ПРИНЦИПЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Как и всякая деятельность, в особенности вербальная, близкая к научному познанию и художественному творчеству, журналистика имеет свои принципы.

По определению, принцип (латин. - основа, первоначало) - это руководящая идея, основное правило действия, а также основание системы, центральное понятие.

Журналистика социально ответственной модели предполагает наличие ряда принципов, основными из которых являются объективность и гуманизм.

В безбрежном море средств массовой информации, в науке о журналистике, где разные школы диаметрально противоположно оценивают одни и те же явления - могут ли, и должны ли быть основные правила действия, или же каждый может действовать совершенно свободно, по собственному усмотрению?

Без руководящих принципов невозможно никакое целенаправленное действие. Это справедливо для математики, физики, биологии - для всех отраслей науки и любых видов человеческой деятельности. Это самое общее правило (его можно назвать “принципом необходимости принципов”) полностью относится и к журналистике. Здесь, возможно даже более, чем в других сферах, отсутствие принципов - это тоже принцип. Если бы все СМИ руководствовались “законом джунглей” - то и тогда у них были бы основные правила, скажем, что-либо вроде “выживает сильнейший” или “победителя не судят”.

Принципы журналистики, по определению, предназначены для решения всех вопросов, руководящими для всех ситуаций и типов СМИ. Так принцип электромагнитной индукции действует во всех типах трансформаторов, независимо от их предназначения, размеров и т. д.

Принцип неотделим от метода, то есть именно он указывает, как действовать журналисту, его редактору в различных обстоятельствах.

Основные принципы журналистики определяются принципами более высокого (более общего) порядка, в частности, они являются производными от принципов функционирования общества. В тоталитарном обществе пресса руководствуется принципами тоталитаризма. Однако в условиях демократии СМИ имеют возможность самостоятельно определять свои принципы. Они даже могут быть недемократичны, например, пресса отдельных политических партий может исповедовать устаревшие принципы минувших исторических эпох.

Метод неотделим от цели - следовательно, в принципах заложена и будущая цель действия. Более того, в избранных данным СМИ принципах все будущие решения автора, редакции, направленные на достижение цели, находятся “в свернутом виде”, как в семечке будущее дерево с ветвями, листьями и плодами.

Неизменно актуальным остается вопрос о содержании, вкладываемом в определенные принципы. Так, гуманизм всегда ставил целью служение делу прогресса - но им же прикрывали и оправдывали самые черные злодеяния “во благо рода человеческого”: сжигание на кострах, суды Линча, массовые репрессии и т. п.

Принципы журналистики возникли вместе с появлением средств массовой информации и неизменно сопровождали их развитие, изменяясь вместе с основными функциями печати в каждой общественной системе.

В царской России середины ХIХ века на периодическую печать распространялся триединый принцип самодержавия, православия, народности,, т.е. пирамиды власти от царя к верноподданным. В соответствии с ним газеты не могли подвергать сомнению устои веры, критиковать власть предержащих и церковь, но были обязаны их укреплять, содействуя тем самым благу народа, о котором неустанно пекся монарх.

Смена режимов в 1917 г. решительно изменила названия принципов. В партийно-советской печати существовали основные понятия партийности, коммунистической идейности и народности, отражая пирамиду власти от генсека к “массам”. В целом формулировка идеально подходила для обеспечения дела партийной печати, которая всегда рассматривалась как часть единого партийного механизма. Газетам советской поры также запрещалось критиковать власть и идеологию, но разрешалось прославлять их непрестанную заботу о благе народа. Интересно, что Ленин требовал партийной дисциплины только для литературы партии - но затем это требование было перенесено и на советскую, профсоюзную и всякую иную литературную и журналистскую деятельность.

Общим у перечисленных принципов было то, что они отражали авторитарную (а временами и тоталитарную) сущность государств, их недемократичность. Как известно, “неблагодарный” народ не без помощи свободной прессы, исповедовавшей совсем иные принципы, отказал во власти вначале царям, а затем и генсекам.

По мере демократизации общественной жизни пресса перестает быть инструментом принуждения - и становится инструментом побуждения. Это делает неизбежным коренной пересмотр структуры и содержания ее принципов.

Печать демократического общества ответственна не перед монархом, помазанником божьим, и не перед идейно непогрешимым партийным вождем, а, главным образом, перед читателем. Любой политический деятель, в том числе и государственный, в таком обществе обязан всерьез считаться с общественным мнением, искать его поддержки, в обстановке конкуренции должен стремиться повлиять на умонастроения свободных в своем выборе граждан.

Поэтому пресса социально ответственной модели основывается на совершенно иных принципах.

Главные из них - принципы объективности и гуманизма. Они охватывают все остальные, которые включены в них как их неотъемлемые части.

Оба они равноценны, оба связаны диалектически, сосуществуют в неразрывном единстве, упрочение одного означает усиление другого, и наоборот, отступление, хотя бы в деталях, в одном из них наносит ущерб всей журналистике и обществу в целом.

Объективность требует от журналиста предельно точно отображать жизнь во всем ее многообразии, сложности, Этот принцип противоположен субъективности и предполагает, что журналистика в целом, работая с социально значимой информацией, принимает как основные правила действия:

- научность, то есть строгую достоверность фактов, неопровержимость выводов, логичность рассуждений, истинность методологии, системность представлений о предмете изучения и т.п., иначе говоря, журналистика берет от науки ее данные, ее методы поиска истины и ее выводы;

- правдивость как невозможность лгать, преднамеренно искажать факты либо утверждать то, в чем не уверен полностью;

- диалектичность, то есть отображение жизни в ее развитии, в реальной борьбе противоречий и в их единстве, в отрицании старого, отжившего и утверждении нового, нужного обществу:

- историзм, что означает непременное изучение истории вопроса, корней явления или причин факта, он требует показывать предмет изучения в его предшествующем развитии:

- прогностичность - развивает предыдущий принцип в будущем: история предмета изучения дает основания для предположений о том, каковы могут быть результаты факта, явления в будущем:

- достоверность и точность как слагаемые принципа объективности требуют от журналиста использовать в работе информацию, подтверждаемую личными впечатлениями, документами, либо другими авторитетными источниками.

Гуманизм как принцип прессы вытекает из ее основных социальных функций: содействовать развитию социального процесса. Но путь, свойственный прессе, органично присущий ей - это путь через человеческое сознание, и именно это заставляет журналистику следовать таким основным правилам, как:

?
- приверженность общечеловеческим ценностям, в противоположность узко понимаемой партийности (от англ. part - часть), классовости, элитарности и т.п., - преданность идеям сохранения мира, укрепления здоровья, роста образования, гармонического сочетания технологического прогресса и роста благосостояния с экологической безопасностью и т.п.;

- справедливость - величайшее из ожиданий, коренящихся в массовом сознании по отношению не только к прессе, но и ко всем структурным элементам системы социального управления (наряду с надеждой на справедливого правителя, справедливую власть, вообще на справедливость как на принцип взаимоотношений в человеческом сообществе): в этих ожиданиях прессе отводится роль “сторожевого пса”, который должен если не восстановить справедливость и наказать ее нарушителей, то по крайней мере поднять шум (потому-то газеты, особенно местные, нередко превращаются в своего рода бюро жалоб, куда люди обращаются именно за справедливостью);

- демократизм, то есть верховенство воли народа в решении государственных задач, а также руководящий принцип всей социально-политической жизни, которым руководствуется и который укрепляет демократическая пресса;

- народность, понимаемая как признание роли трудящихся в развитии прогресса, забота о нуждах простого народа, уважение к его традициям и опора на них в развитии общественной морали;

- реализмкак один из важнейших творческих принципов искусства вообще, в журналистике проявляется совершенно по-особому: в отличие от литературы, живописи и т.д. он является единственным, ибо журналистика строго привержена правде жизни и совершенно не приемлет романтизма, сентиментализма, сюрреализма и т.п.; требования объективности и правдивости в искусстве, которые собственно и означают его реализм, органично присущи прессе;

- прогрессивность противоположна реакционности и застою, стагнации; следуя этому принципу, пресса призвана быть противником всего отжившего, устаревшего, проводником нарождающегося, перспективного, участником реформ, разведчиком вероятных путей прогресса;

- равноправие всех граждан, их равенство перед законом в правах, обязанностях и ответственности; равноправие не означает равенства, но оно понимается как универсальный баланс между такими несовместимыми понятиями, как равенство и свобода. Их противоположность исполнена драматизма, поиск их гармонии не раз приводил к великим революциям, которые заканчивались историческими трагедиями. В СССР все были равны в бедности, но никто не был свободен, в США все свободны, но о равенстве здесь даже не говорят. Именно равноправие в какой-то мере гармонизирует общественные отношения в этой сфере, и пресса не может не упрочивать этого принципа;

- наследование гуманистических традиций прошлого, от античности, Возрождения, эпохи Просвещения до великих гуманистов ХIХ и ХХ веков;

- использование гуманистического потенциала религий, изложенных в священных текстах, таких как заповеди Моисея или Нагорная проповедь Иисуса Христа, подобные положения из Торы, Корана и др.;

- этичность как слагаемое принципа гуманизма не позволяет журналистам выступать с позиций, противоречащих нормам морали, то есть общепризнанным правилам поведения, общения: именно эту позицию во многих СМИ нарушают особенно легко и охотно, обращаясь к эротике, изображению насилия, демонстрируя аудитории, прежде всего молодежной, свою раскованность, эмансипированность, бравируя своей “независимостью” - а заодно показывая всем собственное дилетантское непонимание всей глубины вопроса о социальной ответственности СМИ за деморализацию общества.

 

Тема N 4 для размышлений: дополните перечень составляющих каждого из основных принципов журналистики одним-двумя компонентами, исходя из вашего понимания содержания понятий объективности и гуманизма, дайте новым компонентам развернутую характеристику. Чем они дополняют уже перечисленные в данной главе?

 

Перечисленные составляющие основных принципов журналистики, конечно, не исчерпывают всего их содержания. Каждый работник печати телевидения, радио в повседневной творческой работе сталкивается с ситуациями, которых не осмыслить с помощью готовых штампов. Для журналистов важно, во-первых, творческое применение, углубление, непрестанное развитие принципов объективности и гуманизма (возможно, следует даже говорить о едином принципе “объективности-и-гуманизма”) для решения каждой конкретной задачи, и во-вторых, ясное понимание того, что действия, основанные на нарушениях этих принципов или на беспринципности, при всей их соблазнительности и кажущейся легкости, приведут к разрушительным результатам, Издание, ТРК или даже отдельная публикация, антигуманные и основанные на субъективизме автора, оттолкнут аудиторию, разочаруют учредителей и рекламодателей, в итоге приведут к их полному краху. В этом смысле поучительна история создания и провала газеты “666” - издания сатанистов. Однако в повседневной жизни работники печати ежедневно подвергаются искушению изменить своим высоким принципам. Первое искушение - сделать это за деньги, и не только в виде вульгарной взятки, но и в виде спонсорской помощи, обусловленной определенными условиями, либо выгодных заказов рекламодателей, подталкивающих авторов к тому, чтобы покривить душой. Второе - подчиниться прямым указаниям учредителей, руководителей редакции.

Те же принципы могут оказаться нарушенными путем передачи в редакции недостоверной информации, недобросовестности людей, от которых получают информацию журналисты, вследствие низкой квалификации самих работников СМИ, наконец - в результате спешки, стечения неблагоприятных обстоятельств и т.п.

Противостоять искушению изменить принципам журналистики бывает крайне тяжело. И все же становиться на этот обманчиво легкий путь нельзя. В результате малодушия, некомпетентности или безответственности нарушаются основные законы функционирования прессы - и она начинает отрицать сама себя.

На месте научности, правдивости, достоверности появляется лживость - а в таком качестве пресса не нужна аудитории, и в близкой перспективе учредитель вынужден будет закрывать издание или менять состав редакции.

Вместо диалектичности появится метафизичность - и мир на страницах газеты предстанет неподвижным и безжизненным. Вместо историзма и прогностичности - антиисторизм и бесперспективность, и эта подмена также приведет к печальным последствиям. Объективность обратится в свою противоположность - субъективностьавторов, а значит, газета потеряет интерес в глазах массового читателя и погибнет.

Извращение принципа гуманизма приведет к антигуманизму, к пропаганде отвратительных идей насилия, расизма, фашизма и т.п., что, во-первых, запрещено законодательством и издание, допустившее что-нибудь подобное, должно быть закрыто по решению суда, - а во-вторых, это вызовет отвращение у читателей. Отказ от реализма заведет авторов в дебри формализма, вызовет у читателей, хорошо знакомых с реалиями жизни, недоверие, непонимание, неприятие, и также будет означать, в конечном счете, крах в общественном мнении.

Социально ответственная модель прессы, говоря в целом, в масштабах общества, застрахована от таких извращений ходом социального прогресса. Потребностям развития страны отвечает пресса объективная и гуманистическая - именно она и сможет выжить в любых условиях. Отдельные примеры попыток выпуска порнографических, сатанистских, профашистских газет лишь подтверждают это правило.

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

 

1. Что такое принципы журналистики?

2. Раскройте содержание принципа объективности.

3. В чем смысл принципа гуманизма и каковы его слагаемые?

4. Каковы последствия пренебрежения принципами журналистики для отдельных изданий, ТРК?

5. Предложите свое толкование взаимосвязей функций и принципов журналистики.

 

 








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 9107;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.