История греческого искусства
Историю греческого искусства можно условно разделить на бронзовый, темный, геометрический, архаический и классический периоды. Эти обширные периоды демонстрируют явные различия и изменения, которые происходили на протяжении веков в Греции, Эгейском море, Малой Азии и Южной Италии. Даты соответствуют историческим и политическим событиям того времени и должны рассматриваться как общие, а не конкретные. Кроме того, некоторые тенденции сохранялись от одной эпохи к другой.
Бронзовый век делится на кикладский, минойский и микенский периоды. Кикладский и ранний бронзовый века, 3000-2000 гг., были временем торговли обсидианом и мрамором. Кикладский регион стал известен своими мраморными статуями. Камню придавали форму с помощью долота, а затем шлифовали и полировали наждачной бумагой.
Изобретение сверла позволило удалять материал из внутренней части вазы. Мраморные статуэтки были схематичными, хотя и изображали человеческие формы. Большинство из них были стоячими, с длинными, овальными и наклоненными назад головками. В гончарном деле появились полировка и резные узоры.
В эпоху средней бронзы, в 2000-1600 годах, Крит стал центром эгейской культуры. Появление минойских дворцов способствовало развитию искусства. На остатках керамики можно увидеть более сложные и натуралистичные мотивы, которые позже стали стилизованными. На Крите красно-черный эффект был достигнут благодаря новой, особой технике обжига. В этот период существовал стиль "светлое на темном", отличавшийся более сложными узорами.
Это развилось в художественные украшения из яичной скорлупы, самым изысканным из которых стал стиль Камарес, представляющий собой многоцветие на черном фоне и названный в честь деревни Камарес на Крите, где он был обнаружен. На материке преобладал другой стиль - серая посуда миньян, гладкая, как мыло, на ощупь и однородно темно-серая. На Кикладах в то время керамика была окрашена в матовый цвет, темной матовой краской на светлом фоне.
На Крите фрески во дворцах стали обычным делом. Поскольку дворцы включали в себя большие помещения с открытыми стенами, фрески позволяли использовать декоративные мотивы. Ранний период характеризовался простыми цветами и линейными узорами, в то время как более поздние фрески содержали натуралистические и фигурные сцены. На Кикладах были фрески, но на материке не было найдено ни одной, относящейся к этому раннему периоду. В этот период также появился гончарный круг.
Первый период позднего бронзового века пришелся на Крит и Микены в 1600-1450 годах. Стиль кикладского периода все еще развивался по-своему, и им продолжали торговать за рубежом. На материке, в Микенах, существовал могильный круг, богатые захоронения в котором сохранились до конца II бронзового века (1450-1100). На материке появление оружия можно засвидетельствовать по погребальным предметам, свидетельствующим о возвышении касты воинов. В гончарном деле на Крите произошли изменения, появились новые формы и различные декоративные техники.
Теперь на светлом фоне была темная краска, в отличие от более раннего рисунка "темное на светлом". Киклады теперь копировали минойский стиль. В минойских стилях сначала изображались растения, цветы и другие растительные орнаменты, в то время как во второй период были представлены морские обитатели, такие как осьминоги и ежи. Со временем рисунки становились все более стилизованными. Во II веке поздней бронзы микенская керамика стала нормой. Ее формы были основаны на более ранних типах, но теперь стилизованы. Одним из наиболее типичных образцов был киликс, или кубок на ножке. Росписи продолжались на Крите и Кикладах, а также на материке, во дворце Нестора в Пилосе.
Конец бронзового века привел к упадку микенского периода и началу эпохи архаики. Этот период продолжался с XII века до 479 года, когда начались персидские войны. Темные века, с 1200 по 1050 год, породили субмикенский и протогеометрический стили. После разрушения микенских и минойских дворцов больших городов больше не существовало, но прежние стили сохранялись. Однако бланки стали более расплывчатыми и плохо организованными. После этого периода прежние формы продолжались, но теперь они были разработаны по-новому, с большим количеством технических усовершенствований с использованием быстрого гончарного круга.
Формы и орнаменты стали более четкими. Узоры, линии и круги, были нанесены на вазы на гончарном круге перед обжигом. Это, в свою очередь, привело к появлению геометрического периода, который начался примерно в 900 году и включал в себя сохраняющиеся мотивы, такие как зигзаги и треугольники, а также новые элементы, такие как меандры и прямые линии. Затем этот процесс перешел к появлению таких фигур, как лошади, львы, птицы и, в конечном счете, около 800 человек. Фигуры были схематичными, и некоторые черты лица становились отчетливыми, например, широкая грудь и головы в профиль.
Фигуры были абстрактными и изображались жестко, но к 700 году они стали более округлыми и реалистичными, демонстрируя индивидуальные движения. Это лучше всего видно в Аттике, где геометрическая последовательность стала очевидной. Около 750 года в афинском гончарном районе различные мастерские начинают демонстрировать индивидуальный дизайн и стили. Самыми популярными изделиями стали большие амфоры (кувшины для хранения), кратеры (чаши для смешивания) и кубки. В этот период также появились небольшие терракотовые и литые бронзовые фигурки. В то же время были привнесены иностранные элементы, такие как дикая природа и абстрактные узоры из Малой Азии и Египта.
После этого периода, с 725 по 590 год, появился ближневосточный стиль. Об этом свидетельствует более заметное влияние Востока и Египта. К греческому кентавру теперь присоединились восточные чудовища, горгоны, грифоны, химеры и гарпии, которые теперь были эллинизированы. Развивались два основных направления: одно - в Коринфе и на Пелопоннесе, а другое - в Афинах и ионических городах Малой Азии.
Коринфская ассимиляция происходила в разные периоды, включая ранний протокоринфский (725-700), когда наряду с традиционными геометрическими узорами появились новые мотивы, такие как животные, розетки и ближневосточные растения. В эпоху Среднего Протокоринфа (700-650) коринфяне переняли восточную технику, в которой вырезанные детали силуэта черной фигуры позволяли просвечивать бледным чертам лица. В поздний протокоринфский (650-640 гг.) и переходный/зрелый коринфский (640-550 гг.) периоды животные становились крупнее и теснились друг к другу. Этот процесс шел медленнее, чем в Афинах, где существовал протоаттский стиль (710-600).
Ранний протоаттический стиль (710-680) начался с художника Аналата, который перешел от позднего геометрического стиля к силуэтному стилю очертаний. В следующий период, в эпоху Средней протоаттики (680-650), появился черно-белый стиль. В нем часто использовались такие мотивы, как Троянская война. Поздний протоаттический период (650-620) продолжал укрепляться до тех пор, пока афиняне не переняли коринфскую технику чернофигурных рисунков.
Также из Египта пришли монументальные статуи, которые примерно с 610 года превратились в курос (стоящую обнаженную фигуру молодого мужчины, которая изображала не отдельного человека, а скорее идею молодости). Этот стиль пришел из Египта, с его двухтысячелетним периодом колоссальных фигур. Египтяне также оказали влияние на греков в их монументальной архитектуре, построив периферийный храм с внешними рядами колонн.
Рис. Мраморная статуя Куроса. (Музей искусств Метрополитен/Фонд Флетчера, 1932)
Примерно с 590 по 530 год начался период высокой архаики, который соответствовал эпохе тиранов. Эти люди пришли к власти как защитники бедноты и среднего торгового класса от аристократии (олигархии), которые в основном были землевладельцами. Среди них были такие деятели, как Писистрат Афинский, Поликрат Самосский и Периандр Коринфский, которые пропагандировали искусство в своих городах. В этот период мифы стали занимать центральное место в искусстве и стали более естественными.
Куройи перешли от квадратной формы к более естественной позе. Мужские фигуры изображались обнаженными, в то время как женщины были одеты. На фронтонах храмов появилось больше изображений, посвященных богам. Именно в этот период получили полное развитие два основных ордера - дорический и ионический. В дополнение к скульптурам на фронтонах зданий использовались терракотовые фигуры. Этот период также стал свидетелем дальнейшего развития монет, которое началось раньше и теперь распространилось по всему Эгейскому морю. Отдельные города наносили свои собственные знаки на металлические пластины.
Поздний архаический период (530-480 гг.) стал свидетелем полного развития курой (мужского рода) и полного господства на афинском рынке керамики. Кораи (женщина) превратилась в грациозную фигуру, которая обычно подчеркивалась модой, в том числе ношением туники с разрезом или платья-хитона, что свидетельствует о влиянии Ионии. Обнаженный курой обладал полностью реалистичной анатомией, в которой движение тела можно было увидеть в изгибах и перемещении веса фигуры.
Керамика претерпела эволюцию от архаического периода к классической эпохе. Эпоха архаики стала свидетелем развития черного стиля, или фигурной керамики, который был разработан в VII веке и постоянно использовался вплоть до II века. Имена некоторых мастеров того времени хорошо известны по их автографам. Этот стиль впервые появился в Коринфе около 700 года. Эта более ранняя техника черной фигурки теперь была продолжена с помощью обратной техники, в которой корпус вазы был покрыт черной глазурью, в то время как декорированные детали были оставлены необработанными из натуральной глины, а детали были показаны нарисованной рельефной линией.
Рис. Рисование черными фигурами
Художник или гончар наносил рисунок на вазу жидким раствором, который в процессе обжига чернел. Для этого использовалась трехфазная система обжига. Сначала сосуд обжигали в печи при температуре около 800°C, в результате чего ваза приобрела красновато-оранжевый цвет. На втором этапе обжига температура была повышена до 950°C, а вентиляционные отверстия закрыты для удаления кислорода, в результате чего сосуд почернел. На заключительном этапе снова открыли вентиляционные отверстия и охладили печь, в результате чего ваза приобрела красный цвет, в то время как раскрашенные фигуры на втором этапе остались черными.
Часто это были сцены из мифологии, часто с участием Геракла и Троянской войны. Интересно, что боги обычно не изображались, а Дионис никогда не был представлен. Очень популярны были экшн-сцены с боями и охотой, в то время как в некоторых примерах были представлены сцены пассивного банкета. Фигуры ранних краснофигурных художников создавали более реалистичные сцены. Эти изменения привели к эпохе классицизма.
Классическая эпоха (480-450 гг.), пожалуй, лучше всего проявилась в скульптуре, где в полной мере реализовалось реалистичное тело, впервые увиденное в эпоху архаики. Эту эволюцию можно проиллюстрировать в храме Зевса в Олимпии, где произошла яростная схватка кентавров и лапифов, но в определенных группах. Противоположностью этому было изображение гонок на колесницах Пелопа, которое, несмотря на статичность, вызывало больше эмоций.
Изображение событий, демонстрирующих чувства и индивидуальность, стало отличительной чертой классической эпохи. Часто непринужденная поза была на одной ноге, в отличие от жестких форм курой. Двенадцать подвигов Геракла также выставлены в Олимпии в Метопах, демонстрируя уверенные и чувственные позы в мельчайших деталях, даже если их невозможно было увидеть с земли. Эти типы и стили были найдены по всему греческому миру, но не в таком великолепии и деталях.
Известны несколько скульпторов этого периода, таких как Несиот, Каламис, Пифагор, Критий и Мирон. Эти художники экспериментировали с новыми стилями. Бронзовый Зевс, готовый метнуть молнию, - произведение искусства, обнаруженное в море неподалеку от Артемизиума, - в единственном экземпляре демонстрирует мощную мускулатуру. Эти произведения, созданные до 450 года, привели к появлению великих художников классической эпохи, в частности Фидия, самого известного из них. Он разработал стиль, который можно увидеть в Парфеноне на Акрополе, где он был генеральным подрядчиком. Большинство других его работ можно увидеть в более поздних копиях, но те, что находятся в Парфеноне, являются его оригиналами.
Стиль Фидия спокойный и идеализированный, с замкнутыми композициями, обращенными внутрь себя. В Парфеноне было использовано множество новых стилей и новшеств. Как правило, дорические храмы не имели фриза, но здесь на фронтонах, фризе и метопах изображены Афина и другие боги. Все элементы демонстрируют новую уверенность в правильности ракурса.
Детали изящны и точны, что говорит о разных стилях. Например, существует два типа драпировок — контрастная однотонная, когда плотная ткань едва прикрывает тело, и декоративная, когда сквозь тонкий материал просвечивает плоть. Этот последний изысканный стиль стал распространенным в конце V века, подчеркивая детали одежды и тела. В этот же период в Афинах в рамках программы Перикла были построены другие здания, такие как храм Гефеста.
С ростом благосостояния Афин вновь появились скульптурные надгробия, отвечающие высоким художественным стандартам. В период, когда Афины доминировали на севере, используя островных резчиков, Аргос придерживался своей собственной программы, с более широкими и тяжелыми фигурами. Поликлит, современник Фидия, был лучшим его представителем. Он стремился к полной проработке тела и натурализму, чтобы создать гармоничный дизайн.
Рис. Классическая статуя Посейдона
В первой половине IV века наступил еще один переходный период, который привел к появлению четких, расслабленных фигур, которые стали более мягкими и реалистичными. В этот период плоть и кости лучше всего видны в работах скульптора Праксителя. Работы по изготовлению терракотовых фигурок из глины продолжались, но уже не так ярко. Кроме того, были созданы изделия из бронзы, в которых были отлиты большие пустотелые фигуры с добавлением стеклянных глаз. Примером последнего является Дельфийский возничий. Более распространенными украшениями из бронзы стали зеркала. Более древний архаичный стиль, с замысловатыми и часто усложняющимися фигурами, был заменен простыми узорами.
Вазовая роспись не пострадала после персидских войн. Краснофигурная керамика или роспись, появившаяся в Афинах примерно в 530 году во времена Писистрата, продолжалась и в конечном итоге вытеснила чернофигурную керамику как преобладающий тип. Теперь фигурки были выполнены из оригинальной красной глины, что позволило получить более детальное изображение, поскольку линии можно было рисовать, а не вычеркивать, как это делалось ранее.
Рис. Картина с красными фигурами. (Художественный музей Кливленда, приобретена у Фонда Дж. Х. Уэйда в 1976 году. 89)
Благодаря этому изображения стали более четкими и ясными, а перспектива - более широкой. Кроме того, в отличие от чернофигурной керамики, где фигуры изображались в профиль, краснофигурная живопись допускала целый спектр поз: спереди, сзади и в три четверти. Это, в свою очередь, создавало трехмерный эффект изображения. Хотя Афины были основным производителем краснофигурной керамики, она распространилась по всему греческому миру, особенно в южной Италии.
Развитие искусства в греческий период показывает эволюцию от простых двухмерных фигурок к сложным трехмерным работам, изображающим человеческое тело таким, каким оно выглядит на самом деле. Это развитие искусства способствовало постоянному росту греческой культуры, и в классическую эпоху идеалистические формы были отчетливо представлены.
Дата добавления: 2024-08-18; просмотров: 1106;