Введение к философским основам психологии.
В данной книге не исследовались вопросы религии и Бога, и такие цели не ставились. Тем не менее, первое издание данной книги вызвало реакцию религиозных деятелей. Интерес проявили последователи разных религий. При этом представители разных религий считали, что книга имеет отношение именно к их религии. Вышло немало статей. Представители одной из религий выпустили даже специальную брошюру, посвященную первому изданию данной книги. В брошюре утверждается, что принципы, изложенные в данной книге, аналогичны принципам, на которых основывается их религия. Представители других религий говорили то же самое, но уже по отношению к своей религии. Вышли статьи, в которых анализировалась аналогия принципов и ценностей, изложенных в данной книге с древними знаниями. Были и возражения, о которых будет сказано в послесловии к данной главе.
Необходимо отметить, что цель философской части данной книги заключается в попытке объяснить философский смысл психологии, сформулировать систему ценностей и язык, связывающий психологию с другими науками. А также способствовать приближению психологии к системным наукам. Создать единую систему ценностей, из которых можно было бы однозначно определить все понятия и определения психологии и связи между ними.
В философии невозможно обойти понятие Бога в самом общем смысле этого слова: Бог есть начало всего.
В данной книге вводится понятие: «Закономерное Начало Природы», которое может быть рассмотрено как одно из возможных проявлений Бога в этом мире, а не подмена Бога.
Главная идея заключается в следующем. Природа устроена закономерно. Существует закономерное начало природы (проявление Бога, источник гармонизации). В природе действуют созидающие и разрушающие силы. Человек является частью природы и он находится под воздействием природных сил, законов природы. Род человеческий может существовать и развиваться при условии гармонического сочетания с закономерным началом природы, законами природы. Моральные принципы вытекают из закономерного начала природы и соответствуют истине. Моральные принципы не надуманы и не навязываются человеку, они необходимы для гармонического сочетания человека с окружающим миром, для сохранения рода человеческого. Поэтому человек может выполнять свое назначение, достичь состояния радости и удовлетворения, быть по настоящему счастливым только при понимании, ощущении закономерностей природы и вытекающих из них абсолютных моральных принципов.
Сущность человека определяется непреходящими общечеловеческими ценностями - абсолютными принципами, составляющими общечеловеческую мораль. Нормальным, гармоничным человеком является тот, кто стремится к этим принципам. Для того, чтобы быть гармоничным человеком совсем не обязательно все время думать об этих принципах. Не обязательно даже знать эти принципы. Здесь речь идет о природной сущности человека, которая отражается в абсолютных принципах и присутствует в человеке чаще всего неосознанно. Отсутствие в человеке этих принципов свидетельствуют о нарушении его сущности, что также не осознается им, не переживается в непосредственных ощущениях.
Сущность человека определяется также степенью гармонии личности (подробнее см. раздел 1.1. Модель мозга и психики человека). Другими словами степень гармонии личности определяет: насколько человек ощущает общечеловеческие обязанности, насколько человек реализован в данной личности, насколько он соответствует общечеловеческому эталону, насколько реалистически он воспринимает окружающий мир, способен сделать адеватный прогноз будущего и выработать реалистический стратегический план. Видео-компьютерная психодиагностика позволяет оперативно определить степень гармонии личности (см. гл.3).
Человек должен понимать закономерности природы, ощущать себя частью природы, обладать индивидуальной ответственностью перед закономерным началом природы, абсолютными принципами. Человек может ощущать гармонию реальной природы на основе народной мудрости или научных познаний.
Человек обязан ощущать в себе элемент духа как часть общей энергии природы. Одновременно он должен ощущать свою душу, т.е. индивидуальность, понимать, что его индивидуальность является формой его психики, которая содержит в себе элемент духа, абсолютные ценности. Человек должен ощущать себя субъектом, индивидуумом, имеющим индивидуальную ответственность в первую очередь перед природой, общечеловеческой моралью, а потом перед системой, структурой, инструкцией.
Человек обязан понимать, что он находится под воздействием природных сил, а не наоборот. Если человек ставит себя выше природы, то он оказывается под воздействием разрушающих сил природы, начинаются процессы разрушения человека и вырождения рода человеческого.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1188;