Емкость рынка

По исходному предположению модели, рынки продуктов А, В и С независимы друг от друга, т.е. любые события, происходящие на одном рынке, не оказывают никакого влияния на остальные рынки.

Под емкостью рынка понимается потенциально возможный объем продажи определенного продукта на рынке в течение месяца. По ходу игрового курса емкость рынка количественно изменяется по определенному закону и не зависит от действий фирм-участниц игры.

Механизмы модели, о которых пойдет речь ниже, таковы, что совокупный первичный спрос на продукции всех фирм, включая скрытых конкурентов, всегда совпадает с емкостью рынка. Иными словами, заранее заданная емкость рынка распределяется между фирмами в форме спроса на их продукцию.

Понятно, что емкость рынка в указанном понимании не может задаваться произвольно, в отрыве от количества участвующих фирм (команд), а также от их производственных возможностей, определяемых мощностью оборудования. Одно дело, когда в игре участвует 2 фирмы при мощности оборудования, равной, например, 100 единицам продукции в месяц, и совсем другое дело, когда играют 10 фирм при базовой мощности оборудования в 1000 единиц. Если емкость рынка окажется слишком большой по сравнению с возможным общим объемом производства, то играть будет легко, а если слишком малой, то – невозможно. В процессе игры фирмы (команды) должны ощущать «дыхание» конкурентов. Но в то же время у них должна быть возможность успешно продавать свою продукцию и развиваться.

Иными словами, в общей модели игры совокупные производственные возможности и рыночные потребности должны быть согласованы.

С учетом этих соображений, емкость рынка продукта А, В или С в каждом месяце игрового курса рассчитывается на основе следующей последовательности параметров:

  • средняя мощность оборудования соответствующего вида – сценарный параметр, который Администратор может изменять до начала игрового курса (см. табл. 1.3);
  • уровень базового спроса на данный продукт – сценарный параметр в виде точки графика «Уровень базового спроса», который Администратор может изменять до начала игрового курса (см. рис. 10.4);
  • базовый спрос – результат умножения средней мощности оборудования на уровень базового спроса;
  • регулятор спроса – управляющий параметр, который Администратор может изменять по ходу игры (см. рис. 10.16); по умолчанию данный параметр равен единице;
  • нормальный спрос – результат умножения базового спроса на регулятор спроса;
  • емкость рынка – результат умножения нормального спроса на число 2N (общее количество фирм на рынке).

Заметим, что последние три из этих показателей представлены в верхней части рис. 10.11.

Поясним суть дела на числовом примере.

Пусть в игре участвуют 2 фирмы, средняя мощность оборудования равна 500 единиц продукции, уровень базового спроса равен 3, а регулятор спроса – 1. Тогда нормальный (базовый) спрос составит 1500 (500*3), а емкость рынка – 6000 (1500*4). При этом нормальный спрос выражает общественную потребность в продукте, приходящуюся в среднем на одну из четырех фирм, присутствующих на рынке (две фирмы-участницы игры и два скрытых конкурента). Иными словами, у каждой фирмы-участницы игры имеется потенциальная возможность продавать 1500 единиц продукции, хотя фактический объем продаж данной фирмы может оказаться меньшим или большим в зависимости от различных обстоятельств (см. ниже пп. 4).

В то же время фирма имеет возможность производить указанное количество продукции, поскольку по своему масштабу оно соотносится с мощностью доступного оборудования и правилам производства на нем продукции, заложенным в общую модель игры (см. п. 2.1).








Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 766;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.