Педагогические идеи французских просветителей.
Огромное влияние на развитие педагогической мысли и школьного дела оказали идеи французских просветителей ХVIII в. (Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро и др.). Видными представителями французского материализма ХVIII века были Д. Дидро и К.А. Гельвеций, проявившие большой интерес к проблемам воспитания.
Дени Дидро - создатель и редактор «Энциклопедии», горячий поборник просвещения, в отличие от представителей правого крыла просветителей пропагандировал идею народного просвещения. Д. Дидро высказывался за всеобщее бесплатное начальное обучение, выступал против сословных ограничений при приеме в средние и высшие учебные заведения, резко критиковал засилие классицизма и вербализма, уделял особое внимание точным и естественных наукам в содержании образования, тем самым поддерживал реальное направление в образовании, требовал исключения религии из школьного обучения.
Клод Адриан Гельвеций - считал средством создания всеобщего счастья изменение законов и улучшение воспитания. Проблемы воспитания достаточно полно рассмотрены в его работах «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Он обличал церковь и выдвигал идею светской школы. Цель воспитания – формирование здравомыслящих граждан, патриотов.
Жан-Жак Руссо - выходец из семьи ремесленника, не получивший систематического образования, но достигший многого путем самообразования; он был католиком, писателем, социологом и философом, музыковедом и композитором, психологом и педагогом. В мировую педагогику он вошел как создатель теории естественного (свободного) воспитания. Его произведения «Эмиль, или о воспитании». Власть и богатство, считал Ж.-Ж. Руссо, создали неравенство, и человек потерял свою свободу и стал испорченным. Испорченное общество, в свою очередь, неизбежно способствует созданию испорченных людей. Отсюда вывод: ребенка (Эмиля) следует воспитывать вне испорченного феодального общества в соответствии с природой (природосообразно) в условиях естественной жизни.
Ж.-Ж. Руссо делит жизнь своего воспитанника на четыре периода: от рождения до двух лет, когда следует обращать особое внимание на физическое воспитание; от 2 до 12 лет – «сон разума», когда, главным образом, надо развивать «высшие чувства», так называемую сенсорную культуру; от 12 до 15 лет – широко развертывается умственное и трудовое воспитание; от 16 до 18 лет – «период бурь и страстей», когда осуществляется по преимуществу нравственное воспитание. Такое распределение по возрастам формально и ненаучно, но оно нужно Ж.-Ж. Руссо для построения своей теории естественного воспитания.
В первом периоде Ж.-Ж. Руссо рекомендует главное внимание обратить на физическое развитие ребенка (обеспечить его здоровой пищей, нормальным продолжительным сном, не пеленать его), на ознакомление ребенка с окружающими предметами.
Во втором периоде не следует заставлять ребенка рассуждать, не надо читать ребенку наставлений, заставлять его заучивать сказки и рассказы, поскольку в этом возрасте ребенок, по мнению Ж.-Ж. Руссо, еще не способен рассуждать.
К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться, знает окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне приготовлен к умственному и трудовому воспитанию.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 6230;