Тема 4. Культура и общество

 

 

1. Понятие и функции культуры.

2. Социологическая классификация культуры. Элементы культуры.

3. Проблемы культуры в современной России.

 

1. Понятие и функции культуры. Понятие культуры – одно из самых многозначных в науке. Сегодня насчитывается до 500 определений культуры, каждое из которых, фиксируя определенную грань этого сложного явления, имеет право на существование. Приведем некоторые из них.

«Культура …слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (антрополог Э.Тайлор).

«Культура … это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях» (социолог У.Томас).

«В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П.Сорокин).

«То, что отличает человека от животных, мы называем культурой» (философ О.Шпенглер).

«Культура – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг).

При всем многообразии подходов и определений культуры, есть ряд ее наиболее существенных характеристик, с которыми могут согласиться практически все исследователи:

v культура – это то, что отличает человека от животных, это характеристика человеческого общества;

v культура не наследуется биологически, а предполагает обучение;

v культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка).

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли, культивирования, выращивания чего-либо, обычно животных и растения (от лат. сultura – заботиться, взращивать, ухаживать). Сельскохозяйственный смысл этого термина сохраняется в таких выражениях, как «зерновые культуры», «аграрная культура». Постепенно термин «культура» стал использоваться применительно к социальным процессам, для характеристики развития и совершенствования человека.

В Новое время культура приобретает значение научного термина и становится центральным понятием европейского самосознания. В эпоху Просвещения наиболее характерным было понимание культуры как некой противоположности природе, «натуре». Природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается над природой, преодолевает свою естественно-природную ограниченность.

В ХIХ веке в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза – культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура – с идеальными, духовными процессами, к которым категория прогресса неприменима.

В ХХ веке под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс, а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Современные исследователи, определяя содержание понятия «культура», отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей идеалов, выполняющих функции социальной ориентации в обществе. Именно этот, аксиологический (ценностный) подход к исследованию культуры характерен для социологии. Вместе с тем, культура – это и специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда. Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

Исходя их этого, выделяются следующие функции культуры:

· Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Развитие культуры дало человеку ту защиту, которой не снабдила его природа: возможность создавать и использовать одежду, жилище, орудия труда и т.д. Благодаря культуре человек приспособился жить и выживать практически в любых природных условиях;

· Человекотворческая (гуманистическая) функция. Культура способствует развитию творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

· Гносеологическая (познавательная) функция. Культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

· Информационная функция. Культура обеспечивает трансляцию социального опыта, а значит, выступает особой формой хранения и передачи информации. Посредством знаковых систем культура обеспечивает связь времен и поколений.

· Коммуникативная функция. Культура обеспечивает социальное общение, способствует адекватности взаимопонимания;

· Интегративная функция. Общность ценностей, норм, традиций объединяет индивидов, социальные группы, народы;

· Ценностно-ориентационная функция. Культура задает определенную систему координат, в которой существует и на которую ориентируется человек в своей жизни;

· Нормативно-регулирующая (управленческая) функция. Культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

 

2. Социологическая классификация культуры. В социологии проблемы культуры изучаются особой отраслью – социологией культуры. Социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе.

В широком смысле слова социология культуры охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.

При социологическом изучении культуры, как уже говорилось, особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

В социологии существует несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.

1. По субъекту – носителю культуры различают:

· культуру общества в целом,

· культуру нации, класса, демографических, территориальных и др. социальных общностей (национальная культура, молодежная культура, городская культура и т.д.),

· культуру личности (индивидуальная культура).

Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурой.

2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую, необходимую каждому члену того или иного общества, и профессиональную, необходимую представителям той или иной профессии.

Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Культура общества всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования. Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.

3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (фольклор) и специализированную культуру, создаваемую профессионалами, где всегда можно установить авторство.

4. По видам культуры принято выделять материальную культуру (созданные человеком предметы для удовлетворения утилитарных потребностей – автомобили, станки, здания и т.д.) и духовную культуру (духовные ценности, произведения литературы и искусства, нормы, обычаи, идеи, верования и т.д.)

Деление на материальную и духовную культуру очень условно, поскольку материальная культура есть следствие развития идей, а любое явление духовной культуры имеет определенный материальный носитель и вне его существовать не может.

5. По ориентации на потребителя говорят о массовой и элитарной культуре. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления и рассчитана на усредненного массового потребителя. Массовая культура – это форма культуры повседневной жизни, продукты которой распространяются с помощью средств массовой коммуникации среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых особенностей. Отождествлять массовую культуру исключительно с коммерческой, а тем более «второсортной», «низкопробной» культурой не совсем правомерно. Она очень разнообразна и содержит продукты разного уровня и качества.

Элитарная культура рассчитана на узкий круг потребителей, элиту, претендуя на утонченность и изысканность.

6. По отношению к господствующей культуре (культуре общества в целом) выделяют такие элементы как субкультура и контркультура.

Субкультура – это культура отдельной социальной группы, отличающаяся оп культуры общества в целом, но не вступающая с ней в конфликт. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. К субкультурам можно отнести национальные культуры, культуры различных профессиональных, территориальных и др. групп.

Субкультура, которая находится в состоянии конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т.Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов. Таким образом, контркультура – это комплекс норм и ценностей, какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является. К контркультуре может отнести западную молодежную культуру 60-х годов, различные антитрадиционные формы и стили в искусстве (искусство андеграунда в Советском Союзе), альтернативные стили жизни (хиппи, панки и т.п.).

Несмотря на многообразие культур, каждая из них включает в себя устойчивую совокупность основных элементов. К ним чаще всего относят ценности, нормы, образцы поведения, обычаи и традиции, язык, артефакты.

Ценности – это разделяемые в обществе или группе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Доминирующими ценностями в современном российском обществе являются здоровье, семья, материальное благополучие, свобода, законность и др.

Нормы – это стандарты (правила), регулирующие поведение и взаимодействие людей в обществе. Различают институциональные и неинституциональные нормы. К институциональным относятся в первую очередь правовые нормы, существующие в виде законов. Неинституциональными считаются нормы морали, о также нормы этикета, повседневного поведения, правила «хорошего тона».

Образцы поведения – это устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в обществе в ответ на стандартный социальный стимул или социальную ситуацию.

Обычаи и традиции – важные социальные регуляторы. Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции поведения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычаи касаются главным образом повседневных сторон жизни людей – как вести себя за столом, как здороваться, как вести себя по отношению к старшим, детям, противоположному полу и т.д. К обычаям относятся и табу – различные социальные запреты (на употребление бранных слов, на употребления определенных продуктов и др.)

Традиция охватывает гораздо больший круг социальных явлений, она распространяется в той или иной мере на все стороны социальной жизни. Традиция предполагает большую свободу действий по сравнению с обычаем, она как бы задает общее направление следования прошлому, конкретизирующееся в обычаях. Таким образом, сфера действия традиции шире, чем обычая. Например, отмечать Пасху – это традиция, а печь куличи или красить яйца – обычай.

Одним из основных компонентов культуры является язык. Язык – это система коммуникации, осуществляемая посредством знаков, имеющих определенные значения. Язык выступает основным средством трансляции культуры, поскольку продукты культуры существуют преимущественно в символической, знаковой форме.

Язык – явление общественное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, вне общения с другими людьми. Примером могут служить истории человеческих детенышей, выросших и «воспитанных» в сообществе животных. Этим же объясняется и тот факт, что в «закрытых обществах», странах, изолированных от остального мира, население плохо владеет иностранными языками (как это было и в России до недавнего времени).

Артефакты – это совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры, и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры.

3. Проблемы культуры в современной России. Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично «хорошо – плохо». Это особенно относится к культурной ситуации в современной России, поскольку, во-первых, она сложна и противоречива, во-вторых, еще не вполне ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Тем не менее, можно выделить несколько тенденций, характеризующих культурные процессы в современной России.

1. Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. Это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то литература, музыка, образование или театр.

2. Коммерциализация культуры. Это связано с проникновением рыночных механизмов в культуру. Однако пока этот процесс имеет однобокую направленность: российский капитал предпочитает вкладывать свои средства преимущественно в высокодоходные и быстроокупаемые области искусства – в зрелища, развлекательную и эротическую индустрию. Одно из следствий коммерциализации – недоступность многих учреждений культуры и предоставляемых ими услуг для значительной части населения.

3. Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви. Этот интерес отчасти является подлинным, отчасти обусловлен модой.

4. Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента в решении политических и экономических проблем.

5. Усиление культурно-коммуникативной пассивности, ослабление интереса к чтению (особенно серьезному) в пользу визуальных, зрелищных форм искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.

6. Индикатором уровня развития культуры является язык. Он организует характер и способ восприятия реальности. Состояние русского языка вызывает особую озабоченность прогрессивной российской интеллигенции. За несколько десятилетий в русском языке произошли такие негативные изменения, которые привели к снижению грамотности, к росту сквернословия и широкому употреблению «нецензурной смазки» в обыденной речи.

Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях отчетливо видно, что экономические и политические программы не будут успешными без учета культурной составляющей. Другими словами, повышение культурного уровня является необходимой предпосылкой социально-экономического роста.








Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 1932;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.