Воспитание историей
История — это школа гражданского воспитания, патриотизма. А что такое патриотизм? Ответ на этот вопрос следует искать не в области отвлеченных рассуждений, а в реальном поведении людей в кризисные для страны, государства, Отечества периоды. Из кого состояло ополчение Кузьмы Минина, что туда привело людей и какое значение это имело в той ситуации и для будущего России? К каким чувствам солдат обращался Петр I накануне Полтавского сражения: Воины! Настал час, который должен решить судьбу Отечества. Но знайте, что сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А что касается меня, то знайте, жизнь для Петра не дорога, лишь бы Россия жила в чести и благоденствии? Какая сила заставила старостиху Василису Кожину возглавить отряд из подростков и женщин, истреблявший небольшие группы наполеоновских солдат в Смоленской губернии? Какая корысть была в поступке Ивана Сусанина? Из каких побуждений Александр Матросов закрыл своим телом амбразуру, а В.Талалихин пошел на таран фашистского самолета? Что означают слова О.Бисмарка: войну с Австрией 1866 г. выиграл прусский учитель?
В основе поведения людей в нелегкие для страны моменты лежит особое состояние человеческого духа, точное название которому — патриотизм. Патриотизм — это не отказ от личного, а, напротив, эмоциональное состояние, стержнем которого является превращение общего блага в нечто глубоко личное или даже жертвенное. Поскольку он не заложен в человеке изначально, от рождения, импульс идет от жизни, от воздействия на человека окружающей его среды.
Целенаправленным способом это осуществляется через воспитание. Австро-прусская война 1866 г. была выиграна прусскими солдатами, однако О. Бисмарк прав, говоря, что ее выиграл прусский учитель, учитель истории. Основным материалом, на котором реализуется патриотическое воспитание, является память прошлого, воспитание историей.
В чем состоят проблемы исторического воспитания? Прежде всего, они связаны с несовпадением общества и государства, Отечества и власти.
Это несовпадение сопровождает развитие истории на всем ее протяжении с момента возникновения государства. Вспомним стихи М. Ю.Лермонтова:
Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ [52].
Что же, поэт, написавший эти строки в связи с его высылкой на Кавказ, не любил свою Родину? Чувство обиды, горечи заслонило и пересилило ее? Нет, просто патриотизм М.Ю.Лермонтова имел более глубинную основу:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой... [53].
И те и другие строки были написаны в 1841 г. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» — это гимн Родине, Отечеству, солдатской стойкости, мужеству и самопожертвованию. Ненавидя пороки и несправедливость, поэт продолжал любить свою страну.
Разновидностью «странной любви» к родине была позиция большевиков в годы Первой мировой войны — никакой поддержки Временному правительству. Интересы России понимались большевиками весьма своеобразно. Социальный мотив перевешивал значимость победы России в войне, целесообразность ее поражения обосновывалась необходимостью построения в стране нового строя. Однако этот же мотив не помешал генералу А.И. Деникину, непримиримому противнику Советской власти, резко осудить тех представителей белогвардейского движения, которые участвовали в войне против СССР на стороне Германии; он же привел часть участников белогвардейского движения к борьбе против фашизма в Югославии в числе сторонников И. Броз Тито. Базовые, фундаментальные ценности гражданственности и патриотизма заключены в Отечестве, что понятно: родина у человека только одна. Воспитание историей опирается в этом случае на все прошлое, а не на те лишь его пласты, которые, так или иначе, согласуются с особенностями конкретной государственной политической системы. В этой ситуации прошлое становится источником гражданского согласия возможно более широких слоев населения, тогда как избирательный подход к нему порождает разрыв связи времен, становится водоразделом между поколениями и социальными прослойками в обществе. Избирательность подхода к прошлому всегда определялась приоритетом политических ценностей и интересов в обществе, хотя именно в критических для судьбы Отечества ситуациях на первый план выдвигались гражданские, патриотические мотивы, которые и оказывались решающими. Таков один из неоспоримых уроков прошлого России.
Фундаментальной основой воспитания историей является опора на качественное своеобразие явлений и общественной среды, которое не отделимо от их природы и сущности [54]. Гражданская, патриотическая позиция, как и национальная принадлежность, заключает в себе все то, что отличает историческое прошлое и реальное бытие одного народа от другого. Правда, патриотическая Позиция предполагает еще и активность, выражается не в форме некоторой абстрактной, вневременной любви к отечеству, а в виде стремления принести ему конкретную пользу. Конечно, на вопросы «Что есть благо для отечества?», «Каковы способы его реализации?» нет однозначных ответов. Но с уверенностью можно сказать, что отрицание необходимости учитывать самобытность, своеобразие своей страны не может привести к формированию качеств гражданина отечества, о чем свидетельствует опыт решения этой проблемы в различных странах.
Одним из крайних вариантов воспитания историей является организация воспитания патриотизма в современной Америке. Средства массовой информации США неустанно прославляют «американскую исключительность», «американский образ жизни», «американскую предприимчивость», «американскую демократию», «американскую мечту», «американскую цивилизаторскую миссию». Все это находит весьма конкретное выражение в стандартах поведения американцев. На протяжении десятилетий в США выработалось устойчивое общественное мнение по поводу «исключительности» судьбы Америки. В этой ситуации негативные отзывы об американском образе жизни вызывают отрицательную реакцию большинства американцев. Воспитание патриотизма в США начинается уже в младших классах. Культ Америки перерастает в национализм, который самым тесным образом связан с финансовыми интересами, бизнесом, культом доллара. Составляющими комплексного гражданско-патриотического воспитания в США являются героизация, поэтизация образа человека, обязанного всему, что он имеет, исключительно самому себе, а также культ силы и индивидуализма, формирование таких черт поведения, как агрессивность, жестокость, презрение к противнику, наглость. Воспитание гордости за Америку сочетается с привитием презрения к инородцам и т.д.
Конечно, «американской исключительности» в реальности не существует, как, впрочем, не может быть и иной национальной и тому подобной исключительности, избранности, миссионерской предопределенности. Все это относится к числу легенд, внедряемых весьма небезуспешно, как и в случае с США, в жизнь. Эти мифы становятся составной счастью общественного, в том числе и исторического, сознания. В реальности патриотическое воспитание в США опирается на своеобразие исторического развития страны, которое доводится до крайней, гипертрофированной формы.
Первое постсоветское десятилетие в истории России прошло под знаком отказа от постановки проблемы патриотического воспитания.
По мнению известного российского деятеля культуры Р.Быкова, одна из причин «шизофренизации» населения — угнетение родового инстинкта, принижение чувства патриотизма.
А вот мысли о патриотическом воспитании в России режиссера К.Шахназарова: «...в последние годы патриотизм у нас был не в моде... Мы с начала перестройки уже столько раз о себя ноги вытирали, что в результате считаем, будто бы сами начали войну с Германией и позднее ее проиграли» [55]. Представители властных структур того времени изгнали слово «патриотизм» из лексикона. Более того, проявилось и откровенное враждебное отношение к России. По мнению одного из адептов демократии и либерализма, Россия является сырьевым придатком других стран.
В мировом хозяйстве для нее нет места, Россия только мешает, это обанкротившаяся страна. Он считает, что Россия должна расстаться с образом всемирной державы [56].
16 февраля 2001 г. в России была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 гг.». Она носит комплексный характер, предусматривает различные уровни и формы патриотического воспитания и механизмы его реализации. В какой мере этот документ отражает необходимость учета исторического своеобразия прошлого страны и ее современного состояния в реализации поставленных задач? В общей форме в программе содержится идея возрождения «истинных духовных ценностей российского народа», обеспечения «заинтересованности общества в развитии национальной экономики», сохранения и развития «славных боевых и трудовых традиций Отечества» [57]. Важно подчеркнуть, что по этим позициям государство стремится определять меру эффективности реализации программы. Масштабностью отличается проблема военно-патриотического воспитания. Во многом она связана со страницами Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг., хотя опирается и на соответствующую традицию общественного прошлого. В этой опоре проявляется учет исторического своеобразия как одной из фундаментальных предпосылок патриотического воспитания. В качестве важного рычага реализации функции патриотического воспитания в программе фигурирует историческое образование.
Современная ситуация в области гражданского, патриотического воспитания далеко не всегда свидетельствует об успешной реализации упомянутой государственной программы. Показатель этого несоответствия — намерение проводить преобразования в стране не в соответствии с особенностями ее исторического пути, ее традициями и ценностями жизни, а по меркам и лекалам западных ценностей. Об остроте разногласий в общественном мнении современной России по вопросу соотношения либерализма и патриотизма свидетельствует позиция одного из наших политиков. По его мнению, нынешние фальшивые либералы ненавидят Россию. О таких либералах писал еще Ф.М.Достоевский [58].
Понадобились образы Ф.М.Достоевского, значит, связь времен не распалась, прошлое сохраняет свое значение опоры в настоящем, будущее не безнадежно.
Прошлое страны — одна из фундаментальных основ патриотического воспитания по простой причине. Без прошлого нет будущего и вовсе не только в смысле воспитания. Значимость прошлого выше различий в сфере идеологии. Определенное понимание этого положения содержится в государственной программе по патриотическому воспитанию на 2006 — 2011 гг. [59], в которой средствами воспитания названы страницы как досоветского, так и советского прошлого.
Контрольные вопросы
1. Каково содержание понятий «предмет» и «объект исторической науки» и их соотношение?
2. В чем отличие исторической науки от естественных наук?
3. Каково соотношение научно-исторического и художественного отображения действительности?
4. Что такое историческое сознание? Каковы его виды и источники формирования?
5. Что такое уроки истории, в чем их назначение?
6. В чем назначение и каков механизм предвидения будущего?
7. В чем отличие предвидения от пророчеств и фантастики?
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 1908;