Глава 1. Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке

 

Термин«Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Мессопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек - - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы - - образуют районы с плодородной почвой (часть государств Древнего Ближнего Востока показаны на рис. 1.).

Рис. 1.

Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, становилось возможным только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV- -III тыс. до н.э. древневосточная родоплеменная организация трансформируется в протогосударство.

Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае). Постепенно протогосударства утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Они объединялись (чаще по воле сильнейшего) в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью. В древнем мире мощным интегрирующим фактором выступали военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение индоариев во II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства связано с завоеванием военно-политического союза Шан-Инь на рубеже XII- -XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316- -2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу - - Шумеро-Аккадское царство. Совершенствование системы государственного управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. Империя- - это сложное политическое образование, объединяющее гетерогенное население под началом жесткой централизованной власти.

Важным обстоятельством в процессе институциализации государств Древнего Востока стало появление феномена власти - - собственности. Особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту - - налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор - - царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками.

Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в лице старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение и социальной элиты.

Типологические черты восточной деспотии.Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, что привело к формированию особой формы государства - - так называемой «восточной деспотии». Она представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений.

Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладал огромной законодательной и судебной властью, которая ограничивалась лишь бытовым представлением о деспоте, который как в роли верховного судьи, так и в законодательной сфере, обязан был следовать традиции.

Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В конечном итоге государство регулировало земледелие, ремесло и торговлю.

Степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от сложившихся в том или ином регионе условий. Так, наибольшей властью обладали египетские фараоны и китайские ваны (императоры). Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограничена. Например, для Месопотамии характерно существование крупных городов-государств (Ур, Ларса, Лагаш, Урук, Киш, Вавилон). На короткий срок городу-гегемону удавалось объединить несколько городов-государств под своей властью. Наиболее полной царская власть была в эпоху Древневавилонского Царства, когда царю Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) удалось создать подлинную империю. Однако особенностью древневавилонской деспотии было сохранение автономии общины (действовали общинные органы управления, выполнявшие административно-финансовые и судебные функции).

Для древнеиндийской цивилизации характерно существование слабых и кратковременных государств. При радже всегда действовал постоянный совещательный орган из брахманской и кшатрийской аристократии - - паришад. Ограниченность монархической власти в Древней Индии связана с варновой системой и автономностью общин. Их жесткие внутренние религиозно-нравственные установки являлись альтернативой эффективной администрации и государственному принуждению. Только династии Маурьев в IV в. до н.э. удалось создать империю с централизованной системой управления. Однако даже при Маурьях лишь часть империи находилась под непосредственным управлением царя, т.к. ряд полуавтономных областей сохранял свои органы управления и обычаи.

Восточная деспотия может быть также охарактеризована как теократическая монархия. В условиях сохранения общинно-родовых пережитков религия сыграла важную роль в поддержании единства общества. Для возвышения власти монарха над местными лидерами создается институт сакрализации власти. Правитель считается ставленником или потомком богов, выступая в качестве посредника между миром людей и сверхъестественных сил. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и укрепляло принадлежавшие ему полномочия. Деспот толковал и исполнял волю богов, являлся главой и организатором религиозного культа. Это давало ему право вмешиваться в дела общин, родов, семей.

Например, египетский фараон считался сыном Бога Солнца (Ра), воплощением Бога Неба и Света (Гора). Его личность была священной, его имя запрещалось произносить, т.к. это могло нанести правителю вред. Уход фараона из жизни обставлялся как величайшее событие для людей и богов. Поэтому строительство загробного жилища фараона - - пирамиды - - рассматривалось как важнейшая общественная обязанность египтян. Так, пирамида фараона Хеопса возводилась в течение 20 лет при участии 100 тыс. человек. Шумеро-аккадские цари также придали своей власти сакральный характер: покровителем царя считался царь богов Энлиль. Царь Нарам-Суэн (Нарамсин) даже велел именовать себя «Богом Аккада».

В Индии и Китае обожествление власти монарха имело философское обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в приоритете административных потребностей над религией. Так, в Древней Индии считалось, что царь мог реализовать свои обожествленные начала, но мог и уклониться от своих обязанностей и привести народ к гибели. В Древнем Китае после «чжоуского завоевания» для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество - - Небо - - вручило права на управление Поднебесному, добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Характерный для религиозной системы древних китайцев рационализм усилился с появлением конфуцианства. Сравнение государства с большой семьей добавило правителю авторитет «отца и матери» перед своими подданными. Государь должен был заботиться о подданных, как отец о своих детях, а те обязаны были проявить сыновнюю почтительность, служить своему отцу верно и преданно.

Важнейшей опорой деспотии являлся развитой военно-бюрократический аппарат. В условиях доминирования общинного производства и неразвитости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги на трех уровнях управления - - центральном, региональном и местном (общинном). Жесткая иерархическая система предполагала соблюдение субординации, подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии определяло и социальное положение. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и выполнением личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя.

Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по праву знатности.

Классическим образцом подготовки чиновников стал Древний Китай, где в основу формирования правящей элиты был положен принцип меритократии (принцип индивидуальной заслуги). Конфуций предложил систему этического воспитания чиновников. Чиновник должен был, обладая особыми качествами и достоинствами, накапливать знания - - средство создания гармоничного благополучного государства.

Нормой политической культуры стала обязанность служащего при необходимости наставлять правителя, предостерегать его от ошибки. Китайский министр Шан-Ян ввел новую систему из 20-ти чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалование. В основу бюрократического контроля была положена система взаимной слежки и круговой поруки. Чиновники отвечали за проступки своих коллег: им вменялось в обязанность донести на провинившегося.

Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство, подчинив себе общество, стало важным системным элементом.

 

Глава 2. Древний Египет

 

Древний Египет- - одно из древнейших государств в мире. Сами древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали «житни­цей мира». Египет стоял у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возник­ла азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике, сельском хозяйстве (табл. 1).

Египетское государство сложилось к концу IV тысячелетия до н.э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обуслови­ло интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с жрецами уже в первой половине IV тыся­челетия до н.э.

Некоторые из ученых считают , что народ этой страны, вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость не ограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавлена властью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишь изредка пре­рывалось возмущением народных масс.

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабиль­ности которого на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.

 

Таблица 1

Крупнейшее государство Древнего Востока на северо-востоке Африки, территория которого простиралась широкой полосой вдоль долины Нила и его порогов до дельты.
Благоприятные условия для развития сельского хозяйства Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства
1) плодородная почва; 2) обилие влаги; 3) множество жарких солнечных дней в году; 4) естественные удобрения в виде речного ила 1) обилие болот и непроходимых топей; 2) неравномерное выпадение осадков(наводнения); 3) отсутствие строевого леса; 4) нехватка металлов.

 

Политическая история Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Она насчитывает несколько тысячелетий. Первый период этой страны - - Раннее царство - - составил несколько столетий в III тыс. до н.э. Это эпоха каменных орудий, начальной стадии классового общества, преодоления сепаратизма местных правителей и консолидации номов (областей) Верхнего и Нижнего Египта. В конце данного периода сложи­лось единое государство. Столица Верхнего Египта - - Гераклеополь, Нижнего - - Мемфис.

Во второй половине IV тысячелетия до н.э. в Древнем Египте складыва­ются первые государственные образования - - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объеди­нялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Ко времени образования единого египетского царства номов на его территории было около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний (Северный) Египет.

К концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта завоевали и объе­динили под своей властью весь Египет.

История Древнего Египта условно подразделяется на следующие периоды:

· период Раннего царства (3100 - - 2800 гг. до н.э.);

· период Древнего царства (около 2800 - - 2250 гг. до н.э.);

· период Среднего царства (около 2050 - - 1700 гг. до н.э.);

· период Нового царства (около 1575 - - 1087 гг. до н.э.).

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сна­чала персы (525 г. до н.э.) затем (в IV в. до н.э.) Александр Македонский, а впоследствии римляне, включившие ко II веку до н.э. Египет в состав Римской державы.

Общественный строй. Египетское государство в периодРаннего царствапредставляло собой древний племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государ­ственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабо­владельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ве­дения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых ис­пользовали в крупных хозяйствах.

В периодДревнего царстваразвитие хозяйства имело уже высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения было также четко определено.

Опору власти фараона составляли вельможи, высшие жрецы и чи­новники. Весь служилый люд, начиная от свободного земледельца и кон­чая царскими слугами, обозначался универсальным термином - - «хам».

Вельможи, правители областей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы не уступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам: так было во всех странах, где шел процесс становления раннеклассовых обществ и государственности. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же счи­тался казнохранителем государства. Налицо признаки дворцово-вотчинной системы. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелся многочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имел свое войско. На местах царскую администрацию воз­главляли номархи.

 

Схема 2.

 

Царский престол могла занимать женщина; эта традиция утвердилась еще при третьем царе первой династии. Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти; правителю стали приписы­вать все победы; на изваяниях той эпохи фараон возвышался над всеми остальными, в окружении опахалоносцев и царских слуг. Большие сред­ства тратились на заупокойный культ, на сооружение усыпальниц фараона, содержание жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь прави­теля, после того как он переходил под власть Озириса - - царя мертвых.

Итогом правления фараонов Раннего царства следует считать созда­ние единого государства. Вместе с тем предания сообщают о борьбе фа­раонов против сепаратистов, объединившихся вокруг номарха Нижнего Египта.

Второй период Древнего Египта - - Старое царство (большая часть III тыс. до н.э., III- -VIII династии). Эта эпоха знаменуется все большим употреблением орудий из металла, бронзы, меди, это период сооружения великих пирамид, подъема производительных сил и массового принуди­тельного труда сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, где хранились мумии царей. В период Старого царства была усовершенство­вана система водоснабжения, что позволило существенно поднять урожай­ность. За счет войн возросло число пленных, рабов, особенно ливийцев, эфиопов. Невольники продавались так же, как скот, инвентарь.

В хозяйственной жизни преобладали имения вельмож, большие богат­ства имели храмы. Чиновники и служители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться таким имуществом. В имениях фа­раона, вельмож, в храмах трудилось коренное население, труд инопле­менных рабов в таких хозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, ремесленников.

Власть фараона становится абсолютной. Служба по ирригации и оро­шению, объявление войны, назначения должностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, служба судоходства, высший суд - - все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, жаловал, приказы­вал, казнил, миловал, вводил новые указы, отменял старые и т. д. Ему воздавались божественные почести. Только самым близким вельможам дозволялось целовать ноги царя, всем остальным - - то место, где он на­ходился; касаясь носами пола, ползли они к повелителю.

Помощниками фараона по управлению были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, глава судебного ведомства, по контролю за номархами, царскими складами и мастерскими. Им подчинялась масса писцов. В столице имелся градоначальник. Однако даже самые высокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией. Коман­дование ополчением, войском находилось в руках самого царя, его бли­жайшего родственника или поручалось доверенному лицу, имевшему военный опыт, знания. Свои должности вельможи обычно передавали по наследству; их сыновья первое время проходили нечто вроде стажировки в качестве помощников, писцов, учетчиков. По мнению Ю. Я. Перепелкина, знать отнюдь не стыдилась постигать ремесла: сановники являлись владельцами мастерских, зодчими, художниками, прорабами (начальни­ками работ). Специалистов по делопроизводству, а также врачей готовили н учебном заведении «Дом жизни» (рис. 2.).

Власть в государстве, начиная с фараона, проявлялась в концентрации собственности у отдельных лиц. Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла наверху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государ­стве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.

Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окру­жены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали зна­ниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земель­ных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок в пользу государства. Фараон был не только верховным правите­лем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.

 

Рис. 2.

 

Эпоху расцвета Среднего царства(XVIII в. до н.э.) характеризуют следу­ющие важные черты общественных отношений:

- значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;

- происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мел­ких собственников - - неджесов.

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - - разбога­тевших их представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.

В период Нового царствапродолжает развиваться рабство, чему способ­ствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество, хотя их патриархальный характер неоспорим. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили ремесленники-каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и др.

Основная масса общинников-земледельцев беднела. Труд земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился учет людей, а также скота, птицы, имевшихся в их хозяйствах.

Продолжается и возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, крепнет его независимость от центральной власти.

Государственный строй.В период Раннего царстваначинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окру­жал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и при­служников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителя.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное ру­ководство работами по организации оросительного дела в долине Нила.

Особенность государственного строя Древнего царствазаключается в усилении централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - - мероприятия по ороше­нию, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и осво­бождение от них, военные походы, государственное строительство - - проводились под общим руководством главы государства.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии боготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - - верховных сановников, военачальников, хранителей со­кровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном аппарате был верхов­ный сановник - - везир. В его компетенцию входили управление деятель­ностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, управление частью областей и госу­дарственными хранилищами (изменения в Государственном строе показаны на сх. 3).

Начало эпохи Среднего царствахарактеризуется почти неограниченной властью номархов. Это объясняется так называемым «первым переходным периодом» в истории Древнего Египта, который существовал примерно с XXIII по XXI вв. до н.э. и характеризовался крайней раздробленностью страны. Объединению государства и укреплению централь­ной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - - про­исходит замена независимых правителей областей (номов) новыми, подчинен­ными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

 

Схема 3.

 

Основной чертой государственного строя в период Нового царстваста­новится укрепление системы централизованного бюрократического управ­ления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа по-прежнему делились на области - - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, иду­щие в казну (рис. 3).

Статуя царского писца Каи из его гробницы. Египет. Середина III тысячелетия до н.э. Рис. 3

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армиив Древнем царстве не существовало. В случае проведе­ния военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было: во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначен­ный им сановник. В период раздробленности военная сила из ополчен­цев находилась в распоряжении местных номархов.

В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте на­чинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н.э., в египетской армии наря­ду с пехотой появляются конница и боевые колесницы.

В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается по­стоянная боеспособная армияиз земледельцев-египтян, а также мелких и сред­них горожан, которые находятся на полном содержании фараона. В дальней­шем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных ох­ранных пунктов, даже создание флота. Число офицеров, а также их роль и социальный престиж в государстве растут. Регулярная армия пополняется и в ходе периодически проводи­мой переписи населения, переписи военных наборов из юношей-но­вобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могуще­ство империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столи­цы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Суд в Древнем Египте не был полностью отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда (кенбеты) выступали общинные орга­ны самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функ­ции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда. В эпоху Нового царства в столице располагался суд «шести палат», достоверных сведений о компетенции которого не сохранилось.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу его огромного религиозного авторитета не могло быть ос­порено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось отправкой различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Право Древнего Египта. Источники права в Древнем Египте – это:

· первоначально - обычай;

· с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

Самые первые законы были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые состав­ляли сводные, законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились, вероятно, мало шансов найти их.

Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI - - XV вв.) во время официальных приемов держал перед собой «сорок кожа­ных свитков (с законами)». Как видим, они были начертаны не на папи­русе, а на коже, т. е. рассчитаны на длительное хранение. В речении Ипусера, жившего в начале XVII в. до н.э. во времена на­родного восстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выбро­шены, и по ним ходят на перекрестках...» Ипусер огорчен гибелью за­конности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ве­домства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого был Ипусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм. «Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетской право­вой системе.

Право верховной собственности на весь земельный фонд Древнего Египта было закреплено за фараоном. С его одобрения совершались различные формы земельных пожалований отдельным субъектам. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписа­ния о праве собственности, его формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуще­ством. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с уча­стием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычно составля­лись в суде.

В Египте существовали следующие виды земельных владений:

· государственные;

· храмовые;

· частные;

· общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - - да­рить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие личной собственности шло медленно, поскольку община как коллектив выступала сдержива­ющим фактором для индивидуализации собственности. Формализм в распоряжении недвижимой собственностью - - харак­терная черта юриспруденции многих стран Древнего Востока.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло нахо­диться в личной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

· договор займа;

· договор найма;

· договор купли-продажи;

· договор аренды земли;

· договор поклажи;

· договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок пере­хода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

· первое - - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

· второе - - клятва продавца перед лицом богов, подтверждавшая договор;

· третье - - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собст­венности на землю.

Бракв Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собствен­ностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлял­ся свободно для обеих сторон. Брак также оформлялся письменно, имел вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть иму­щества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Следовательно, закон охранял имущественные интересы женщины.

Право содержало нормы о браке и семье. Женитьба и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запреща­лись. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». Рамзес II за 67 лет царство­вания имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына. Рамзес III имел всего три жены, но также любил женское общество.

В Древнем Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом». Муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги вместе ходили в храмы.Древние надписи содержат красочные описания жизни верных супру­гов. Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат - - сестру, однако в «разумных пределах». Увечья наказывались. Виновный должен был до­казывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палоч­ных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.

Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам. В ли­тературе женщин не жаловали, у них якобы имелась масса пороков: легко­мыслие, капризность, неверность, лживость, мстительность, неспособность хранить тайны. Зато мужья - - рассудительны, преданны, заботливы. Женитьба, размеры приданого, рождение ребёнка, смерть фиксиро­вались в «Доме жизни», деловом центре, своеобразном университете. При таком акте присутствовали свидетели.

В Египте относительно долго существовал матриархат. С течением времени главой се­мьи становится муж, и жена несмотря на ее достаточно высокое по­ложение в семье утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследованиекак по закону, так и по за­вещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить

и муж, и жена.

Египетское право признавало преступлениямиширокий круг деяний, которые можно условно объединить в следующие группы:

· посягательства на государственный и общественный строй - - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. Эти преступле­ния считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответ­ственность наряду с непосредственным виновником несли все члены его семьи;

· преступления религиозного характера - - убийство священных животных, чародейство;

· преступления против личности - - убийство, членовредительство;

· имущественные преступления - - кража; обвешивание, обсчет покупателя;

· преступления против чести и достоинства - - прелюбодеяние, изнасило­вание.

В числе преступлений упоминаются : восстания против фараона, не­повиновение властям, отказ участвовать в общественных работах, ограб­ление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, лету­чей мыши, если они считались священными животными в данной мест­ности, и др. В начальный этап Древнего царства преступления против родствен­ников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Пре­дания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность (рис. 4).

Рис. 4.

 

 

Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вель­можи свиток, возможно, законник. Виновный в краже имущества фараона кроме штрафа подвергался те­лесному наказанию (200 ударов палками и 5 ран). Рамзес I издал указ о наказании взяточников. Их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, низводились до поло­жения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте».

Законы, обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...» «Кто содеет подобное, да сожрет его кро­кодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погре­бальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах». Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем - - не помогало. В начале цар­ствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшений и золотых масок поместили в тайных местах (рис. 5).

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести пре­ступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. За хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в 2- -3-кратном размере. Пострадавший мог обратиться в городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителю четвертую часть ее стоимости.

Общий вид великих пирамид в Гизе (недалеко от Каира). На заднем плане - пирамида Хуфу, в середине - Хафра, на переднем плане - Менкаура и меньших размеров гробницы вельмож. Рис. 5.

Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

Процессвелся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны (частное производство). В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

 








Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 5153;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.047 сек.