Потребности и регулятивная роль культуры в духовной жизни общества
В духовной жизни общества выделяются векторы, обладающие специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и действиях. Любовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия, ужас или отвращение, охватывая индивида, становятся источником соответствующих поступков. Общество в целом также может приходить в состояние энтузиазма или апатии, негодования или удовлетворения, агрессивности или усталости в зависимости от складывающейся ситуации, от тех вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые втом или ином плане затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важной характеристикой таких настроений является потребность в незамедлительном (или максимально быстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или обществом, желание снять напряжение или выразить его — через митинг, пикетирование, агитацию, шествие, стачку, погром, голосование и т.д. Всякая полноценная социокультурная система включает в себя специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где допус-
Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
кается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, которые считают общепринятыми и нормальными, но обыденными. Таковы многие проявления праздничной культуры, получающие свое наиболее яркое выражение в карнавалах и народных гуляньях, принятых у всех народов. Таковы и проявления массовой культуры, широко внедрившиеся в современном мире, в сферах, отделенных от производства с его жесткой рациональностью и принципами эффективности.
Регулятивная роль культуры заключается в том, что она ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, выходящие за нормативные рамки. На протяжении многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчинявшая поведение человека ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию. Естественность была греховной и допускалась ограниченно лишь на низших уровнях бытия.
Еще М. Вебер формулировал свою концепцию преобразующего воздействия религии на человеческое поведение как преодоления тех экстатических и оргиастических состояний, которые оказываются временными и преходящими и приводят человека в состояние опустошения, что на религиозном языке обозначается как богооставленность, а на светском — бесцельность и бессмысленность бытия.
Вслед за процессом «разбожествления» мира и уменьшения влияния религии наступила очередь светской нормативной культуры в ее классическом виде. Представители психоаналитического направления, прежде всего 3. Фрейд и Э. Фромм, показали, что сложившийся тип культуры носит во многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное эго в его весьма значимых витальных и личностных проявлениях. Обуздание инстинктов — необходимый принцип, так как иначе их разгул грозит обществу самоуничтожением. Фрейд рассматривал различные формы контроля, включая мораль, религию, социальные санкции и государство, как результат компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. Вытесняясь в сферу бессознательного, эти влечения порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом. Сублимация этих инстинктов является источни-
7.4. Обряд, обычай и традиция - регуляторы поведения человека
ком художественного и научного творчества, порождающим высокие достижения религиозной или светской культуры.
Освобождение человека от репрессивной культуры ограничено социокультурными рамками. Аффективное поведение, отклоняющееся от нормативного, может принять характер де-виантного с различной степенью асоциальности и криминальности.
Самые простые типы поведения складываются на основе целостных, привычных образцов поведения, обычаев, традиций, обрядов, ритуалов, нравов.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2069;