национальное своеобразие сказыва­лось не столько в покрое, сколько в отдель­ных видах одежды, в обычаях ее ношения.

Представления о красоте человека в Риме были совсем иными, чем в Греции. Много­численные войны закалили римлян, сделали их весьма практичными людьми. В Риме не существовало культа прекрасного человечес­кого тела, к тому же и климатические условия требовали сравнительно теплых и закры­тых одежд. Римский костюм, за исключени­ем военного, не позволял быстро двигаться.

Идеалом римлян являлись суровые воины и величественные женщины. Римские матро­ны пользовались большим: уважением в об­ществе, чем женщины в Древней Греции. Сложные одежды придавали фигурам рим­лян величественность и статику. Медлитель­ность в походке, безукоризненность костюма, некоторая театральность в движениях считались верхом изящества. Случалось, римляне не один час проводили перед зеркалом, зани­маясь туалетом и отрабатывая плавные, ис­полненные достоинства жесты и позы.

В ранний период своей истории римляне были умеренны в еде, а лишнюю одежду счи­тали недопустимой роскошью. Прядение и ткачество были обязательными занятиями женщин и свидетельствовали об их добродете­ли: ведь эти работы требовали большого тру­да и терпения. Вплоть до превращения Рима в империю всю одежду делали дома матери, жены, сестры римлян.

Основной одеждой римских мужчин была тога - огромный кусок шерстяной или льняной ткани шириной до 2 метров и длиной до 6 метров. Тога считалась символом гражданско­го достоинства. Римлянин, совершивший пре­ступление, прежде всего, лишался права но­сить тогу. Поначалу она была небольшой и накрывала фигуру подобно греческому гима­тию. С ростом величия и могущества Рима увеличивался и размер тоги. Национальное самосознание сказывалось во всем внешнем облике римлян, придавая им представитель­ный вид. Тога - символ зрелости, обладания правами гражданина Рима. Рабы, иностран­цы и изгнанники носить тогу не имели права.

«Владыки мира - народ, одетый в то­ги», - так гордо сказал о своих соотечественниках знаменитый римский поэт Верги­лий. В торжественных случаях никакой плащ не мог заменить белоснежную тогу. Она была обязательной одеждой при посещении цирка, театра, судебного заседания, на встре­че триумфаторов и т.д.

 

Римский патриций в тоге

 

У тоги отсутствовали швы - ее ткали целиком. Существовало несколько весьма непростых видов драпировки тоги. Тогу наде­вали настолько мастерски, что ткань держа­лась сама собой, без застежек или булавок. Чтобы придать более красивую и устойчивую форму складкам, в края тоги зашивали гирь­ки из свинца. Обычный цвет тоги - белый, для траурных одежд использовали коричне­вую ткань. Красота тоги оценивалась по ее белизне и изяществу драпировки, приемы которой были закреплены традициями и утверждены законами.

Чтобы правильно надеть тогу (ведь ее раз­мер достаточно велик) требовалась посторон­няя помощь. В эпоху республики жены помо­гали мужьям надевать тогу, а когда Рим стал империей, эта обязанность пала на плечи рабов или рабынь. Искусные в этом деле рабы ценились очень дорого. Красиво наде­тая тога была как бы выражением достоинств ее обладателя, оценивавшегося по тому, как на нем сидит тога. (Несколько видоизменен­ную тогу в эпоху итальянского Ренессанса носили в виде плаща ученые.)

 

 

Римлянка в палле и с веером

Домашней одеждой римлян была туника из шерстяных и льняных тканей различных цветов, похожая на греческий хитон. Но в хитон заворачивались, а тунику сшивали на плечах и надевали через голову, то есть она была накладной одеждой. Туника имела и символическое значение. Например, туника оранжевого цвета означала страдание. Рос­том благосостояния объясняется обычай на­девать несколько туник - одну на другую; так, император Август носил сразу четыре туники. Рядовые граждане Рима носили тунику до колен и далеко не всегда надевали тогу, довольствуясь небольшим плащом типа гиматия, а во время путешествий или в непогоду предпочитая пенулу - овальный шерстяной плащ с круглым вырезом для головы, иногда с пришитым капюшоном. Римляне носили шляпы и шапки, подобные гречес­ким, а также фригийские колпаки, но обыч­но ходили с непокрытой головой.

Общественное положение римлян отража­лось в их костюме. На белых туниках и тогах должностных лиц были пурпурные полосы. Тунику с двумя широкими полосами носили сенаторы, с одной и двумя узкими - всадни­ки (к ним принадлежали землевладельцы, военные, ростовщики, крупные торговцы и др.). Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Юноши из аристократиче­ских семей надевали белую тогу римского гражданина после совершеннолетия (17 лет).

Римская обувь - различные сандалии и башмаки со шнуровкой. По обуви судили о принадлежности к тому или иному социаль­ному слою. Высшие слои общества наряду с сандалиями (солеа) носили кожаные ботинки (калцеи) - нечто вроде сапог, крест-накрест завязывающихся на икрах кожаными ре­мешками. У знати калцеи были из красной кожи с золотыми и серебряными украшения­ми, у всех остальных - из черной и без де­кора. Особую моду на обувь ввели актеры: они носили соцци - низкие плоские тапочки либо котурны - ботинки на высокой дере­вянной подошве, помогающей казаться вы­ше. Позднее котурны стали обувью куртиза­нок эпохи Возрождения. Снимать обувь счи­талось неприличным даже дома.

 

Пенула - одежда рядового гражданина Рима

 

Уже в конце республиканского периода в одежде римлян происходят изменения. 3авоеван­ные восточные страны стали поставлять в Рим роскошные ткани, в частности тонкие и прозрачные шелковые, плотные и тяжелые парчовые, различных оттенков - от интен­сивно-черного до бледно-розового. Торжест­венную пурпуровую тогу с золотыми нитями и такой же небольшой плащ, спускавшийся ниже колен - палудаментум, имел право носить только главнокомандующий во время войны. (При въезде с триумфом в Рим он его снимал.) В эпоху империи они явля­лись символом императорского достоинства. Из Рима палудаментум перешел к византийским императорам, став прообразом мантий европейских королей и императоров.

На заре Римской республики воины носи­ли короткую тунику без рукавов и плащ (трабея) из плотной шерстяной ткани. По­верх туники надевали кожаный панцирь (лo­рик), усиленный металлическими пластинка­ми. Шлемы были весьма разнообразны. Ноги в калигах - кожаных сандалиях с подошвой, подбитой гвоздями, и зашнурованных высоко над щиколоткой, - защищались по­ножами из толстой кожи или металла.

По мере того как росли владения Рима, а войска уходили все в более дальние походы, менялись одежда и доспехи воинов. Послед­ние стали более прочными, подвижными, а у полководцев богаче и искуснее украшенными.

Став империей, Рим активно пополнял свои войска воинственными варварами ­германцами, галлами и др. У галлов были за­имствованы короткие шерстяные плащи с капюшоном (сагум) и высокие кожаные башма­ки со шнуровкой, на толстой подошве. Появились узкие, плотно облегавшие ноги до щиколоток штаны из эластичной шерстяной ткани (до этого римляне носили обмотки).

 

Римские легионер и гладиатор

 

Гладиаторский костюм во многoм повто­рял доспехи римских легионеров (форма щитов, поножи на левой ноге и др.), но имелись и отличия: левая рука защищалась металлическим рукавом (маникой); громадные шле­мы делали голову неподвижной и были снаб­жены спереди решеткой; либо вообще глу­хие - без прорези для глаз, но с дырочками для дыхания. Зато грудь гладиатора всегда была обнажена.

Костюм рабов (рабынь) состоял из одного хитона, а во время полевых работ - из набе­дренной повязки.

Мужская прическа была очень простой - римляне долго носили короткие, гладкие волосы с челкой надо лбом, а усы и бороды бpили; нередко брили и голову, хотя в тогдашних условиях бритье отнюдь не было приятной процедурой. Позднее, по примеру некоторых императоров, появилась мода на короткую окладистую завитую бороду и усы, широко распространившаяся во всех слоях общества.

Мужской костюм эпохи Римской империи дополнялся украшениями: перстнями, кото­рые носили на четвертом пальце левой руки, браслетами, игравшими роль наградного знака, пряжками, круглыми медальонами «бул­лами», венками из живых цветов и листьев. Золотые венки надевали на полководцев-три­умфаторов, а венки из плюща и фиалок возлагали на головы во время пиров. (В Древнем Риме пирующие возлежали на специальных ложах, опираясь на локоть левой руки, а обувь с них снимали рабы.)

Костюм римлянок эпохи Республики обычно состоял из трех частей: нижняя туника из тонкой, мягкой, шерстяной ткани, верхняя - стола (нечто вроде широкой туни­ки с пришитой по подолу плиссированной оборкой - инститой) из более плотной и пал­ла - верхний плащ, подобный мужской тоге.

Если туника имела рукава, то надевали столу без рукавов, и наоборот. Стола, подпо­ясанная под грудью, почти всегда окаймля­лась цветной вышивкой по краям. Появлять­ся в общественных местах без столы счита­лось неприличным. Римлянки зачастую дополняли костюм легким покрывалом типа вуали, иногда спуская его на лицо. Паллу носили вне дома и как покрывало для головы.

В конце республиканского периода одеж­да римлянок становится роскошнее и утон­ченнее. Расширилась цветовая гамма тканей, теперь чаще встречаются коричнево-золотис­тые, лилово-зеленые, голубовато-серые тона. Влияние завоеванных стран Востока и Гре­ции сказывается и в одежде. Почти все до­машние заботы римские женщины перекладывают на плечи рабов. У римлянок появля­ется много свободного времени, они могут заниматься собой: своим телом, лицом, при­ческой, нарядами, - словом, красотой.

Изобретенные Востоком благовония и притирания наводняют Рим, будоражат муж­чин призывно-томными ароматами. Рим вступает в «эпоху кокетства, флирта и ... необузданного разврата». Знатные римлянки увлекаются египетскими украшениями и про­зрачными шелковистыми материями цвета морской волны с островов Эгейского моря. Общественные места становятся ареной со­перничества состоятельных женщин, выставляющих на всеобщее обозрение не только свои изысканные наряды и драгоценности, но и легкомысленно задрапированные, (ино­гда прозрачными тканями) женские прелес­ти. Позднее египетскую моду на прозрачные одеяния сменяет увлечение тяжелыми нарядами из затканного металлическими нитями шелка с цветным рисунком (влияние одежды народов Востока).

Чтобы максимально долго сохранять стройность, римлянки туго бинтовали длинной полосой ткани особой выделки (зона) бюст и бедра. Ревниво следя за формой своей груди, они приподнимали ее надетой на голое тело повязкой из мягкой кожи (мамилларе), от­даленно напоминающей современный бюст­гальтер. Пояс (строфиум) носили высоко, под грудью, зрительно удлинняя тем самым ноги и фигуру. На ноги надевали отделан­ные вышивкой и металлическими бляшками мягкие башмачки из тонкой плотно облегающей кожи.

Чрезвычайно внимательно римские пат­рицианки относились к прическе. Их изобре­тательность в этом не знала предела. О при­ческах даже слагаются стихи и эпиграммы. Наиболее типичны мелкие кудряшки вокруг лба или «греческий узел» с прямым пробо­ром. В моде была и круглая завивка с наче­сыванием волос. Не менее популярными, осо­бенно в эпоху империи, считались высокие прически из локонов, создаваемые с помо­щью каркаса. Веерообразный каркас, похо­жий формой на русский кокошник, закреп­ляли надо лбом и на нем аккуратными ряда­ми располагали локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывали на затылке в виде «корзиночки». Если своих волос не хватало, пользовались накладными.

 

Прическа римлянки

 

Светлые, золотистые волосы - мечта юных кареглазых римлянок. Добиваясь нужного цвета, они часами сидели на солнце, распушив пряди на большом круге над го­ловой. (Таким же способом обесцвечивали волосы итальянки эпохи Возрождения.) Во времена расцвета империи прически стано­вятся очень сложными, поэтому приходится использовать парики, особенно модны были парики из белокурых, почти белых (бесцвет­ных) волос, заимствованные в пору войн с германскими племенами.

Ожерелья, цепочки, браслеты и перстни были любимыми украшениями римских знатных женщин. Великолепные изделия той эпохи соперничали с египетским ювелир­ным искусством, имевшим тысячелетнюю традицию. Римлянки-матроны во время беседы обмахивались опахалами-веерами из перьев, часто павлиньих, держа при этом в ру­ке небольшой шар из янтаря, который, как считалось, приятно освежал руки.

В период упадка Вечного города исчезает былая роскошь, в том числе и в одежде.









Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 3380;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.