Упражнения по выполнению различной резьбы
Прежде чем приступить к изготовлению резных изделий для оформления дома, необходимо потренироваться или, как говорят, набить руку на выполнении различных видов резьбы. Изучение техники всех видов резьбы следует начинать с геометрической, так как приемы выполнения этой резьбы наиболее понятны и просты.
Геометрическая резьба. Легче всего эту резьбу осваивать на древесине липы, а также других более мягких лиственных пород, используя для этой цели дощечки или заготовки любых размеров. Работу в основном выполняют ножом-косячком или стамеской. Чаще всего эта резьба состоит из углубленных линий, трех и четырехгранных углублений, ногтевидных порезок и т. д. Технику геометрической резьбы можно использовать также при выполнении листьев, ягод, цветов, колосьев, плодов. Ей можно выполнять и контурную резьбу. Упражняться в этом виде резьбы лучше всего сидя. Предварительно следует изучить технику работы ножом- косячком, стамеской и резаками.
Косячок, или резак, берут не только за черенок, но и за лезвие, захватывая его ниже черенка так, чтобы оно выступало из сжатой ладони на 3...4 см, пятка при этом должна быть обращена к резчику. Часть лезвия, которую берут рукой, можно обернуть изоляционной лентой или тканью. Косячок рукой берут так, чтобы он стоял по отношению к заготовке строго вертикально, и ведут его на себя. Носок резака должен быть вдавлен в толщу заготовки на нужную глубину, а пятка — слегка приподнята (на 1...2 мм) над заготовкой. Если косячок идет немного тяжело, то пятку приподнимают побольше. Если надрез не сквозной, а конец его упирается в проведенную перпендикулярную линию, то в конце надреза пятку, погружают в древесину на такую же глубину, что и носок и доводят косячок до конца или же отклоняют от себя и надрез заканчивают носком. В зависимости от надреза косячок, или резак, может идти под углом.
Выполнение трехгранных углублений (рис. 89). На хорошо остроганной заготовке, на которой, пользуясь столярным угольником, проводят осевую линию 1, а справа и слева от нее, отступив по 3 мм, — дополнительные линии 2, определяющие ширину прорези. Сначала ножом-косячком прорезают дополнительные линии на глубину 4 мм или немного больше, то есть делают надрез. Затем косячок приставляют к осевой линии, придают ему нужный наклон, чтобы его конец доходил до линии 2, и с соответствующим нажимом на него ведут его на себя, делая подрезку. Далее заготовку переворачивают на 180° и выполняют подрезку с другой стороны. Срезанная древесина, или соломка, свободно отходит. Если она не отходит, то древесина где-то не прорезана.
Рис. 89. Выполнение трехгранных углублений: 1 — осевые линии; 2 — дополнительные линии
Не следует поворот заготовки на 180° заменять наклоном резака налево. Рекомендуется выработать технику работы с наклоном резака направо.
Если выполнить два углубления с расстоянием между ними, например, 10 мм, то между углублениями остается площадка. Если то же самое углубление выполнить перпендикулярно к первому с таким же расстоянием, то получится квадратик.
Углубления иногда прорезают не на всю ширину или длину заготовки, не доводят их до конца на несколько миллиметров. Тогда приходится дополнительно прорезать и торцевые стороны канавки, или, как говорят, подрезать конец соломки. Ширину линий рекомендуется принимать от 1 до 3 мм.
Часто заготовку не крепят к верстаку в державках, а прижимают к упорке (прибитому бруску) и придерживают левой рукой сзади резака. Это необходимо потому, что резак может сорваться и нанести травму левой руке.
Резку древесины поперек волокон выполняют так же, как и вдоль. В данном случае резак идет более тяжело и пятку приходится приподнимать несколько больше. Резаком нельзя проводить дальше концов линий. Выполнив подрезку в целом, подрезают кончики соломки.
Некоторые мастера рекомендуют сначала подрезать кончики будущей соломки, а затем прорезать линии. Этим достигается более чистая работа. Кроме того, они возражают против вжима- ния пятки в древесину и доведения резака до линии ограничения. Лучше всего эту работу выполнять носком.
Оформление рельефа (рис. 90). Рисунок на ленточной или плоской резьбе просматривается не вполне четко. Чтобы придать такой резьбе рельеф, необходимо использовать тень. Ее можно получить, срезая древесину под некоторым углом только с наружной стороны (рис. 90, а) или под тем же углом и с внутренней (рис. 90, б). Полученный при этом острый край в середине глубины резьбы можно немного сместить, то есть срезать на фаску (рис. 90, в), или закруглить (рис. 90, г).
Рис. 90. Оформление рельефа: а — срезание под углом 45° с наружной стороны; б — срезание с наружной и внутренней сторон; в — срезание на фаску; г — закругление среза; 1 — внутренняя сторона; 2 — фаска
Гладкие срезы на древесине выполняют прямыми резцами, закругления -— полукруглыми стамесками.
Плоскорельефная резьба с завальным фоном (рис. 91). Плоскорельефная и контурная резьба имеет несколько разновидностей. Она может быть плоской 1. Если прорезанные линии этой резьбы закруглить, или, чаще говорят, «завалить», то получается завальная резьба 2. Это придает резьбе небольшую игру светотени. Заваливание выполняют резаком, прямой стамеской, полукруглыми стамесками.
Рис. 91. Плоскорельефная резьба: 1 — плоская резьба; 2 — резьба с завальным фоном
В зависимости от вида заваливания резьба имеет разные названия: резьба с подушечным фоком, когда фон так заваливают, что он нигде не остается плоским, резьба с подобранным фоном, то есть выбранным. В оформлении мебели и различных резных изделий это играет большую роль.
Дата добавления: 2022-11-09; просмотров: 1093;