Духовность и культура
Духовный потенциал общества складывается из духовных потенциалов отдельных личностей. Поэтому личностные характеристики должны включать определенные составляющие. Без этого сегодня трудно рассчитывать не только на эффективность общественного строя, но и на его существование. Решение проблемы духовного преображения во многом зависит от конкретных людей, которые представляют совокупность общественных отношений и проявляют себя через коллективы, выступая в виде личности. Всестороннее развитие общества требует всестороннего развития личности, что невозможно без воспитательного воздействия на все стороны личности — интеллект, эмоционально-волевую сферу, поведение. Духовный потенциал человека представляет единство трех структурных компонентов:
О социальных преобразований, черт и качеств, сформированных во взаимодействии с другими людьми;
о индивидуально-психологических особенностей и свойств;
О биологических структур и сознания.
Духовность любой личности формируется в первую очередь через базисные ценности — мировоззрение и повседневные оценки поведения людей. Без усвоения понятий «добросовестность», «порядочность», «единство прав и обязанностей» каж-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998. С. 61.
7.1. Духовность и культура
дым человеком трудно говорить о духовном потенциале общества. Усвоение их выражается в высокой культуре труда, цивилизованности, компетентности и нравственности.
Духовность — это потребность в стремлении преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется и в стремлении к прекрасному, созерцанию природы, классическим произведениям литературы и искусства. «Культура — субстанция духовности, в ней — квинтэссенция духовного человечества»1. «Дух - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями»2. По словам Н.А. Бердяева, «человек — малая вселенная», а целостность личности — это средоточие всех духовных способностей человека, его «внутренний экзистенциональный центр», осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы3.
Понятие духовности, конкретная духовность человека и его мира (сознания, деятельности, отношений, среды, культуры) имеет множество аспектов и признаков. В широком смысле духовность синонимична и свойственна всему бытию. В узком смысле духовность означает наполненность субъективным духом или его символизацию, отнесенность к нему и характеризует мир смыслов человека. Для духовности существенны такие признаки, как сосредоточенность на идеальном (отношениях, формах, законах, сознании); предпочтение идеальных ценностей материальным; устремленность к идеалам знания, добра, красоты; насыщенность идеями; нравственность; религиозность. В основе духовности — способность переводить внешнее бытие во внутреннюю вселенную личности на этической основе. В конечном счете духовность освобождает личность от жесткой зависимости от быстроменяющегося мира4.
1 Бережной Н.М. Человек и его потребности. М., 2002.
2 Там же.
3 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
4 Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии. 1992. № 12.
104 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
Духовная культура дает возможность ощутить самоценность каждой человеческой личности. Отсутствие духовности стирает индивидуальные качества, унифицируя их, превращая человека в нечто неотличимое от массы ему подобных.
Человеческий мир является миром культуры потому, что он организован смысловым образом. Его смысловая организованность (пронизанность смыслами) проистекает из того, что создающие его люди живут и действуют «со смыслом», т.е. ставят перед собой определенные цели, воплощают их в действительность. Все люди своеобразны и единственны в своем роде и в своей субъективности, несмотря на кажущееся обилие отдельных сходных черт, и поэтому идут по жизни своим единственным путем.
В формировании духовности человека, которая придает смысл его индивидуальному бытию, огромную роль играет искусство. От поколения к поколению через века произведения искусства передают художественную информацию о мире людей, об их раздумьях, радостях и страданиях. Эстетическая культура — специфическая часть культуры общества, ее подсистема — проявляется через отношение, чувство, идеал, ценность. Структурно-эстетическая культура состоит из трех составляющих — эстетического сознания, эстетического воспитания и эстетической деятельности. Эстетическое сознание является сложным духовным свойством, вбирающим в себя такие компоненты, как знания и эмоции, убеждения и чувства, представления и потребности, вкусы и оценки, взгляды и идеал. Эстетическое сознание — прежде всего знание об объективной стороне окружающего мира, о свойствах социальной действительности и природы, прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. По словам немецкого поэта и драматурга Ф. Шиллера, искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, само служит путем к нравственности.
Формирование музыкальной культуры должно осуществляться в контексте гармонического развития личности. Воздействуя на ум и сердце, музыка пробуждает в человеке худож-
7.1. Духовность и культура
ника, развивает потребности и способности к творческой деятельности.
Музыка обладает амбивалентным воздействием на людей; она заставляет их плакать и радоваться одновременно. Общечеловеческие ценности в музыке не умирают со сменой эпох, не уходят в прошлое, а передаются из поколения в поколение, обогащаясь новым содержанием. Социокультурное значение музыкального искусства резко возрастает в условиях радикального преобразования нашего общества. Оно должно обеспечивать усвоение духовных ценностей, образующих фундамент человеческой жизни.
Разрушительное воздействие на традиционные формы музыкальной жизни, как и на состояние духовного мира человека в целом, оказывает научно-техническая революция. Сегодня основной формой удовлетворения музыкальных потребностей является слушание музыки с помощью технических средств. Однако с приходом в каждый дом таких средств удельный вес слушания классической музыки снизился. В последние годы отечественное телевидение, следуя не лучшим западным образцам, обрушило на население поток псевдохудожественной стряпни - фильмы-боевики, поп-музыка, пошлые песенки и танцы и др., которые утверждают дурные вкусы, прославляют жестокость и насилие, смакуют преступления и секс. Государство обязано контролировать телевидение, что происходит во всем мире, защищать потребителя духовных ценностей и не допускать, чтобы средства массовой информации стали антинациональной силой, разрушающей духовность личности. Для того чтобы возвысить духовность людей, поднять их музыкальную культуру, необходимо «оздоровить» телевизионные программы путем их насыщения духовно богатым содержанием1. Самое сильное влияние на психику человека оказывают зрительный и звуковой ряд. Поэтому важно обеспечивать благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания людей, в частности создавать специальные развивающие программы для детей.
Музыка - лучшее средство для очищения души и тела. Издавна известно, что звук - одно из самых сильных средств воздействия на человека, поэтому во всех без исключения архаических культурах музыкальный инструмент был обязательным атрибутом колдунов и шаманов, исполнявших в древних обществах функцию целителей. Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, что космическая энергия, в частности энергия звуковых волн, проявляется во
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 6560;