Обряд, обычай и традиция -регуляторы поведения человека
Обряд и ритуал - формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной культурной регуляции. Они имеют прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствуют упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникабельности. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны.
Термин «нравы» обычно отражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. В культурологическом контексте под термином «нравы» подразумевают подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д. Война, революция, реформы, «шоковая терапия», модернизация и т.п. — процессы, предполагающие крупномасштабные перемены в нравах, которые влекут за собой постепенный сдвиг в широких сферах культуры.
Обычай и традиция выступают в качестве основного регулятора поведения лишь в примитивных этнических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, но
Глава?. Духовность личности как общечеловеческая ценность
они присутствуют и на всех более продвинутых ступенях социального развития.
Социально признанные образцы складываются в обычаи, которые передают накопленный опыт поведения из поколения в поколение и от индивида к индивиду.
К обычаям можно отнести традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни обычаем регулируются время и условия приема пищи, сна и досуга. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. Например, в России не принято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане - свинины. В обществах с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор пищи обусловлен не ее питательностью, а традициями. При входе в жилище европеец первым делом непременно снимает головной убор, а восточный человек прежде всего вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и другое с ситуацией, но таков обычай.
Обычаи общепризнаны и утверждены силой массовой привычки. Они, как правило, не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами группы. На вопрос «Почему вы так поступаете?» они отвечают: «Так принято». Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или взрослого. При этом включение в культурную деятельность сводится к знакомству с образцами: «Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным (так не надо поступать). Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко изменяет его естественную или привычную жизнь.
Обрядами называют формализованные обычаи, совершаемые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в обычае, так как обряд связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида
7.4. Обряд, обычай и традиция - регуляторы поведения человека 113
в данное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициация, получение паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.п. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированные в юбилеях, памятных датах, днях общественного траура и т.д. Обряд утверждает преемственность нового и старого, принятие нового положения как утвердившегося в обществе, что происходит, например, в случае утверждения нового главы государства: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.
Норма в отличие от обычая охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что определяет меру вариативности поведения и его усложнение. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений, согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или всего общества. Установление порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом, что может повлечь за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения. Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма, что также разрушает социальное взаимодействие.
Действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают стабильное, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания (эс-пектации). Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим. Содержательная сторона норм определяется целями той
114 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, содержание и способы нормирования различны в разных культурах. Например, в сфере производства действуют технические нормы, обусловленные практическими интересами, устройством механизмов и машин, свойствами материалов; сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения, более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Общество не безразлично к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека. В сложном урбанизованном обществе нормы имеют весьма дифференцированный и иерархичный характер.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 7667;