История Афинской империи
После персидских войн греческие государства, особенно острова и прибрежные города Малой Азии, в 478 году образовали Делосский союз, чтобы отомстить за нападения Персии и освободить греческие государства, находившиеся под властью персов. Афинский полководец Кимон (умер около 450 года), сын Мильтиада, героя Марафона, одержал великую победу над персами в 468 году на реке Эвримедон в Малой Азии, освободив греческие города в Малой Азии от персидской угрозы.
Благодаря этому успеху Делосская лига начала превращаться в Афинскую империю. Кимон и Афины утверждали, что города-государства, которые получали выгоды от лиги, но не были ее членами, должны быть принудительно приняты в организацию, поскольку несправедливо, что они получают все выгоды, ничего не платя.
В 472 году Кимон и афиняне вынудили город Карист вступить в лигу на этих основаниях. Когда Наксос, член лиги, отделился, афиняне захватили Наксос, лишив его автономии на том основании, что город не соблюдал свою священную клятву. В 465 году Афины под предводительством Кимона напали на остров Тасос, члена лиги, располагавшего большим флотом на фракийском побережье, потому что хотели заполучить золотые рудники на острове. После долгой осады Тасос был вынужден сдаться в 463 году.
Эти инциденты показывают, как Афинская лига была преобразована в империю. Теперь существовало три класса городов: те, которые предоставляли корабли, которые в конечном счете включали только три члена - Лесбос, Хиос и Самос; те, которые были свободны, но платили деньги или дань вместо того, чтобы поставлять корабли; и те, которые были союзниками-данниками, но оставались подвластными Афинам. Для Афин, чем больше городов платили деньги вместо того, чтобы поставлять корабли, тем лучше, поскольку это давало еще больший контроль и власть в руки Афин, которые контролировали флот. Все города были обязаны предоставлять войска Афинам (то есть лиге) во время войны.
В конце концов, все, кроме Лесбоса, Хиоса и Самоса, предоставили войска лиге. Когда к ней присоединялись новые города, они никогда не сохраняли полной автономии, а те, что поднимали восстание, полностью теряли ее. Более того, афиняне заключили с этими городами независимые соглашения, которые всегда отвечали интересам Афин, а не лиги. Во многих городах были афинские гарнизоны, и Афины часто определяли, как организовано их правительство. К середине V века Афинская империя включала в себя большинство островов Эгейского моря, за исключением Крита, Мелоса и Теры, а также большинство прибрежных городов, от Халкидики во Фракии до Фазелиса на южном побережье Малой Азии.
Первоначально центром лиги был священный остров Делос. Хотя Афины всегда считались ведущим членом, лига, по крайней мере, имела подобие конфедерации, в которой каждый город имел равное право голоса. Когда Афины взяли на себя верховное руководство как в войне, так и в политике, встречи на Делосе стали менее важными. Афины прекратили регулярные встречи и могли принимать политические решения, даже не прибегая к консультациям.
Когда в 454 году афинский флот был окончательно уничтожен в Египте, афиняне перевезли его на постоянное жительство в Афины под предлогом сохранения казны лиги. С тех пор союзники платили дань Афинам и богине Афине, а не Делосу и богу Аполлону. Богиня получала одну шестидесятую часть дани в свою казну, что означало, что Афины могли делать с этими доходами все, что хотели.
Сначала афиняне разделили свою империю на пять географических зон: Фракию, Геллеспонт, Ионию, Карию и острова, хотя в конечном счете Иония и Кария были объединены в одну. Каждые четыре года во время Великой Панафинеи размер дани пересматривался, при этом взносы одних городов увеличивались, а других уменьшались. В качестве еще одного примера контроля Афин союзники могли обжаловать их оценку, но только в афинском суде. Сохранившиеся свидетельства показывают, что общие тенденции в оценках кардинально не менялись вплоть до Пелопоннесской войны.
Эта юрисдикция в Афинах распространялась даже на юридические вопросы. Хотя афиняне могли обосновать, что споры между Афинами и союзным городом-государством решаются в афинских судах, и что любой обвиняемый в государственной измене также может предстать перед судом в Афинах, город теперь начал проявлять себя и в других юридических вопросах. После того как город Халкида, который пытался взбунтоваться, был захвачен, Афины добавили, что обвиняемые могут обращаться в афинские суды с жалобами на смертные приговоры, изгнание или лишение прав. Теперь Афины выходили за рамки простой военной защиты империи и осуществляли жесткий политический и юридический контроль над своими союзниками.
Политическая история и философия Греции привели к постоянному конфликту между идеями империи, которых придерживались Афины, и концепциями свободы для городов-государств. Греческие города и их жители всегда рассматривали концепцию политической свободы как связанную с самоуправлением. Когда возникала опасность, города могли объединяться в конфедерацию или лигу, но как только опасность исчезала, они считали своим правом вернуться к самоконтролю или автономии.
Это противоречило идее Афинской империи. Афины, однако, не могли отделить себя от греческой философии выборов, или города-государства. Таким образом, не был предпринят следующий шаг, необходимый в эволюции для того, чтобы объединить небольшие города и потерпевших поражение в их собственную политическую систему (то есть сделать города афинскими). Не делая этого, афиняне постоянно создавали разобщенность, заставляя жителей других городов не быть афинянами (то есть полноправными гражданами) и не быть независимыми. Это, в свою очередь, привело к постоянному недовольству и, в конечном счете, к восстанию.
В первой половине V века Афины пытались поддерживать дружеские отношения со Спартой. Кимон считал, что отношения со Спартой отвечают интересам обеих сторон. Афины не будут вмешиваться в дела Пелопоннеса до тех пор, пока Спарта не вмешается в дела Эгейского моря. Афинские лидеры Фемистокл и Аристид наблюдали за Афинами во время персидских войн и сразу после них. После остракизма Фемистокла Аристид привел к власти Кимона, и они вдвоем управляли политической машиной в Афинах, руководствуясь принципом защиты Афин от Персии и сохранения мира со Спартой. Кимон постоянно переизбирался на пост военачальника и был в состоянии защитить Афины от Персии, в то время как Аристид обладал моральными устоями, необходимыми для поддержания контроля над афинским собранием и мира со Спартой.
Когда Аристид умер, Кимон стал самым важным и могущественным афинским государственным деятелем. Он продолжал поддерживать дружеские отношения со Спартой. Молодые политики, особенно Эфиальт и Перикл, были недовольны Кимоном и его политикой мира со Спартой. Когда в Спарте произошло восстание илотов, государственных крепостных, которые обрабатывали землю и не могли быть проданы, Спарта обратилась за помощью к Афинам, и в 462 году Кимон возглавил афинское войско, чтобы помочь Спарте. Затем спартанцы уволили Кимона без объяснения причин, и он вернулся в Афины униженным.
Эфиальт и Перикл увидели свой шанс покончить с проспартийской партией в Афинах и Кимоне. В то же время, когда Кимон отсутствовал, эти двое смогли провести народные реформы, которые привели к полной демократии и предоставили больше власти низшим классам, против чего Кимон выступал. Когда Кимон вернулся, Эфиальт и Перикл смогли подвергнуть его остракизму. Вскоре Эфиальт был убит неизвестными убийцами, которые, возможно, принадлежали к его собственной фракции, и Перикл контролировал политическую ситуацию в Афинах.
После изгнания Кимона Афины отошли от Спарты и начали заискивать перед ее врагами. В 458 году Афины заключили союз с Аргосом, главным врагом Спарты на Пелопоннесе. Этот союз, наряду с получением ими Мегары, члена Пелопоннесской лиги, которая отделилась, привел к тому, что в 459 году Афины были вовлечены в войну с Коринфом и их союзником Эгиной. Афиняне успешно победили их и возвели ряд оборонительных стен в Мегаре, чтобы обезопасить Аттику. Половина флота находилась в Сароническом заливе, а другая половина - на дальних окраинах Афинской империи.
Афины направили в Египет 200 военных кораблей, чтобы помочь в подавлении восстания египтян против персов. В отличие от предыдущих сражений и кампаний, которые велись на греческих территориях, в этой экспедиции греки были захватчиками незнакомых земель. Афиняне прибыли и поплыли вверх по Нилу до Мемфиса, который захватили мятежники. Афиняне теперь вели две войны — одну за Эгину, которая в конце концов пала в 456 году, была присоединена к империи и стала одним из богатейших государств, взимавших дань; и другой - в Египте, который продолжался в течение следующих двух лет без каких-либо сведений о нем.
В этот же период афиняне одержали победу над союзниками Спарты в Беотии и, за исключением Фив, сделали тамошние города союзниками Афин. Хотя они не были включены в состав империи, города могли поддержать Афины в случае необходимости. Афиняне смогли достроить свои длинные стены от гавани до города, не опасаясь нападения. Однако на Афины обрушилась катастрофа, поскольку египетский флот был уничтожен, а в 454 году был разгромлен и вспомогательный флот из пятидесяти кораблей.
Тем не менее, Афинская империя была на пике своего могущества, и города, расположенные как на море, так и на суше, контролировали большую часть Центральной Греции. Главная угроза Афинам теперь исходила от Коринфа, и Перикл планировал превратить Коринфский залив в афинское озеро. Афины при Перикле успешно захватили ахейские города. Кимон был отозван досрочно, и в 452 году он заключил пятилетний мирный договор со Спартой, вероятно, в то же время и совместно со Спартой и Аргосом, заключив тридцатилетнее перемирие. Афинская империя была высшей.
Кимон и Перикл теперь могли свободно воевать с Персией после провальной египетской кампании. Кимон отплыл на Кипр и осадил город Ситион, где был убит во время нападения. Флот снял осаду, но затем успешно разгромил врага как на суше, так и на море, одержав победу над финикийскими и киликийскими кораблями. Со смертью Кимона политика Афин в отношении Персии изменилась. Перикл успешно заключил Каллиадский мир в 449 году. Греческие города Азии находились в руках афинян, когда они отказались от своих притязаний на Кипр.
Перикл был полон решимости удержать недавние завоевания в Греции, поэтому он был готов покинуть Кипр, чтобы избежать войны на два фронта. Вскоре после этого афиняне потеряли контроль над Беотией, что, вероятно, не было воспринято как большая потеря, поскольку это мало что добавило к их империи, но отняло много ресурсов. Хуже всего, однако, была потеря Мегары, где был перебит афинский гарнизон. Перикл подчинил Эвбею, но в империи раздались голоса недовольства. Это может быть отражено в общем сокращении дани в 446 году. В этот момент Афины и Спарта договорились о тридцатилетнем мире, по условиям которого Афины отказывались от своих завоеваний в Коринфском заливе, а Эгина по-прежнему оставалась в лиге, но с гарантированной автономией.
С заключением Каллиасского мира между Персией и Афинами, предоставившего свободу греческим городам Малой Азии, заявленная цель Делосской лиги была достигнута, и конфедерация должна была быть распущена. Перикл решил, что лига, ставшая теперь Афинской империей, сохранится, и Афины обеспечат защиту Эгейского моря и безопасность союзных городов с помощью флота. В то же время он указал, что храмы на Акрополе, которые были разрушены Персией во время Великой войны, должны быть восстановлены за счет казны лиги, которая сейчас находится в Афинах. Многие афиняне, считавшие, что дань следует использовать для защиты союзников, выступили против этого плана.
Перикл, однако, возразил, что Афины должны иметь возможность использовать эти деньги по своему усмотрению, если будут поддержаны идеи лиги; кроме того, восстановление храмов позволило Афинам обеспечить программу занятости и украсить город. В союзных государствах недовольство в 440-х годах было очевидным: дань снижалась из-за того, что одни платили с опозданием, другие платили только по минимуму, а третьи не платили вообще. Афиняне ужесточили свои сборы, и в середине 440-х годов выплаты, включая обратную дань, увеличились.
В то же время Перикл отправил еще несколько клерухов, на этот раз во Фракию, чтобы защитить важную торговлю зерном, поступавшую с территории современной южной России. Отправленные граждане принадлежали к низшим классам, что дало им землю и перспективу увеличения ресурсов. Это, в свою очередь, позволило этим новым поселенцам быть зачисленными в класс гоплитов. В отличие от колонистов, граждане клерухии оставались афинянами, со всеми правами и обязанностями, вытекающими из этого статуса, а земли, на которых они поселились, теперь были частью Афин. Перикл также ввел еще один закон, который сделал Афинскую империю более заметной во всех городах, потребовав использования афинских монет и весов. Кроме того, союзным городам было запрещено чеканить свои собственные серебряные монеты.
Хотя этот закон позволял проводить более согласованную торговую политику в Эгейском море, он также означал, что Афины контролировали торговлю. Перикл осуществил свой план по восстановлению города, и Акрополь был украшен новыми храмами, построенными за счет дани союзников. К 435 году Афины уже контролировали империю, что сделало их самым важным городом греческого мира. Несмотря на то, что война привела к нерешительности, которая показала реалии существования империи и ее проблемы, Афины все еще были амбициозны и хотели увеличить свою власть над всей Грецией. Это, в свою очередь, привело к новому конфликту между Афинами и Спартой, который начался далеко от Афин, на другом конце Греции, с Коринфа и его колоний, что, в свою очередь, привело к великой Пелопоннесской войне.
Дата добавления: 2024-08-18; просмотров: 303;