Билет № 18
1) Потоп и население Земли.Как известно, численность населения Земля непрерывно растет. Даже в нашу эпоху демографического кризиса прирост населения лишь внезначительной части высокоурбанизированных регионов бывает несколько ниже одного процента в год, в то время как в некоторых других регионах он доходит до трехпроцентного уровня; и если в 1981 году народонаселение планеты составляло 4,5 миллиарда человек, то к 2000 году человечество перешагнуло шестимиллиардный рубеж.
Логично будет предположить, что в более ранние времена, когда еще не стояла проблема перенаселенности Земли, не существовало ни оружия массового поражения, ни современных средств и программ контроля рождаемости да и войны имели «смехотворные» результаты по сравнению с современными «достижениями» по уничтожению целых народов, средний прирост численности человечества был несколько выше, чем в настоящее время. Но даже если считать, что средняя скорость роста народонаселения всегда была на уровне лишь 0,5% в год (примерно таков был средний прирост населения Германии в первой половине XX века с учетом двух проигранных мировых войн), оказывается, что прошедших согласно библейской хронологии 5-5,5 тысяч лет после Потопа более чем достаточно, чтобы количество населяющих Землю людей достигло современного уровня при исходном количестве всего восемь человек (именно столько людей вошло на борт ковчега — Ной, его сыновья Сим, Хам и Иафет, а также жены всех четверых).
Не только численность, но и состав современного населения нашей планеты подтверждает, что от них распространились народы по земле после Потопа (Быт. 10, 32). Это же подтверждается изучением фольклора и эпоса древних народов. Не случайно десятая глава Бытия получила у исследователей название «Таблица народов». Приведенные в ней имена сыновей и внуков Ноя, ставших отцами народов, как правило, четко прослеживаются; в собственных названиях народов; в географических названиях земель, крупных городов, рек, где произошедшие от них народы обитали; именах божеств, в культ которых выродилось со временем почитание предка-основателя.
Хотя в некоторых деталях мнения историков расходятся либо перекрываются (что естественнов случае ассимиляции племен из разных колен), общую картину мы можем проследить с довольно высокой степенью достоверности.
Так, Иафет (Иапет) является отцом всех иафетических (индоевропейских) этнических групп.
Хам является праотцем хамитских (афроазиатских) этнических групп.
Наконец, Сим дал начало семитским (ближневосточным) этническим группам:
Прослеживая исторические судьбы этих народов, нетрудно заметить их соответствие пророчеству, данному Ноем своим сыновьям: Проклят Ханаан; рабом рабов будет он у братьев своих... Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9, 25-27).
Катастрофы после потопа. Всемирный Потоп явился крупнейшим глобальным катаклизмом в истории нашей планеты. Его последствия нашли свое отражение в геологии, палеонтологии, климате, экологии, а также в легендах, сказаниях, письменных источниках практически всех народов, населяющих Землю в наше время. Но был ли он единственной гигантской катастрофой на памяти человечества? Конечно, история, археология, геология и Писание донесли до нас множество свидетельств о всевозможных бедствиях, так сказать, «местного масштаба»: землетрясениях, извержениях вулканов, цунами, ливневых и паводковых наводнениях, селях, оползнях и т.п. Естественно, все эти бедствия также в той или иной мере оставили свой след на облике Земли. Однако исследования последних десятилетий установили, что не в столь давнем прошлом имело место как минимум еще одно глобальное событие, которое, хоть и не так подробно, но также отражено в Библии. Оно-то, по сути дела, и довершило формирование послепотопного облика и самой Земли, и населяющих ее экосистем.
Как известно, ось собственного вращения Земли наклонена по отношению к плоскости эклиптики (плоскости, в которой происходит обращение Земли вокруг Солнца) и в настоящее времясоставляет с ней угол 23,5 градуса. Такое положение не является устойчивым, и считается, что угол наклона земной оси совершает гармонические колебания между значениями 22 и 24,5 градусов с периодом около 40 тысяч лет. Математически это движение описывается так называемой формулой Ньюкомба. Однако, когда Джордж Додуелл — весьма авторитетный ученый, занимавший в период с 1909 по 1952 год пост правительственного астронома Южной Австралии, — собрал и нанес на график реально наблюдаемые астрономами разных стран и времен значения угла наклона земной оси за последние 3000 лет, оказалось, что полученный график значительно отличается от ожидавшегося графика формулы Ньюкомба. Вращающийся волчок Земли вел себя таким образом, как будто он испытал около четырех с половиной тысяч лет назад мощный удар, отклонивший его ось вращения до угла 27 градусов, после чего он медленно и плавно возвращался в нынешнее нормальное положение, которого достиг лишь к середине прошлого столетия.
Так возникла гипотеза столкновения Земли с крупным космическим телом, или, как ее еще называют, гипотеза астероидного удара. Вскоре она была подкреплена некоторыми археологическими и историческими данными.
Многие слышали о гигантском каменном астрономическом приборе Стоунхендж в Великобритании. Археологи относят его возведение ко времени около 350 года до Р.Х. Но при анализе расположения его элементов астрономами оказалось, что, в соответствии с традиционными представлениями, визуальные наблюдения в Стоун-хендже за светилами можно было осуществлять лишь около 1900 года до Р.Х. Если же применить для анализа не классическую формулу Ньюкомба, а кривую, полученную Додуеллом, «астрономический» возраст Стоунхенджа совпадает с археологической датировкой — 350 год.
Аналогично обстоит дело с трудами древнегреческого астронома Евдоксуса, создавшего поэму-трактат о расположении звезд на небе. Современные астрономы недоуменно отмечали, что описываемая Евдоксусом картина могла наблюдаться не в его времена — в середине IV века до Р.Х., а на целых 1600 лет ранее. Учет же обнаруженного отклонения земной оси от ранеепредполагавшегося положения позволяет разрешить загадку Евдоксуса.
Уточнить дату удара помогли исследования древнего египетского храма Амен-Ра в Карнаке. Имеющий форму полукилометрового коридора колонн храм посвящен богу Солнца Ра и расположен таким образом, чтобы раз в году, в день летнего солнцестояния, проникающее через двери храма восходящее солнце освещало его полностью. Однако со временем солнечные лучи переставали светить вдоль оси храма и двери приходилось сдвигать. При этом самое древнее положение дверей соответствовало углу наклона земной оси 25,2 градусов, в то время как, согласно формуле Ньюкомба, его значение никогда не могло превышать 24,5 градусов. Археологические даты установки дверей храма Амен-Ра и соответствующие им значения угла наклона земной оси, нанесенные на график, прекрасно вписались в построенную Додуеллом кривую, продолжив ее в прошлое. Уточненной датой астероидного удара стал 2345 год до Р.Х. с точностью плюс-минус пять лет.
Что же происходило в это время согласно библейской хронологии? Оказывается, что это событие приходится как раз на период жизни Ноева потомка в пятом поколении — Фалека, Слово «фалек» (пелег) на древнееврейском языке означает разделение (оно дошло до наших дней через греческий язык в слове «архипелаг»). Фалек получил его в качестве имени потому что — как утверждает Писание — во дни его земля разделена (Быт. 10, 25). Такое же «говорящее» имя дано его брату: Иоктан (там же), которое означает уменьшение, откалывание.
Геофизики давно отмечают поразительную комплиментарность (взаимодополняемость) ныне существующих блоков континентального шельфа, которая свидетельствует о том, что вся суша в прошлом была единым материком. Ту же точку зрения поддерживает Библия: Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша (Быт. 1, 9). Когда же она разделилась?
В начале XX столетия Альфред Вегенер предложил теорию медленного дрейфа континентов на протяжении многих миллионов лет. Впоследствии, в 60-х годах, она вновь получила распространение под названием теории тектоники плит. Однако (ввиду отсутствия как явных фактических свидетельств и согласованной модели механизма подобного медленного процесса) в настоящее время лишь небольшое число ведущих геофизиков (разве что за исключением — так уж исторически сложилось дружной советской школы наук о Земле) принимает ее безоговорочно. Все больше и больше становится ученых, поддерживающих точку зрения катастрофического разделения материков, завершившего в общих чертах формирование послепотопного облика нашей планеты.
Астероидный удар расколол единый континентальный монолит, «сбросив» возникшие при «всплытии» материкового массива механические напряжения. Вдоль образовавшихся разломов произошло поднятие ранее не существовавших современных горных систем, более детально восстановившее изостатическое равновесие земной коры (вспомним, что до Потопа высоких гор не существовало, и вода, имея среднюю глубину три километра, покрывала вершины высочайших гор на пятнадцать локтей).
2) Ирод Великий. Богодухновенный евангелист Матфей повествует, что Христос родился в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя (Мф. 2,1). Он также го ворит о том, что Ирод послав изби вся дети сущыя в Вифлееме и во все: пределех его, от двою лету и нижайше (Мф. 2,16), чтобы таким образом как он полагал, убить и Младенца Иисуса. Кто был этот Ирод, когда жил, когда правил и когда умер, каков был его нрав — обо всем этом достаточно хорошо известно из большого числа источников, а также благодаря археологии, с помощью которой были обнаружены развалины архитектурных сооружений той эпохи. Ирод был идумеем, т. е. отдаленным потомком Исава, брата Иакова. Идумеи населяли область Идумею с главным городом Хевроном. Иоанн II Гиркан подчинил себе идумеев, вынудил их принять иудаизм и заставил совершать обрезание. Дед Ирода, Антипа, был назначен Александром Яннаем управляющим Иудеей. Преемником Антипы (ум. в 78 г.) стал его сын Антипатр. Коварный и честолюбивый Антипатр сотрудничал с Иоанном II Гирканом и римлянами, в результате чего римский император Юлий Цезарь закрепил за Антипатром звание «правителя» (эпитропа) Иудеи (47 г.), а Асмонея Гиркана II назначил на должность «первосвященника и этнарха» в Иерусалиме. Антипатр (ум. в 43 г.) впоследствии назначил своего второго сына Ирода на должность правителя Галилеи (Северная Палестина).
Ирод начал политическую карьеру еще в молодые годы. Благодаря своей энергии он быстро достиг больших результатов и стал тетрархом (четвертовластником) Иудеи. Затем при содействии Августа (впоследствии, с 31 г. по 14 г., — римский император) добыл себе корону Иудеи. Тогда с помощью римлян, а затем благодаря стремительной военнойкампании против Антигона и трехмесячной осаде Иерусалима он воссел на трон в городе Давида (37 г. до Р. X.).
Его крутой, эгоистичный, честолюбивый и жестокий нрав проявился самым ужасным образом. Он начал свое царствование с умерщвления всего потомства Асмонеев, казнил Антигона (сына Аристовула II, брата Иоанна II Гиркана) вместе с сорока пятью его сторонниками. Назначил шурина Аристовула (брата его супруги Мариамны) первосвященником храма в Иерусалиме. Однако его первосвященство длилось недолго — по приказу Ирода его утопили, по одним сведениям, в реке Иордан, по другим — в бассейне во время купания. Ирод также погубил Гиркана II, а спустя некоторое время убил и свою супругу Мариамну и ее мать Александру. Кроме того, он приказал сжечь заживо двух книжников, которые сняли с ворот храма золотого римского орла. Помимо этого, он умертвил двух мужей своей собственной сестры и двух своих сыновей — Александра и Аристовула. А за пять дней до своей смерти он направил своих приспешников убить своего сына Антипатра. Иудеи, так никогда и не признавшие Ирода за своего, поскольку тот был идумеем, называли его «царем иудеев», тем самым противопоставляя данный титул другому — «иудейский царь». Ессеи ему также никогда не доверяли. Он мог рассчитывать только на поддержку космополитически настроенных иудеев.
В последние годы жизни он пребывал в крайне тревожном состоянии: был вспыльчив, раздражителен по причине огромного числа убийств, совершенных им (помимо случаев, о которых уже было упомянуто, он умерщвлял сам или отдавал приказ убивать и многих других, уничтожал людей целыми общинами), и, главным образом, он терзался из-за убийства собственной жены, которую продолжал любить и после ее смерти. Поэтому он постоянно переезжал из одной горной крепости в другую, чтобы обрести покой и умиротворение, тогда как прежде он искал исцеления в водах источников Каллирои, которые находились к востоку от Мертвого моря.
Умер он в возрасте семидесяти лет. Иудейский историк Иосиф Флавий называет его «самым жестоким тираном, который когда-либо находился у власти». Таков был Ирод, в царствование которого родился Спаситель Христос. Ужасный облик этого царя довершается избиением младенцев, как об этом повествует богодухновенный евангелист Матфей. Совершенно верно сказано о личности бесчеловечного идумея Ирода: «Он пробрался к власти, словно лиса, правил, как тигр, и умер, как пес!» Археология помогла пролить свет на все стороны жизни Ирода. И всё это благодаря находкам, дошедшим до нас современи его владычества, поскольку были проведены раскопки многих архитектурных сооружений эпохи Ирода Великого (так его называли) — таких, как храм в Иерусалиме, царский дворец, древняя Самария, вновь застроенная и названная им Севастией, разные фортификационные сооружения в Палестине, а также общественные здания в Птолемаиде (Акра), Дамаске, Сидоне, Библе, Бейруте, Латакии (Лаодикии) и Антиохи.
Иерусалим Ирода. Раскопки, которые были начаты в 1968 г. под руководством профессора Б. Мазара вокруг Иерусалимского храма, — наиболее интересное археологическое исследование, когда-либо предпринимавшееся на территории современного государства Израиль, — явили свету довольно богатый материал, свидетельствующий об Иерусалиме I века. Эти раскопки подтвердили точность архитектурных и топографических подробностей, которыми нас снабдил Иосиф Флавий в своих работах «Иудейские древности» и «Иудейская война». На основании этих и других данных, мы можем понять, что представлял собой Иерусалим в то время.
Иерусалим подвергся сильным разрушениям в результате восстания Маккавеев, однако Ирод позаботился не только о том, чтобы восстановить разрушенное, но также обнес город оборонительной стеной, привел в порядок дороги, облагородил город постройкой прекрасных зданий, в том числе театров, и прежде всего постройкой нового храма. Эти мероприятия, кроме всего прочего, были попыткой Ирода снискать себе расположение и доверие иудеев, для которых, как мы уже говорили, он был неугодным идумеем. В центральной части города, на самом высоком месте, Ирод построил для себя дворец, над которым возвышались три знаменитых башни: Гиппика, Фасаила и Мариамны. Первая, высотой 40 м, была воздвигнута в честь его друга Гиппика; вторая, высотой 30 м, — в честь его брата Фасаила и последняя, высотой 25 м, — в честь его любимой супруги Мариамны. До сегодняшнего дня сохранился лишь фрагмент одной из них, очевидно, башни Фасаила, представляющий собой часть так называемой «Башни Давида». От дворца Ирода начиналась широкая и мощная стена. Иосиф Флавий сообщает и о второй стене, которая шла от ворот «Геннаф» первой стены и доходила до «Антонии», т.е. до башни Анто-ниевой крепости, идентичность которой мы можем установить. Вопрос об этой второй стене вызвал множество споров у специалистов, которые, однако, до сих пор не пришли к окончательному выводу. Тем не менее, точное месторасположение этой стены — не просто вопрос из области академического интереса. Определив местонахождение стены, мы сможем идентифицировать и место, где возвышалась Голгофа, на которой был распят Христос, поскольку Господь, как известно, вне врат по-страдати изволил (Евр. 13,12, ср.: Мф. 27, 33. Ин. 19,17).
Ирод восстановил с северной стороны храма стену, игравшую сначала роль оборонительного укрепления. Проводившиеся в последние годы при участии Л. Г. Венсана обширные раскопки способствовали более точному определению местонахождения этой стены, имевшей по одной башне на каждом из своих четырех углов. Между Антониевой крепостью и храмом существовало некое пространство, которое было блокировано иудеями во время их первого восстания против римлян. В дни Христа в Антониевой крепости располагался римский гарнизон, который следил за порядком на территории храма, особенно в дни больших праздников. В эту крепость отвели апостола Павла, когда иудеи хотели его убить, потому что, как они утверждали, он осквернил храм, приведя в него язычников (Деян. 21, 27-40, особенно стих 34). Современные исследователи, в частности, Л. Г. Венсан и У. Ф. Олбрайт, считают, что это было то самое место, где Господь предстал пред Пилатом для суда Южнее крепости Антонии находилась территория храма и сам храм. Ирод расширил территорию с помощью дамб и насыпей и в 20-19 гг. до Р. X. начал восстановительные работы. Само здание было построено за восемнадцать месяцев, однако дальнейшие работы, связанные с отделкой внешнего и внутреннего убранства здания, продолжались вплоть до 64 г. по Р. X. Иудеи говорили Христу: «Сей храм строился сорок шесть лет...» (Ин. 2, 20). «Эти слова, — отмечает Томпсон, — произнесенные в 27 г., имеют важное значение для точного датирования проповеди Христа» Мы не будем останавливаться на подробном описании храма. Обратим только внимание на интересующие нас места, поскольку они связаны с лицами и событиями, которые упоминаются в Новом Завете.
Большие обтесанные камни, присущие архитектуре эпохи Ирода, которые использовались при строительстве храма, мы можем еще и сегодня видеть в Стене плача. Вероятно, именно эти камни побудили одного из учеников Христа сказать Ему. «Учителю! Виждъ, каково каме-ние и какова здания!» На что он получил следующий ответ: «Видиши ли сия великая здания? Не иматъ остати зде камень на камени, иже не разорится» (Мк. 13, 1, 2). И, действительно, эти величественные постройки были разрушены Титом. Уцелели лишь незначительные остатки.
Этот великолепный храм возвышался напротив Елеонской горы. Он был самым ярким и самым красивым строением священного города. Фасад храма, высотой 50 м, выходил на восточную сторону; он был сложен из светлого мрамора, а весь декор был из чистого золота. В центральной части двора и притвора, окруженного колоннадой, находилось святилище. Иосиф Флавий говорит, что святилище сверкало, словно «гора, покрытая снегом».
В огромный двор сооруженного Иродом храма вели восемь ворот. Двое — на южной стороне, четверо — на западной, одни — на северной и одни — на восточной, очевидно, в том месте, где сегодня находятся так называемые Золотые ворота. Еврейский историк Иосиф Флавий и Мишна упоминают только об одних воротах в восточной части города, и, возможно, что ворота, через которые состоялся торжественный вход Господень в Иерусалим, располагались в этом месте или где-нибудь поблизости (Мк. 11, 11. Мф. 21, 10. Лк. 19, 28-48). Это были ворота, через которые проходила дорога из Вифании к храму. Иосиф Флавий много пишет о великолепных галереях (крытых перистилях) и о дворах в храме Ирода. Тот, кто входил на территорию храма через одни из восьми ворот, сразу попадал в огромный двор, называемый двором язычников, или внешним двором, куда могли свободно входить язычники. В южной части двора находился царский притвор (галерея), а в восточной — притвор (галерея) Соломонов. Именно в этом притворе хождаше Иисус во время праздника обновления (Ин. 10, 22-23. Деян. 3,11, 5,12).
Юго-восточное крыло территории храма Иосиф Флавий описывает следующим образом: «...долина была так глубока, что голова кружилась, если смотреть в нее сверху; а тут была построена еще огромная галерея, так что у каждого кружилась голова еще раньше, чем взор достигал дна долины, потому что здесь присоединялась глубина последней к высоте галереи». Это угловое место, о котором говорит Иосиф Флавий, было, как пишет Томпсон, вероятно, «крылом святилища», где диавол поставил Христа, чтобы искусить его (Мф. 4, 5). Где-то во дворе язычников собирались «торжницы» (меновщики, менялы) продающыя и купующыя в церкви, которых изгонял Господь (Мк. 11, 15). О надписи, что была на решетчатой ограде, разделявшей двор язычников и двор иудеев, которая запрещала язычникам под страхом смерти проходить дальше, речь шла в предыдущей главе.
Через Красивые (слав. Красные) ворота сначала можно было попасть во двор женщин. Он так назывался не потому, что предназначался исключительно для женщин, но потому, что это была самая дальняя часть храма из тех, куда дозволялось им входить. У Красивых ворот сидели слепые, хромые, бедняки и просили милостыню. Около этих ворот апостолы Петр и Иоанн излечили хромого (Деян. 3, 2). Именно двор женщин был тем местом, где бедная вдова вверже лепте две в сокровищницу храма (Мк. 12, 41-44). За двором женщин находился двор Израиля, или двор мужей, куда могли входить миряне, чистые по закону Моисееву. Затем следовал двор священников. Здесь располагался жертвенник (алтарь) всесожжения, при котором служили левиты. В глубине двора священников находилось святое, или святилище, и святое святых. «С территории перед храмом через двустворчатые ворота, которые всегда были открыты, можно было войти в храм. Вход прикрывала завеса из сочетания белого, голубого, красного и пурпурного цветов». Святое святых должно было быть украшено преимущественно позолоченным белым камнем. Люди того времени привыкли, как говорил Господь, когда обличал их, клясться «золотом храма» (Мф. 23,16). К сожалению, до сегодняшнего дня ничего не сохранилось ни от самого храма, ни от его прежнего величия. Больше всего сведений о храме содержится в работах Иосифа Флавия, кое-что мы можем почерпнуть из Нового Завета и почти ничего — из археологии. Трудность заключается в том, что все пространство, на котором возвышался храм, в течение веков оставалось священным местом. В результате падения Иерусалима в 70 г. храм и все строения вокруг него были полностью разрушены. В последующие годы здесь возводили совсем другие сооружения. Император Адриан в 133 г. на месте развалин иудейского храма установил статую Зевса и соорудил жертвенник, на котором принес жертвы. Позднее при императоре Юстиниане на этом месте строились христианские храмы. В VII в. арабы разобрали христианские храмы и из уже готовых камней и белого мрамора воздвигли известную мечеть Омара, которая существует и сегодня, являясь одним из самых священ ных для мусульман мест поклонения. Крестоносцы превратили эту территорию в место поклонения для христиан. Однако в XII в. при Салади-не оно снова обрело статус магометанской святыни. И такое положение сохраняется до наших дней, несмотря на то что Иерусалимом снова овладевали крестоносцы, а ещё позднее англичане. Таким образом, вся эта территория некогда блистательного иудейского храма теперь считается священным мусульманским местом! Посему, несмотря на то что здесь сокрыт, несомненно, богатейший информационный материал, увы, нет никакой возможности производить раскопки.
Английский археолог профессор Д. Гарстанг подводит следующий итог по результатам, полученным на основании исследований Иерусалима времен Ирода: «На протяжении своей истории ни религия, ни город так никогда и не создали более чарующего образа. Ритм и гармония греко-римской архитектуры, столь чудесно вырисовывавшиеся на фоне восточного неба, практически сводили на нет чрезмерную напряженность построек Ирода и вносили стройность и грацию в традиционный хаос города».
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 460;