Современные модели классовой структуры общества 2 страница

Предприятие существует для выпуска конкретной продукции (завод по строительству автомобилей).

2. Кроме того, организация такой тип группы, который отличается высокой степенью формализации и за частую носят безличный характер.

Правила, распорядок и прочие элементы охватывают практически все стороны существования члена в такой группе (вплоть до того, когда можно делать перерывы на конвейере и где можно курить на предприятии).

— На основе вышесказанного организацию можно определить как социальную систему, в которой субъекты, осознающие свою принадлежность к данной системе, действуют для достижения общей цели Организации являются результатом целевого рационального мышления и регулируемого сотрудничества.

Организация в некотором смысле слова — инструмент для достижения цели. Интересно при этом, что определенная цель, преследуемая организацией, не обязательно совпадает с целями участвующих в ее деятельности людей. Поэтому организация вынуждена создавать различные системы стимулирования и награждения, с помощью которых она вовлекает индивидов в действие для достижения общей цели.

 

42. Типология социальных организаций. Концепция М. Вебера. ( у Вебера было 100500 концепций, но про социальные организации я что то не нашла. Кто поймет суть – дополните. )

Выделяют три разновидности организаций.

1. Цели добровольных организаций (общественных союзов) вырабатываются внутри как обобщение индиви-дуальных целей участников. Членство в организации свя-зано с удовлетворением не только материальных, но и других потребностей.

в добровольных ассоциациях нет жесткой структуры, и не развивается система принудительной власти.

2. Добровольные ассоциации нередко «перерастают» в бюрократии -- сложные организации с высокой степе-нью распределения ролей. В качестве примеров можно привести Армию спасения, бойскаутов и Общество Крас-ного Креста.

Влияние протестантской этики на европейскую куль-туру представляет собой лишь одно из проявлений более общей тенденции рационализации. Под рационализацией Вебер понимал социальный процесс, при котором каждая сфера человеческой деятельности становится объектом рационального управления, расчета. Этот процесс превра-щает общество в «железную клетку», в которой индивид оказывается объектом тотального контроля со стороны государства и бюрократии, а его существование утрачивает человеческий смысл, основанный на индивидуаль-ных ценностях.

3. Третий тип -- это организации, для которых харак-терна высокая степень иерархичности и сосредоточение власти в руках ограниченного числа членов организации.

Можно выделить две основных разновидности таких орга-низаций: к ним принадлежит большинство деловых орга-низаций и учреждения тотального типа.

Деловые организации создаются в коммерческих це-лях или для решения иных конкретных задач. Управле-ние такими организациями осуществляется на основе административного регулирования. Членство в организа-ции поддерживается в основном тем, что оно обеспечива-ет работников средствами к существованию. Следователь-но, такие организации нередко характеризуются несов-падением целей наемных работников с целями владель-цев (или государства).

 

 

43. Понятие «социального института».

Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение[1].

Будучи заимствованным из юриспруденции, в социологии понятие «институт» трактуется более широко, чем просто «учреждения», «законы», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированныхправил поведения членов института. Социальные институты часто являются организациями, многие из них есть системы организации[7]. Тем не менее, некоторые институты не являются организациями или системами организации, и не требуют организации[1]. Следует также иметь в виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института.

Особенности его словоупотребления осложняются ещё тем обстоятельством, что в английском языке традиционно под институтом понимается любая устоявшаяся практика людей, обладающая признаком самовоспроизводимости. В таком широком, не узкоспециальном, значении институтом может быть обычная человеческая очередь или английский язык как многовековая социальная практика.[8]

Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институтечастной собственности, институте религии и т. д.

Социальный институт — это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей (например: институт брака, институт семьи). Э. Дюркгейм образно называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений». Эти механизмы опираются как на кодифицированные своды законов, так и на нетематизированные правила (неформализованные «скрытые», обнаруживающиеся при их нарушении), социальные нормы, ценности и идеалы, исторически присущие тому или иному обществу. По мнению авторов российского учебника для ВУЗов, «это наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют жизнеспособность [социальной системы]»[9]

С другой стороны, ряд современных исследователей обращает внимание на существенные и принципиальные различия социальных институтов у разных народов. При этом по мнению этих авторов, характер социальных институтов может определять как успех, так провал в развитии того или иного общества[10]. Совокупность социальных институтов образует«институциональную матрицу» данного общества, задающую в нём основной ход всей социальной жизни.

 

 

44. Типология социальных институтов.

 

Социальные институты подразделяются на главные и не­главные (неосновные), которые входят в главные. Социоло­ги выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей.:

Эко­номические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования.

Потреб­ности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, вклю­чая важнейший из них — государство.

Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода.

Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта под­растающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институ­ты — наука, образование, культура.

Духовным потребнос­тям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствова­нии отвечает институт религии.

Неосновные институты, в отличие от главных, выполня­ют более частные задачи. Например, в состав экономичес­ких институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распреде­ления. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди го­сударственных институтов назовем, например, институт пре­зидентства, институт монархии.

 

45. Основные признаки социальных институтов.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки.

Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп

1. установки и образцы поведения

2. утилитарные и культурные черты

3. культурные символы

4. кодекс устный и письменный

5. идеология

 

Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема "альма-матер". Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

 

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

 

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.

 

46. Общие функции социальных институтов.

Функцию социального института можно определить как ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

 

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

 

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т.е. присущих всем социальным институтам, функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными, существуют и специфические функции, т.е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру: это относится, например, к институтам церкви и религии.

Явные функции социальных институтов Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это прежде всего следующие функции.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это, прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это привод ит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

 

47. Понятие «институционализации» в социологии.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены . общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватыващих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

 

48. Социальная власть и ее основные ресурсы.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различных средств (авторитет, насилии, право)
Социальная власть – присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, основанные на воле, авторитете, подчинении, различных правовых актах.
Подходы к изучению социальной власти:
1) с точки зрения биологической теории, власть – механизм связывания человеческой активности, агрессивности, пассивности; 2) фрейдистская теория: психологическая: люди испытывают психологическую потребность находиться в подчинении; 3) марксистская теория: связана с происхождением власти как фактором экономического свойства. Причина возникновения власти – экономическое неравенство и раскол общества на классы.
Признаки социальной власти: 1) вид управления, регулирования и контроля; 2) власть – средство упорядочивания социальных отношений; 3) целенаправленный характер; 4) связь власти с неоднородностью человеческого общества; 5) взаимосвязь с нормированием поведения людей в обществе.

 

49. Социальная власть и социальная зависимость.

Особое место в системе социальных отношений занимают отношения социальной зависимости и власти. Значение социальных отношений зависимости и власти объясняется тем обстоятельством, что эти отношения могут входить в качестве составной части во все другие виды социальных отношений. Следовательно, говоря об отношениях дружбы, любви, взаимного доверия мы постоянно помним, что во всех этих видах отношений присутствуют элементы зависимости или власти.

Самым распространенным видом отношений в обществе или социальной группе являются отношения зависимости. В природе и человеческом обществе не существует независимых, абсолютно свободных системных объектов.

Социальная зависимость представляет собой такое социальное отношение, при котором один индивид (или социальная группа) не может выполнить необходимые для удовлетворения своих потребностей действия до тех пор, пока другой индивид (или другая социальная группа) не выполнит определенных действий. При таком социальном отношении, первый индивид будет называться зависимой стороной, а второй — доминирующей стороной. Суть отношений социальной зависимости заключается в том, что доминирующая сторона может угрожать отменой выполнения своих действий, что неизбежно повлечет за собой невозможность удовлетворения потребностей зависимой стороны.

Доминирующая сторона может при этом настаивать на нужном поведении зависимой стороны. Например, человек имеет потребность в приобретении необходимого для него компьютера. Однако, для того, чтобы удовлетворить свою потребность он должен иметь деньги. Руководитель фирмы может дать ему возможность быстро заработать, но с условием, что работа будет выполняться в течение 10 часов в сутки без выходных дней. Вместе с тем, следует помнить, что от отношений зависимости можно уклониться, уйти, чего нельзя сделать в случае отношений власти.

Каждый человек в современном обществе находится в отношениях зависимости со многими индивидами и группами. Можно сказать, что индивид в обществе находится в сложных взаимозависимых системах.

Отношения власти представляют собой один из самых важных и необходимых видов отношений в современном обществе, так как они являются основой для создания и поддержания социального порядка. Отсутствие власти при осуществлении любого вида человеческой деятельности приводит к невозможности скоординировать усилия людей, к анархии. Власть представляет собой возможность для индивида или социальной группы настаивать на нужном поведении подчиненной стороны, независимо от ее сопротивления. Очевидно, что власть не только связана отношениями социальной зависимости, но и является их продолжением.

Власть как социальное отношение является необходимым условием существования таких развитых социальных институтов, как институты государства, политики, производства и бизнеса. Ни одна из современных организаций не может осуществлять эффективное управление без применения власти.

В социологии власть рассматривается с двух точек зрения — как межличностное отношение и как свойство социальной системы. Рассматривая власть как межличностное отношение, мы должны, прежде всего, изучить механизм формирования властных отношений, включающий в себя мотивы власти и подчинения, ресурсы власти; асимметричный обмен и уступки. Все эти компоненты формирования власти выполняют свои роли в определенной последовательности. Для успешного осуществления властного воздействия на людей каждое общество применяет различные основания власти (или формы власти). К ним относят власть вознаграждения, власть принуждения, власть связей, информационную власть, референтную (основанную на ориентирах) власть, экспертную (основанную на профессионализме) власть. Эти формы власти применяются руководящими органами или лидерами социальных груп в зависимости от культурных условий, личностных качеств индивидов и ситуаций, которые складываются обществе или социальной группе.

Власть, рассматриваемая с точки зрения теории систем, представляет собой такое свойство социальной системы, которое обеспечивает ее устойчивость и является необходимым условием выживания во внешне окружении. Например, власть в государстве обеспечивает интеграцию всех членов общества, направляет и действия и усилия для достижения общих целей этого государства. Потеря власти в социальной систем государства может привести не только к отсутствие социального порядка, апатии членов общества и анархии, но и к властному вмешательству со стороны других обществ и, как следствие, к потере независимости социальной системы.

В ходе применения различных видов власти властвующее лицо может сталкиваться с сопротивлением властному воздействию со стороны подчиненных. В этом случае исход будет зависеть от правильной оценки ситуации и имеющихся ресурсов власти, а также от способности властвующего лица преодолевать внутренние барьеры на пути к эффективному использованию ресурсов власти.

Для преодоления сопротивления власти могут использоваться методы силового воздействия, несилового воздействия, убеждения и влияния.

50. Основные виды социального управления.

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.

Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.

Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его аспектов(*2):

1) управление как абстрактное понятие (это сознательное и целенаправленное воздействие на процессы, которые происходят в сфере общественной деятельности на основе использования объективных закономерностей);

2) управление как функция (это определенный род трудовой деятельности в управлении, который обособился в процессе специализации управленческого труда);

3) управление как процесс (это индивидуальная или коллективная человеческая деятельность, в ходе которой достигаются поставленные цели и решаются социальные задачи). Иногда говорят, что "процесс управления — это порядок осуществления механизма управления"(*1); весьма интересным является мнение, что управленческий процесс — это процесс достижения нормативно установленных целей управления посредством использования организационно-правовых и иных средств управленческого воздействия(*2);

4) управление в конкретной сфере (это управление в различных сферах деятельности, имеющих специфические особенности, с учетом которых следует определять цели, задачи и организацию управления, предоставление соответствующих полномочий). В этом смысле государственное управление имеет существенные отличия от управления негосударственными коммерческими или некоммерческими организациями, от управления в политической партии, а управление наукой отлично от управления административно-политической сферой, равно как и управление внутренними делами, охраной общественного порядка — от управления в сфере строительства;








Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1265;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.