Основными событиями в театральной жизни Великобритании
на стыке XIX—XX вв. были:
• возникновение Театрального общества в 1899 г. Оно считалось свободным клубом и не зависело от цензуры. В нем шли самые передовые пьесы (Ибсен, Шоу, Чехов, Горький);
• создание режиссером 'Г. Ирвингом (Irving, Sir Henry (1838—1905) театра "Лицеум", где ставились сентиментально-мещанскиг пьесы, в которых приглушалась острота социальных проблем, хотя публика настоятельно требовала более острых и злобо дневных впечатлений от театра;
• создание критиком Джекобом Т. Грейном (Jacob T. Grein) Неза висимого театрав Лондоне в 1891 г., где ставились злобо дневные реалистичные пьесы английских авторов; свобода от цензуры обеспечивалась входом по подписке
• возникновение стационарных театров в крупных промышленных городах:
• Манчестере (1908);
• Ливерпуле (1911); . Бирмингеме (1913).
Успех театров на стыке XIX—XX вв. определялся следующими
причинами: У новый репертуар, свобода от цензуры; у реалистический стиль и натуралистические тенденции новой
драмы;
• новая драматургия (пышные постановки классики режиссеры JI стремились приблизить к современности, дать психологическое Щ раскрытие личности героев).
I, В конце XIX в. в театре становится заметным влияние символиз-* ма, ведущим представителем которого был Оскар Уайльд Ш (Wilde, Oscar(1854-1900).
Щ. В литературе викторианской эпохи в поэзии и прозе продолжал Щ доминировать романтизм,хотя внимание многих авторов начина-*, ют привлекать острые современные проблемы, такие как. | • расширение английской демократии;
• образование, прогресс;
;, У материалистическая философия;
.- • религия;
■ • тяжелое положение рабочих.
В английской литературе конца XIX — начала XX вв. были распространены следующие направления:
• научная и философская литература. Ее ведущими представителями были:
• Томас Маколей (Thomas Babington Macaulay) — языком парламентских дебатов воспевал процветание среднего класса;
• Джон Ньюман (John Henry Newman) — чувственной красивой прозой отвлекал народ от материализма и скептицизма назад к чистой христианской вере;
• Томас Карлайл (Thomas Carlyle) — развивал "героическую философию" о культивировании людей, подобных богам;
• Уолтер Патер (Walter Pater) — призывал спасаться от социальных проблем в эстетике гедонизма (наслаждении жизнью);
• поэзия. Ведущими поэтами эпохи были.
• Алджернон Чарльз Свайнберн; . Данте Габриэль Россетти;
• Уильям Моррис;
• Альфред Теннисон;
• Редьярд Киплинг; • роман. Постепенно стал доминирующей формой в литературе.
Это сопровождалось переходом от романтизма к реализму. Крупнейшими английскими писателями-романистами XIX в. были.
• Чарльз Диккенс (Dickens, Charles) — автор романов "Приключения Оливера Твиста" (1837—1839); "Дэвид Копперфилд" (1849-1850) и др.;
• Уильям Теккерей (Thackeray, William Makepeace) — "Ярмарка тщеславия" (1847-1848).
В английском романе появляются новые черты:
• новый дух реализма;
• демонстрация современной жизни, живых характеров;
• изображение социального зла с помощью юмора и карикатуры. Молодыми писателями тех лет, заявившими о себе как о сильных реалистах, были:
• Редьярд Киплинг (Kipling, Rudyard);
• Джозеф Конрад (Conrad, Joseph);
• Арнольд Беннетт (Bennett, Arnold); l/ Джон Голсуорси (Galsworthy, John). 3. Вторая половина XIX в. была временем бурного развития спорта
в Великобритании. "Спортом № 1" в стране постепенно стано вится футбол. В 1863 г. был сыгран первый футбольный матч по правилам, близким к современным. Менее чем через 10 лет, в 1872 г., состоялся первый в истории матч сборных: Англия -Шотландия.
Развитие футбола в Великобритании пошло в рамках отделы ных национальных федераций — Англии, Шотландии, Уэльса, Ирландии (затем — Северной Ирландии). В каждой из состав ных частей Великобритании стал проводиться отдельный чемпионат по футболу (т. е. чемпионат Англии, Шотландии и т. д.). Футбол был не единственным видом спорта, распространен ным в Великобритании. Особой популярностью (в среде ари стократов) пользовались также конный спорт, гольф, теннис.
В 1908 г. в Лондоне с большим успехом прошли IV Олимпий ские игры.
Культура Великобритании в первой половине XX в.
Разнообразие направлений — характерная черта искусства XX столетия, в т. ч. искусства Великобритании. В первые десятилетия XX в. особую популярность приобрел авангард — различные направления необычного искусства (сторонники данных направлений считали свое искусство "идущим впереди" времени, щ отсюда и название).
Направлениями авангардабыли: Щ/ в живописи:фовизм (от фр. слова fauve — дикие, хищные);
• экспрессионизм;
• кубизм;
• футуризм;
сюрреализм;
• дадаизм и др.; " i/ в скульптуре:
• экспрессионизм;
• витализм;
• кубизм;
• конструктивизм;
• сюрреализм;
• в литературе:
• реализм;
• модернизм;
• антиутопия.
2. Среди британских деятелей культуры первой половины XX в.
были знамениты:
• скульпторы:
• Генри Мур (Moore, Henry (1898—1986), которого относят к виталистам. Его называли Микеланджело XX века. Он талантливо умел связывать скульптуру с окружающей средой (в парках, скверах, около домов). Стал всемирно известен после второй мировой войны. Его знаменитая "Лежащая фигура" из камня и мрамора стоит около здания ЮНЕСКО в Париже;
• Барбара Хепуорт (Hepworth, Barbara {1903—1975) - абстракционист; предпочитала создавать работы из металла, камня;
• Джейкоб Эпштейн (Epstein, Sir Jacob (1880—1959) — скульптор, творил в стиле Родена;
• художники:
• Паул Нэш (Nash, Paul (1889—1946) — баталист, пейзажист; писал сцены пейзажей и сражений в течение обеих мировых войн, добился признания также и как сюрреалист;
• Стэнли Спенсер (Spencer, Sir Stanley (1891—1959) — создавал работы на библейские темы в консервативной манере;
• Грэм Сазэрленд (Sutherland, Graham Vivian (1903—1980), модернист, развивал уникальный стиль живописи пейзажа, писал портреты в реалистичной манере;
• композиторы:
• Элгар Эдвард Уильям (Elgar, Sir Edward William (1857—1934) -писал хоровую и оркестровую музыку;
• Фредерик Делиуе (Delias, Frederick (1862—1934) — писал оперы ("Деревня Ромео и Джульетты"), оркестровую и камерную музыку;
• Ралф Воэн-Вильямс (Ralph Vaughn-Williams) — передовой британский композитор;
• Уильям Уолтон (Walton, Sir William Turner(1902—1983) - писал классическую музыку, оперы;
• писатели:
• .Д.Г. Лоуренс (Lawrence, D(avid) H(erbert) (1885—1930) за тем ные, психологические романы был подвергнут цензуре. Ро ман "Любовник леди Чаттерлей' (1928) был запрещен как порнографический (в 1960 г. обвинения в "порнографическом" характере романа было снято судом);
• Т.С. Элиота (Eliot, Thomas Stearns. (1888—1965); его поэмы, особенно "Утерянная Земля" (1922), выражают разочарование в современной цивилизации, так же как и популярные романы Олдоса Хаксли (Huxley, Aldous Leonard (1894—1963);
• Редьярд Киплинг (Kipling, Rudyard (1865—1936) и Эдвард А/ Форстер (Forster, Edward Morgan (1879—1970) писали об эк зотических странах, неизведанных местах; восхваляли мопп. Британской империи;
• Джеймс Джойс (Joyce, James (1882—1941), ирландский писа тель — роман "Улисс" (1922);
. Ивлин Во (Waugh, Evelyn Arthur St. John (1903-1966) и Л.Г. Bv<> хаус (Wodehouse, Sir Pelham Grenville (1881-1975) - в 1920
1930 гг. создавали романы, высмеивающие жизнь британ-ского высшего общества; Кристофер Фрай (Cristofer Fray) — писал произведения с элементами критики современного общества, например, "Сон пленникое", "Солнечный двор"; Джон Р. Толкиен (Tolkien, John Ronald (1892-1973), известен своими романами в стиле фэнтези, написал в 1937 г. роман "Хоббит".
ЯЗ. Кинематограф, воспринимавшийся поначалу как курьез и не-Шг серьезная забава, постепенно совершенствовался художественно Щ и технически. Кинопроизводство в Великобритании начало развиваться в 1930-х "щ гг., после того как правительство установило квоту, требующую Ц проката в стране определенного процента фильмов, снятых в Bell ликобритании.
Щ Появление звука в кино положительно отразилось на развитии щ британского кинематографа благодаря сильной английской Tell атральной традиции. Выдающиеся деятели английского художественного кино начала % века:
• Александр Корда (Korda, Alexander (1893—1956), венгр по происхождению, режиссер и продюсер, способствовал производству и международному прокату британских фильмов (^'Частная жизнь Генриха VIIJ" (1933), в гл. роли, Чарльз Лаутон (Laughton, Charles (1899—1962), получил премию "Оскар");
• Альфред Хичкок (Hitchcock, Sir Alfred Joseph (1899-1980), работал в британском кинопроизводстве до эмиграции в Соединенные Штаты в 1939 г., снимал фантастические и остросюжетные фильмы.
— Крупнейшими режиссерами-документалистами были: _ И Джон Грирсон (Grierson, John (1898—1972);
• Майкл Пауэлл (Powell, Michael (1905—1990);
• Е. Нрессбургер (Emeric Pressburger (1902-1988);
• Дэвид Лиин (Lean, Sir David (1908-1991); l/Кэрол Рид (Reed, Sir Carol (1906-1976).
Современная культура Великобритании (1945-2005)
1. Во второй половине XX в. Великобритания, как и раньше, оставалась одним из всемирных центров театрального искусства. Этому способствовали высокий класс актеров и качество пьес. В театре и драматургии появились новые направления и авторы:
• реализм, изображавший жизнь низших классов. В 1956 г. возникло новое критическое направление - "Движение рассерженных молодых людей"("Angry young man movement) no аналогии с главным героем пьесы Джона Осборна (Osborne, John (1929—1994) "Оглянись во гневе" ("Look back in anger"). Среди других ведущих драматургов этого движения были:
• Джон Арден— с темой осуждения войны;
• Арнольд Вескер — с критикой британского общества;
. Эдвард Бонд — с мрачными картинами жизни низших слоен общества; некоторые его произведения были запрещены;
• театральная драма:
• авангардистские работы Сэмюэля Бекетта (Beckett, Samuel (1906—1989), одного из основателей театра абсурда;
• пьесы и сценарии Гарольда Пинчера (Pinter, Harold (1930) в сти ле театра абсурда (использование нелогичных ситуаций, стран ных диалогов и т. п., чтобы выразить очевидную нелепость человеческого существования);
• "фриндж-театр" {'Fringe Theatre" ("в стороне от главного", "ни краю" — так можно перевести этот термин). Отличался острой социальной направленностью. В Эдинбурге в 1947 г. родилась традиция проведения фестивалей фриндж-театров.
2. В художественной прозе после второй мировой войны не появи лось ясных новых направлений, кроме так называемых "рас серженных молодых людей', нападавших на устаревшие социаль ные ценности. Писатели, которых можно отнести к этому на правлению:
• Кингслей Амис;
• Джон Уэйн;
• Джон Брэйн.
Литература других направлений отличалась разнообразием стилей и интересов авторов. Ведущими британскими писателями второй половины XX в. были:
B.C. Прайчетт (Pritchett, Sir V.S. (1900-1997), которого отличали легкий стиль, захватывающие истории, остроумная литературная критика;
Дорис Лессинг (Lessing, Doris (1919). Ее романы и рассказы посвящены самоанализу и исследованию безумия. Героиня — чувствительная женщина;
Энтони Пауэлл (Powell, Anthony Dymoke (1905—2000). Самое известное его произведение — "Танец под музыку времени' (1977— 1983) про нравы английского общества с 1920-х по 70-е гг.; Энтони Берджесс (Burgess, Anthony (1917—1993), автор известного романа о подростковом насилии "Заводной апельсин" (1962), ставшего культовым после фильма Стзнли Кубрика; Айрис Мердок, для которой было характерно комическое исследование жизни в контрасте с серьезностью идей — "Монахинии Солдаты" (1980), "Хороший Ученик" (1986); Джон Ле Карре(Le Carre, John псевдоним David John Moore Cornwell (1931) — автор шпионских романов; fV Уильям Голдинг (Golding, Sir William (Gerald) (1911—1993) — автор аллегорических романов о свойстве человеческой личности к деградации, а также нравственном выборе в критических ситуациях {'Повелитель Мух" (1954); "Шпиль" (1964). Награжден Нобелевской премией в области литературы 1983 г.
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 2253;