Педагогическая деятельность и взгляды пиетистов, филантропистов и неогуманистов.
Существенное влияние на развитие образования и педагогической мысли Германии и в целом Европы оказали пиетизм, филантропизм и неогуманизм.
Пиетизм (от лат. pietas – благочестие), разновидность протестантизма, возглавил в Германии движение за обновление школы. Поскольку их не удовлетворяло ни содержание, ни методы традиционного школьного образования, они приступили к созданию своих учебно-воспитательных заведений. Наибольшую известность приобрели школы пиетистов, группировавшихся вокруг Августа Германа Фпанке (1663-1727). Деятельность этих школ была связана с реализацией реально-практической направленности школьного образования и наглядности обучения в духе идей Я.А. Коменского. Среди созданных пиетистами школ были начальные, средние, школы для девочек, сиротский приют, в которых насчитывалось более 2 тыс. учащихся.
В «учреждениях Франке» большое место отводилось обучению родному языку, сообщению реальных знаний, изучению природы с целью подготовки воспитанников к практической жизни, широко использовались экскурсии, организация труда учащихся в мастерских. Необходимыми средствами воспитания любви к близкому считалось краткое изложение детям христианского учения, религиозно-нравственные беседы, наставления, личный пример.
С деятельностью учреждений Франке «связано возникновение в Германии первых реальных школ (математическая реальная школа в Галле (1708 г.) и экономическо-математическая реальная школа в Берлине (1747 г.). Во второй половине ХVIII века пиетизм утрачивает свое первоначальное влияние в значительной степени под влиянием новых педагогических течений – филантропизма и неогуманизма.
Филантропизм (в переводе с греч. – человеколюбие) провозгласил главной задачей школы воспитание полезных и высоконравственных членов общества, подготовленных к практической деятельности в различных сферах жизни, обладающих необходимыми для этого научными знаниями и умениями. В связи с этим обучение в школах должно осуществляться с помощью методов, основанных на принципах наглядности и активности с широким использованием труда учащихся. Уделялось большое внимание познавательным экскурсиям, прогулкам, физическому воспитанию. Учащимся предоставлялось право изучать предметы по выбору с целью подготовки к поступлению в университет и к военной службе, торговой деятельности и т.п. В филантропинах в учебный план включались как древние, так и новые языки, философия, мораль, математика, естествознание, география, история, музыка, рисование, верховая езда, археология, бухгалтерия со счетоводством.
Неогуманизм оказал значительное влияние на содержание среднего образования. Его предстваитель – В. Гумбольт по-иному подходил к оценке античности: на первое место выдвигался не латинский язык, литература и философия, а древнегреческий язык, древнегреческая античность, изучение которых, как считали неогуманисты, позволит решить две задачи: ознакомиться с античной демократией и воспитательным идеалом древних афинян.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 4690;