Понятие духовности человека

Духовность человека — это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Например, Н.Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приоб­рел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно сооб­ражать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что неспра­ведливо, или, как выражаются одним словом, привык "мыс­лить", и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т.е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благород­ство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образо­ванным в полном смысле слова».

Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются горизонты науки и техники. Гумани­тарные науки становятся научной основой руководства разви­тием общества. Полученные знания не только позволяют за­няться определенным видом деятельности, но и рисуют общую картину мира, раскрывают общие законы развития природы и общества, благодаря чему человек может выработать научный подход к пониманию явлений. Но, по словам Гегеля, «ни в од­ной области нельзя быть духовно развитым... не обладая эсте­тическим чувством». Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек одарен в художественном творчестве и способен строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития человека за­кладываются с самого раннего возраста, когда у детей создают­ся представления о природе, об отношениях между людьми, окружающем мире. Насколько широки эти представления, как

ШиповскаяЛ.П. Указ. соч. С. 361.

7.2. Понятие духовности человека

они развиваются, зависит от родителей, их поведения и обще­ния с детьми.

Эстетическое отношение человека к миру универсально. Не только свои отношения с действительностью, но и отноше­ния с самим собой человек строит также по законам красоты. Подлинно эстетическое начало в самоотношении проявляется в стремлении индивида стать лучше, совершеннее, избавиться от тех привычек, черт характера, которые не соответствуют его представлениям о прекрасном в человеке, его внутреннем ми­ре, отношении к другим людям. В стремлении человека стать лучше сливаются воедино этическое и эстетическое. Как точно заметил К. Либкнехт, «требование эстетического совершенст­ва неизменно влечет за собой и требование совершенства эти­ческого».

Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей. Внутренний мир человека духовно богат постольку, поскольку он прекрасен, и прекрасен постольку, поскольку он богат. Об­разованность, интеллект, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как толь­ко обнаруживают свою безнравственность. Нравственный по­рок безобразен, каким бы ни был его носитель — образованным или невежественным, внешне красивым или непривлекатель­ным. Он все равно вызывает отвращение у нравственно здоро­вого человека.

Стремление к прекрасному в мире, если только оно по-на­стоящему деятельно, пробуждает в человеке и стремление к внутреннему совершенству, отталкивает его от безобразного в помыслах, поступках, поведении. «Нравственное ощущение» внутреннего мира есть в то же время неприятие и искоренение не только аморального как такового, но и эстетически некра­сивого, отвратительного, пошлого, грязного.

Прекрасное обладает притягательной силой. Оно увеличи­вает побуждение человека к нравственной чистоте, усиливает его стремление к нравственно-возвышенному и благородному, помогает ему мобилизовать внутреннюю энергию для преодо­ления в себе порочных наклонностей. Для полноценной нрав­ственной жизни личности недостаточно ориентировать мо­ральное сознание только вовне. Необходимы взгляд на себя,

Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность

оценка и изменение себя в соответствии с определенными нравственными требованиями, принципами и нормами мора­ли, выдвигаемыми обществом.

Иными словами, необходимо этическое отношение к себе самому. По своему содержанию оно совпадает в главном с эти­ческим отношением человека к миру, поскольку это примене­ние тех же общественных этических ценностных ориентиров (жизнь, здоровье, личная независимость, свобода слова, за­конность, добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, чест­ность, вера, идеал, стиль, гармония и т.д.) к себе самому с теми же «мерками», с которыми общество подходит к оценке своих членов. Однако человек, направляя требования, оценки и нравственные санкции на себя самого, может выступать по от­ношению к себе более требовательным или более снисходи­тельным, чем по отношению к другим.

Объективно самого себя оценить труднее, чем других. Это обусловливает возможность внутреннего разлада, раздвоения нравственного сознания личности. Если такой разлад прояв­ляется в нравственном сознании личности, его роль более па­губна, чем просто лицемерие, ибо нарушается целостность ми-роотношения человека. Для духовного развития человека, для самовоспитания особенно нетерпимы снисходительность в требованиях к себе самому, склонность к самопрощению, по­стоянное потакание своим слабостям, оправдание склонности к внутренней лени, бездумному времяпрепровождению, рас­слабленности, безволию. Это в конце концов ведет к разруше­нию нравственного самосознания и деградации личности. Все это обычно находит оправдание в софизмах типа: «и другие не лучше», «самоанализ — моральное самоедство» и т.п. Отноше­ние к миру предполагает органическое единство мироотноше-ния и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим лю­дям и себе самому.

Попустительство своим слабостям рано или поздно при­водит к утрате принципиальности и в итоге может обернуться деградацией духовного облика личности. Формирование от­ношения человека к обществу есть в то же время и формиро­вание самоотношения. Важно овладеть искусством не только «нравственно себя вести», но и «себя растить». Можно ска-

7.3. Потребности и регулятивная роль культуры в духовной жизни 109

зать, что самосовершенствование есть не просто сторона, часть, продолжение, дополнение воспитания. Оно прежде всего выступает существенным моментом воззрения человека на мир и себя самого как на субъекта активной преобразова­тельной деятельности. Миропонимание и мироотношение как грани мировоззрения включают в себя и самопонимание, и самоотношение человека. Миропонимание неполно, ущерб­но без самопонимания, потому что в нем отсутствует один из опорных пунктов — воззрение человека на себя самого. Точно также обстоит дело и с мироотношением. Поэтому проблема самовоспитания, самосовершенствования личности — ми­ровоззренческая проблема, проблема социально-этическая, философская.








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2003;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.