Динамика емкости рынка, или жизненный цикл продукта
Среди перечисленных выше параметров особое место занимает уровень базового спроса, который, как отмечалось, является сценарным параметром. Этот относительный показатель по ходу игры изменяется, отражая жизненный цикл продукта. Соответственно изменяется и емкость рынка.
Напомним (см. рис. 2.12), что по теории жизненного цикла отношение к любому продукту со стороны потребителей последовательно проходит следующие стадии:
- появление и рост спроса;
- насыщение спроса;
- спад интереса.
При этом не обязательно, чтобы временной период игры охватывал все эти стадии для каждого продукта. В базовый сценарий «Норма» заложено следующее:
- уровень базового спроса на продукт А в течение первых двух лет линейно возрастает от 2 до 5 (рост спроса), в течение третьего года сохраняется на уровне 5 (насыщение спроса), а в течение оставшихся трех лет линейно опускается до 3 (спад интереса);
- уровень базового спроса на продукт В в течение первых трех лет линейно возрастает от 1 до 6 (рост спроса), а затем остается на уровне 6 (насыщение спроса);
- уровень базового спроса на продукт С в течение всех шести лет игры линейно возрастает от 1 до 6 (рост спроса).
Из сказанного становится более понятным рис. 10.4, где как раз такие стадии и изображены. Но Администратор может как угодно (в разумных пределах) изменить кривые жизненного цикла этих продуктов. Чем выше будет график «Уровень базового спроса», тем легче будет играть участникам, и наоборот.
В частности, можно реализовать в сценарии идею сезонных колебаний, т.е. резких изменений спроса, происходящих в определенные месяцы календарного года. Типичный пример из жизни – повышение спроса на потребительские товары в декабре, когда все готовятся к Новому году и покупают друг другу подарки.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 914;