ВОПРОС 24: Реализм в творчестве Г. Флобера. «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств».

Новый этап реализма XIX века связан прежде всего с именем Флобера (1821—1880). Его творчество отразило все настроения и тенденции, которые характеризуют Францию 50—60-х годов. Эстетические воззрения. Как и многие его современники, Флобер был подавлен последствиями революции 1848 года. Глубоко презирая торжествовавшую буржуазию; писатель склонен был сомневаться в возможности какой-либо исторической перспективы.

Именно в силу отвращения к современной жизни он пропагандирует необходимость особой сферы для художника — сферы прекрасного, искусства, которое сознательно отказывается служить буржуазной морали.

В высказываниях писателя не раз звучит мысль, близкая пар­насцам, о первостепенном значении художественной формы в про­изведении. И в своей творческой практике он проявляет исключительное внимание к форме, добиваясь совершенной выразительно­сти и чистоты стиля. Теоретически сближаясь с идеологами «чисто­го искусства», он склонен был рассматривать живую действительность как материал, приобретающий смысл лишь в руках худож­ника. Однако у Флобера эстетизация действительности не снимала глубокого анализа жизненных противоречий. Под художественным совершенством писатель понимает насыщенность произведения строгой правдой.

Флобер, однако, не раз проговаривается, что форма и содержание существуют лишь в неразрывном единстве.

В основе эстетических поисков Флобера лежит стремление к жизненной достоверности. Он разделяет принцип реализма своего времени: описывать «без воображения». Наследуя главную черту творческого метода Бальзака и Стендаля — социальную детермини­рованность образа, он изменяет и аспекты, и масштабы изобра­жения в соответствии с новыми представлениями о действительно­сти, с новым уровнем научных знаний о человеке. Человек для не­го — результат множества объективных факторов. Поэтому Флобер склонен относить к «романтическому» субъективные моменты в произведении — открытые авторские суждения и оценки: «Один из моих принципов: не вкладывать в произведение своего «я». Худож­ник в своем творчестве должен, подобно богу в природе, быть невидимым и всемогущим; его надо всюду чувствовать, но не ви­деть»1. В этом отношении Флобер близок к развивающемуся в 70-е годы натурализму; он так же требует соблюдать в лите­ратурном труде «естественнонаучный» подход к изображенным явлениям2.

«Объективный стиль» Флобера состоит в отказе от таких при­емов, как портретная характеристика, контраст, гиперболизация,—всего того, что в творчестве реалистов первой половины века обыч­но выдает авторское отношение к предмету. Этот новый метод реалистического изображения соответствовал новой эпохе.

Литературные опыты Флобера начинаются в русле романтизма. Но в первых своих произведениях Флобер не сказал ничего нового. Его творческим достижением стал реалистический роман «Госпожа Бовари» (1857).

Трагедии героини романа — трагедии мечтательной души — про­тивопоставляется трагичность реальности. И именно романтиче­ские метания Эммы привели к подлинному, тяжелому несчастью ее дочь. После смерти Шарля Бовари «...девочку взяла к себе тет­ка. Она очень бедна, и Берта зарабатывает себе пропитание на прядильной фабрике». Ужас такой судьбы не был описан в книгах, которые читала Эмма, и не мог даже возникнуть в ее сознании. Краткое сообщение о Берте предваряет последнюю фразу романа — о награждении Омэ. Четко зафиксированы автором два типичных обстоятельства современной ему Франции, и окончательно ясной становится причина его недоверия к романтическим настроениям в бездуховном и страшном мире, где смешна всякая мысль о высо­ком, идеальном начале.

 

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ: «Воспита́ние чувств» или (в раннем переводе Анны Энгельгардт) «Сентимента́льное воспита́ние» (L'Éducation sentimentale; 1869) — последний опубликованный при жизни роман Гюстава Флобера. Переработка традиционного романа воспитания, насыщенная сатирическими и автобиографическими мотивами.

В центре романа — молодой человек, Фредерик Моро, влюблённый в женщину бальзаковского возраста. Действие происходит на фоне революционных волнений 1848 года и прихода к власти Наполеона III.

 

«Удивительно, как мне претит описывать совре­менных буржуа!» — жаловался писатель в одном из своих писем. А в декабре 1866 г. он написал следующее: «Меня приводит в отчаяние убеждение, что я делаю вещь бесполезную, ...противоречащую целям Искусства...» Речь шла о романе «Воспитание чувств», над которым Флобер в то время работал с привычным упорством и с крайним раздражением. Роман был закончен в 1869 г.

Действие в романе «Воспитание чувств» происхо­дит в период революции 1848 г. Это, в сущности, «история одного молодого человека». Как и бальза­ковский Растиньяк, главный герой романа «Воспи­тание чувств» Фредерик Моро устремляется в Париж. Фредерик Моро — младший брат героев Бальзака, Эжена Растиньяка и Люсьена де Рюбампре. Но меж­ду ним и «старшими братьями» почти такая же раз­ница, как между действием и полным бездействием. Если герой «Человеческой комедии» Бальзака Эжен Растиньяк воспринимает Париж как поле боя, где можно реализовать свои честолюбивые замыслы, то флоберовский Фредерик Моро воспринимает столицу Франции как место, где можно «ничего не делать».

Фредерик Моро бездеятелен и никчемен. Полу­чение наследства — главное событие в его жизни, потому что гарантирует ему стабильное существо­вание. Фредерик — типичный рантье: он не творит, а растрачивает, не добивается, а проживает, не действует, а перемещается.

Название романа — «Воспитание чувств». Какие же чувства воспитывает в себе Фредерик Моро? «Пере­мещение» Фредерика по Парижу начинается с «ро­мантической» страсти к госпоже Арну, которая, как вскользь замечает писатель, «похожа на женщин из книг романтиков». Следует особо подчеркнуть, что для Флобера, в этот период творчества, все «роман­тическое» отождествляется с миром «цвета пле­сени». Для Флобера «книжная», «романтическая» страсть его героя неестественная, а поэтому — пошлая.

 

Бальзаковского Растиньяка страсти сжигали. Фло­беровский Фредерик способен лишь увлекаться. Его жизнь становится «полной очарования» только то­гда, когда у него появляется богатая любовница госпожа Дамбрез. От бескорыстного поклонения Кра­соте к поклонению красавице, обладающей мил­лионами,— таков путь «воспитания чувств» прохо­дит Фредерик Моро, характерный герой мира «цве­та плесени».

В романе Флобера во всеохватывающем потоке всеобщего опошления оказываются и пассивные наблюдатели за жизнью, и революционеры, и поли­тики. Революционер Шарль Делорье, обещавший «все тряхнуть», в конце концов оказывается неудавшим­ся политиком, к тему же совершенно бесприн­ципным в своих убеждениях. «Социалист» Сенеколь «идет к коммунизму», но приходит на службу в полицию, и все заканчивается убийством респуб­ликанца Дюссардье. Все пошло, низко и фальшиво в современной Флоберу Франции.

Для героев романа «Воспитание чувств» жизнь явно не удалась. Пошлым выглядит главный герой Флобера Фредерик Моро. Однако на фоне тотальной пошлости своего времени он вызывает даже не­которое сочувствие.

 

 








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 9764;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.