История древних Афин

Афины были главным городом классической Греции, соперничавшим со всеми остальными за политическое и культурное господство. Город Афины находился в регионе Аттика, в трех милях от моря, и с трех сторон был защищен горами, а с юга - открытым морем. На северо-западе лежала гора Парнес, на северо-востоке - гора Пентелик, на юго-востоке - гора Гиметт, а на западе - гора Эгалейс.

Эти горы окружали Афины и обеспечивали естественную защиту. Ближе к Афинам на северо-востоке находилась гора Ликабет, а реки Иллисс и Кефисс протекали на востоке и западе соответственно. Еще одним оборонительным сооружением Афин была цитадель Акрополь, скалистая вершина холма, возвышавшаяся над равниной Аттики и образовывавшая естественную цитадель. Двумя другими холмами поменьше в Афинах были Ареопаг, расположенный к западу от Акрополя, и Пинкс, расположенный к юго-западу.

Фемистокл после персидской войны 479 года возвел оборонительные стены с двенадцатью воротами, а в 461-456 годах были возведены огромные длинные стены, соединяющие город с афинскими гаванями Пирей и Фалерум. Эти стены были длиной около четырех миль, и когда параллельно Фалерической стене (которая теперь пришла в упадок) была построена третья стена, пространства между двумя стенами стало достаточно, чтобы защитить все Афины и обеспечить безопасную перевозку товаров в гавани и из них.

Восстановленная версия древних Афин. (Из Нью-Йоркской публичной библиотеки, https://digitalcollections.nypl.org)

Это превратило Афины в настоящий остров, защищенный от любых нападений с суши. После Пелопоннесской войны в 404 году стены были разобраны, но вскоре, в 394 году, восстановлены; к 200 году они превратились в руины. Двумя главными воротами в городской стене были Дипилон на северо-западе и Священные ворота в Элевсин на Священном пути на запад. Дипилон вел к агоре и Академии, а за стеной находились главные гробницы, где Перикл произнес свою знаменитую надгробную речь.

Хотя город и его окрестности были одними из самых важных в греческом мире, Аттика в конечном счете не контролировала политический мир Греции. Город, однако, доминировал и контролировал свою культуру.

Внутри города находилось несколько важных районов, которые способствовали коммерческому, политическому и культурному развитию. Старая агора, построенная мифическим царем Тесеем, находилась на северном склоне Акрополя. Здесь находился Элевсин, храм Деметры и Персефоны, в котором хранились священные предметы элевсинских мистерий после того, как они были вывезены из Элевсина; и Пританей, в котором располагался священный очаг и государственные учреждения, где принимали послов. В седьмом веке эта агора стала слишком маленькой, поэтому была построена вторая, более крупная, ограниченная Ареопагом с запада и Акрополем с востока.

Археологические находки показывают, что Акрополь был заселен с 5000 года. В микенский период на вершине холма был построен дворец, а к концу XIII века, предположительно во времена Тесея, были возведены стены. Этот синоэцизм, или слияние, Аттики с Афинами, вероятно, был постепенным, а не спонтанным или мгновенным событием, как описано в мифе. Хотя Афины действительно стали столицей Аттики (Фукидид, 2.15), на это, вероятно, ушло не менее столетия.

Тем не менее, Афины были достаточно сильны, чтобы противостоять дорийскому нашествию, и, вероятно, они стали убежищем для многих окружающих ионийских государств, чтобы они могли помочь колонизировать побережье западной части Малой Азии, или Ионии. В этот период они продолжали свою непрерывную линию с микенского периода средневековья. В эпоху архаики Афины стали важным городом. Микенская стена утратила свое значение и вышла из употребления. Писистратиды построили свой дворец на Акрополе, но с их изгнанием он перестал быть городской крепостью.

История Афин была историей постоянного развития и перемен. Как и в других греческих городах, первоначально Афинами правили цари, последним из которых был мифический Кодр, бежавший из Мессении во время нашествия дорийцев и отправившийся в Афины, чтобы стать царем. Дорийцы вторглись в Аттику, и, согласно легенде, город был бы взят, если бы дорийцы пощадили своего царя. Услышав об этом, Кодр вошел в лагерь дорийцев, затеял драку и был убит; после этого дорийцы отступили.

После Кодра его сын Медон стал первым архонтом, или главным магистратом, и правительство Афин стало представительным. В течение следующих нескольких столетий могущественные аристократические семьи контролировали политические, военные и религиозные учреждения города. За это время было предпринято несколько попыток отдельных лиц свергнуть власть аристократов или олигархов. В 632 году Сайлон попытался стать тираном. Он женился на дочери тирана из соседней Мегары и захватил Акрополь.

Афинский архонт Мегакл осадил цитадель, вынудив Сайлона бежать. Его сторонники укрылись в храме Афины, но Мегакл убил их, навлекая святотатство или осквернение на свою семью Алкмеонидов, которая была использована в качестве политического оружия против его потомков. Десять лет спустя, в 621 году, законодатель Драко попытался свергнуть власть олигархов. Во время гражданских беспорядков ему была дана власть организовывать и издавать законы, и граждане из низших слоев общества жаловались на это, поскольку они не знали, что это за законы, и они постоянно менялись, а следовательно, им было трудно следовать. Законы, которые он написал, считались суровыми (отсюда и название "драконовские"), и даже самые незначительные правонарушения, предположительно, приводили к смерти. Позже Солон отменил его законы, за исключением тех, которые касались убийств.

Спустя поколение после Драко политическую систему все еще контролировали аристократы, и на долю простых афинян выпало еще больше трудностей. В 594 году Солону было поручено создать новую систему. Он, по-видимому, избавился от долгового рабства, института, при котором люди должны были отдавать одну шестую часть своей продукции богатым в обмен на семена и использование вола или плуга, но они не могли покинуть свои фермы, становясь рабами своих кредиторов. Также представляется, что торговля в это время потенциально могла нанести ущерб афинянам, в частности продажа зерна за пределы Аттики. Это сократило бы количество зерна, доступного городу, и вынудило бы его импортировать еще больше.

Солон запретил продавать сельскохозяйственные товары, за исключением оливок и масла, за пределами Аттики. Эти товары уже были важным предметом экспорта и останутся таковыми. Скорее всего, его план состоял в том, чтобы не допустить продажи зерна Эгине и Мегаре, врагам Афин. Зерно, выращиваемое на полях Элевсина, хотя и легче продавалось на Эгине, было необходимо Афинам, чтобы прокормить растущее население. Самым важным законом Солона была отмена долгов, и все те, кто попал в рабство из-за своих долгов, были освобождены. Те, кто не мог прокормить себя и свои семьи, часто продавали себя в рабство или становились подневольными слугами, но Солон запретил им это делать в дальнейшем в качестве условия их свободы. Солон осознавал необходимость торговли и поощрял предоставление гражданства тем, кто поселялся в Афинах.

В дополнение к этим экономическим изменениям Солон понял, что правительство города также должно измениться. Он изменил требования к кандидатам на должность от рождения до богатства. Он изменил систему классов, так что теперь было четыре класса, основанные на годовом доходе. Сорта, которые собирали более 500 бушелей в год, назывались пентакосиомедимни; те, которые производили от 300 до 500 бушелей, назывались гиппеи; те, которые производили от 200 до 300 бушелей, назывались зевгиты; а те, которые производили меньше этого количества, назывались теты.

Из трех первоначальных классов уже существовал низший, а теперь к ним добавился высший, но все они были основаны на экономике. Кроме того, он сделал высшие должности, архонтов, доступными благодаря богатству, а не только для представителей аристократической семьи, как это было на протяжении многих поколений. Эта должность была предоставлена представителям первого класса, а возможно, и второго, поскольку зевгиты (третий класс) получили на это право только в 457 году. Кроме того, Солон разрешил тетам быть полноправными членами Ассамблеи.

Он также учредил Гелиею, или народный суд, для рассмотрения дел о злоупотреблениях властью магистратов. Солон, по-видимому, создал совет из 400 человек, в который было избрано по 100 членов от каждого класса или племени. Этот совет, по-видимому, предшествовал совету Клисфена в 500 году. Солон осуществил свои преобразования с помощью существующей системы законов и политики, а не как тиран. Он был избран архонтом, и его попросили решить проблемы, что он и сделал. Он потребовал, чтобы все поклялись, что не будут менять законы до истечения десяти лет, а затем покинул свой пост.

Его реформы не увенчались тем успехом, на который он рассчитывал; вскоре снова начались межпартийные распри. Через тридцать лет город перешел под власть Писистрата, который воспользовался разногласиями между старой аристократической партией равнин и новой группой, поддерживавшей Солона, главным образом на побережье и в горах. Афиняне захватили остров Саламин и порт Нисея у Мегары; последний был захвачен Писистратом, который поддерживал крайних демократов. Он стал тираном в 561 году, но был свергнут около 556 года; около 550 года он снова стал тираном на несколько месяцев, пока не был сослан во второй раз. Наконец, в 540 году он стал тираном в третий раз и правил до своей смерти в 527 году.

Писистрат конфисковал часть земель аристократов, своих врагов, и использовал их для перераспределения среди бедных, чего Солон делать отказался. Он обложил этих землевладельцев земельным налогом в размере одной десятой части урожая, и это стало источником доходов для его власти. Писистрат продолжал политику дружбы с крупнейшими государствами. Он продолжал поддерживать мирные отношения с Фивами и Фессалией, а также Спартой и Аргосом, которые были врагами друг друга. Он отправил колонистов в Пропонтиду и работал над созданием колоний и торговых партнеров в регионе Черного моря. Человеком, который руководил захватом фракийского Херсонеса, был Мильтиад, политический соперник, но, вероятно, он действовал под руководством Писистрата.

Писистрат также выдвинул идею о том, что Афина была богиней-покровительницей или матерью ионических греков. Это привело его к установлению контроля над Делосом, и он очистил остров, раскопав гробницы в святилище и перенеся их в другое место. Самое главное, он восстановил Великий Панафинейский праздник, который проводился каждые четыре года. Кроме того, он начал процесс создания общественных сооружений в Афинах, который продолжался на протяжении всей их истории.

После его смерти в 527 году власть перешла к его старшему сыну Гиппию. С помощью своего младшего брата Гиппарха Гиппий продолжил дело отца и даже предложил политическое примирение с ведущими семьями. В 514 году Гиппарх был убит, и в отместку за это Гиппий начал править жестко, вселяя страх в своих подданных. В 510 году Спарта вторглась в Аттику, и Гиппий согласился отправиться в изгнание.

В 509 году народ избрал Клисфена, чтобы реформировать конституцию Афин. Его желанием было создать единый город, в котором процветала бы конкуренция, но который не разрушал бы город из-за региональных различий и конкурирующих программ. Первым испытанием новой демократии стала война с Персией. В 499 году Афины помогли ионическим городам в их восстании против Персии. В 490 году персы во главе с бывшим тираном Гиппием вернулись в Афины, чтобы наказать город за вмешательство.

В течение предыдущих нескольких лет афинская демократия при поддержке изгнанников, вернувшихся после изгнания тирана, особенно Мильтиада, продолжала наращивать военную мощь. Когда персы прибыли в Марафон, афиняне с несколькими союзниками из Платеи общей численностью около 10 000 человек разгромили более крупные силы персов.

Персы отступили, и Греция приготовилась к следующей волне. Десять лет спустя, при Ксерксе, царе Персии, афиняне столкнулись с более серьезной угрозой. Вместо небольшого экспедиционного корпуса Персия пришла с большой армией и флотом. В течение десяти лет афиняне, к счастью, нашли новую серебряную жилу в одном из своих рудников, что принесло городу значительные средства. Под руководством своего лидера Фемистокла афиняне построили новый флот. После того как Ксеркс взял штурмом Акрополь и сжег город, афиняне и другие греческие государства собрали свой флот на Саламине, небольшом острове у побережья Аттики.

Здесь многочисленные персидские корабли потерпели поражение в проливе Нарроуз от более быстрой и маневренной греческой триремы. При Ксерксе, наблюдавшем за битвой, греки разбили персов, которые бежали, оставив армию в Фивах. В следующем году афиняне присоединились к спартанцам и другим грекам и окончательно разгромили персов. Предположительно, в тот же день афинский флот разгромил персидский флот при Микале в Малой Азии, полностью покончив с персидской угрозой.

После персидских войн афиняне предприняли несколько новых инициатив. Во-первых, они реализовали свою концепцию демократии. В пятом веке большинство должностей в Афинах занимали по жребию, поэтому все афиняне могли участвовать в управлении городом-государством. Это достижение действительно создавало потенциальные проблемы, такие как возвышение демагога, который мог бы склонить толпу на свою сторону с помощью лести, но афиняне с гордостью утверждали, что их форма правления гарантирует, что все государственные решения принимаются народом.

Второй инициативой был подъем афинской культуры, проявившийся в перестройке Акрополя с возведением новых храмов, особенно Парфенона. Кроме того, культурная деятельность драматургов достигла наивысшего расцвета благодаря Софоклу, Еврипиду и Эсхилу. К ним присоединились авторы комиксов, особенно Аристофан. Драматурги создали литературные шедевры такого уровня, который можно было увидеть только в эпоху Возрождения.

Последней инициативой стало создание Афинской империи, военно-морской державы, созданной на основе Делосской лиги. За время своего восьмидесятилетнего существования империя позволяла Афинам финансировать свою демократическую и культурную деятельность. До тех пор, пока Афины были сосредоточены на море, они не вступали в конфликт со Спартой, сухопутной империей; но когда Афины начали вмешиваться в деятельность на суше, между ними в буквальном смысле произошли столкновения. Пелопоннесская война 432-404 годов в конечном счете привела к разрушению Афинской империи. На протяжении всего этого времени афинский лидер Перикл руководил развитием Афинской империи, демократии и культуры.

После разрушения Афинской империи Афины продолжали играть важную роль в качестве противовеса другим крупным городам. В конечном счете, как и остальные греческие города-государства, Афины не смогли отказаться от своей индивидуальной концепции городской власти и объединиться, чтобы спасти Грецию от возвышения Македонии. Под предводительством Демосфена афиняне сражались с Фиванцами; они потерпели поражение при Херонее, потеряв как свою власть, так и независимость.

 








Дата добавления: 2024-08-18; просмотров: 1632;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.