Обучение монологической публичной речи

Методики обучения орфографически и пунктуационно гра­мотному письму касались письменно-речевой деятельности со стороны ее мыслительной составляющей, так как речь шла об анализе слов и предложений с целью адекватного употребления средств письменного выражения мысли — орфографических и пунктуационных правил.

Сейчас мы переходим к проблеме обучения построению са­мой мысли, составляющей содержательную сторону речи, об­ращенной к другим людям, то есть к методике обучения самой речевой деятельности.

Речь, обращенная к людям, чтобы достичь своей цели, должна обладать определенными качествами. Цель устной речи — повли­ять на слушателей, убедить их в чем-то, равно как и разубедить в другом, дать какую-то важную для них информацию, склонить на свою сторону (если это полемическая речь), разъяснить трудные вопросы, оградить от ошибочных мыслей и поведения, побудить к положительным, полезным обществу поступкам, вызвать жела­ние активных действий и т.п. Этим целям и должны отвечать качественные характеристики речи и вообще речевой деятельно­сти. Если слово не достигает своей цели, то это не речевая дея­тельность, а просто бессмысленное говорение неизвестно для чего.

Психологически всегда интересно знать, почему иной, впол­не грамотный человек — начальник, депутат, гость на телесту­дии и т.д. говорит неубедительно, непонятно, а то и неправиль­но, если судить его по речевым канонам (словоупотреблению, ударениям в словах, произношению и т.д.). Как правило, ответ находится банальный — неумение говорить, выражать вслух свои мысли. Дело в том, что громкая речь — это внешнее выражение внутренних процессов порождения мысли, так что при отсутст-


вии мысли речевая деятельность не состоится тоже, а опять окажется бессмысленным говорением неизвестно о чем.

Все же мы будем исходить из того, что у человека мысли есть, и неплохие, но он не умеет хорошо их излагать устно, особенно публично. Поэтому его надо обучить устной речевой деятельности, умению излагать свои мысли публично.

Первое и главное — это обучение не ораторскому искусству, не мастерству лектора, не вообще искусству устной речи, а ра­циональному построению устного выступления, в котором были бы ясны для говорящего цель, основные средства ее достиже­ния и воплощения содержания речи в конечный результат — в некое психологическое новообразование в сознании людей (слу­шателей, аудитории). Таким новообразованием будет или новое для них знание (информация), или первые сомнения в пра­вильности собственных убеждений и взглядов или, наоборот, еще большее укрепление в своей личной позиции (неважно, правильной или неправильной), словом, согласие или несогла­сие с оратором, но не безразличие.

Наша задача — показать начинающему (или «опытному», но неумелому) оратору, как правильно спланировать структуру ре­чи, начиная от цели и кончая тем воздействием на мысли и чувства людей, перед которыми он выступает с речью, чтобы конечный результат выступления выражался в согласии аудито­рии с ним. •

А что касается ораторского искусства или мастерства речи, как и всякого искусства, то это нечто уже сложившееся благодаря длительной практике, личностным особенностям обладателя ма­стерства (эмоциональность, страстность, убежденность, красно­речие, чувство юмора, иронии, сарказма, приятный голос и тд. и т.п.). Такое мастерство — ценное приобретение, и оно обязатель­но придет со временем, и тем скорее, чем успешнее с самого начала будет складываться практика оратора-новичка.

Ниже будет представлена методика (разработчики Б.Ц.Бад-маев, А.А.Малышев), которая позволяет быстро научиться ра­циональному подходу к составлению, сочинению речи и, главное, логически стройному, доказательному (а значит, убедительно­му) изложению ее перед аудиторией.

Исследования показали, что наибольшей силой воздействия на современную (информированную и грамотную) аудиторию обладают те речи, которые, во-первых, доказательны (рассуж­дения оратора убеждают), во-вторых, информативны (содержат много нового и интересного материала), в-третьих, теорию ор-

ганически связывают с жизнью (позволяют слушателям лучше понять жизненные проблемы) и, в-четвертых, логически строй­ны (изложение одного вопроса обязательно подводит мысль слу­шателей к восприятию следующего).

Здесь перечислены четыре основных (первых качественных показателя лекции или любого другого устного выступления пе­ред аудиторией и названы в порядке убывания их значимости (на 1-м месте доказательность и т.д.). Если внимательно к ним присмотреться, то они характеризуют именно само выступле­ние, то есть речевую деятельность, а не личность оратора.

В этом же исследовании были выявлены и другие важные качества публичной речи, но уступающие названным по силе влияния на людей. Перечень их (в порядке убывания значимо­сти) выглядит так: свободное владение материалом (выступаю­щий не читает по тексту, а рассказывает) — 5-е место', эмоци­ональность речи (видна личная убежденность оратора по его страстности, готовности спорить и отстаивать излагаемые мыс­ли) — 6-е место, и далее контакт с аудиторией, культура речи, популярность языка — соответственно 7, 8, и 9 места. Как ви­дим, в этих показателях, занимающих по силе воздействия на слушателей с 5-го по 9-е места, отражена личность оратора.

Таким образом, приходится делать вывод: необязательно (хотя и желательно) быть красноречивым, эмоциональным, внешне и внутренне культурным человеком, уметь красиво говорить, но, главное, надо доказательно, логично, информативно и с поль­зой для практики построить речь.

И тогда она будет убедительной.

Отсюда следует, что обучение речи (устной, монологической, публичной) как деятельности требует построения такой ее ориен­тировочной основы, которая нацеливала бы обучаемого на харак­терные признаки самой речи, а не личности, ее произносящей. Это вообще-то соответствует общеметодологическому положению отечественной психологии о том, что личность сама формируется в процессе и благодаря собственной деятельности. Применитель­но к становлению оратора, его личности это означает, что был бы он обучен правильному выполнению деятельности, а мастерство или искусство оратора (такие его составные элементы, как эмо­циональность, культура речи, раскованное, свободное поведение перед аудиторией, хорошая ориентировка в излагаемом материа-

'В момент исследований (конец 70-х—начало 80-х гг.) выступление без «бу­мажки» очень ценилось, ибо было редкостью. Сейчас этот показатель не зани­мает столь высокого места, став привычным и заурядным явлением.


ле, тесный контакт с любой аудиторией и другие подобные каче­ства личности) сформируются в процессе приобретения практи­ческого опыта речевой деятельности.

Поэтому методика ускоренного обучения устной речевой дея­тельности построена на следующей психологической ее модели:

а) структурно-логической схеме процессов подготовки и про­изнесения речи, моделирующей все последовательные дейст­вия и операции, составляющие деятельность оратора;

б) набор различных тем выступлений, составляющих модели ситуаций деятельности, на которых обучаемые учатся решать задачи подготовки и изложения задуманной (подготовленной) речи при опоре на структурно-логические схемы деятельности.

Основные элементы методики были нами распространены еще в ходе ее разработки в 70-х гг. и широко использовались в порядке эксперимента при подготовке преподавателей, экскурсоводов, про­пагандистов и лекторов общества «Знание», студентов гуманитар­ных вузов и слушателей военных академий, институтов и факуль­тетов повышения квалификации руководящих работников и т.д.








Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 947;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.