Билет № 2. 1) Вспомогательные дисциплины библейской археологии.

1) Вспомогательные дисциплины библейской археологии.

Эпиграфика — наука, занимающаяся изучением надписей, высеченных, процарапанных или начертанных на твердом материале, обычно на камне.

Папирология, изучающая надписи на папирусе, выделяется в отдельную дисциплину в силу того обстоятельства, что, во-первых, велико количество найденных папирусов, а во-вторых, большую часть их объединяет страна происхождения — Египет.

Палеография изучает тексты, сделанные на пергаменте, коже, дереве и коре деревьев.

Нумизматика — наука о монетах. Основоположником систематического исследования в области нумизматики считается Й. Эккель, издавший в 1792-1798 гг. в Вене восьмитомный труд «Наука о древних монетах».

Сфрагистика изучает древние печати — большей частью по их оттискам.

Палеоботаника — дисциплина, изучающая древнюю флору.

Палеозоология — дисциплина, изучающая древних животных.

Этнография (палеоэтнография, или этноархеология) — наука, изучающая народы, их быт и культуру.

Новозаветная археология. Особо следует сказать о новозаветной археологии, сформировавшейся как отдельная дисциплина довольно-таки поздно.

Произошло это в силу следующих обстоятельств.Во-первых, на Святой Земле мало впечатляющих памятников новозаветного периода — храмов, акведуков, театров, цирков, ипподромов и т.п., а в XIX в. археологи более интересовались грандиозными памятниками Египта и Междуречья.Во-вторых, в XIX в. казалось, что вполне достаточно изучать памятники Малой Азии, Греции и Италии, на землях которых и разворачивались события новозаветной истории. Исследование эллинистической и римской Палестины началось куда позже. Раскопки производились в местах, упомянутых в Новом Завете. Время между двумя мировыми войнами,— время расцвета археологии Ветхого Завета, не дало никаких серьезных исследований новозаветной Палестины. После бума, вызванного кумранскими находками, положение резко меняется.

С 1960-х гг. интересы исследователей постепенно переместились от классического искусства и археологии к следующим вопросам: топография новозаветной Палестины, размеры и население древних городов и деревень, реконструкция сельской и городской жизни, природа и степень эллинизации, уровень греко-арамейского билингвизма, природа и уровень урбанизации, понимание еврейских похоронных обычаев, изучение синагогальной архитектуры, идентификации домовых церквей, особенности римского правления в Иудее, определение прожиточных минимумов, изучение региональной римской архитектуры, исследование водных систем, определение древних способов изготовления оливкового масла и вина.

В силу известных трансформаций, вызванных победным шествием «новой археологии», в современной литературе чаще всего встречается понимание новозаветной археологии как части римской археологии Восточного Средиземноморья.

2) Обретение места Гроба Господня. Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV веке по указанию императора Константина. В 326 году его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий.

Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус римлянами был построен языческий храм. По приказу Константина насыпь храма была срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

К 335 году над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена) был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Подлинность места Гроба Господня. В отличие от многих святых мест, местонахождение которых зачастую определялось на основании церковных традиций, а не исторических фактов, историки и археологи считают, что Храм Гроба Господня скорее всего находится над подлинной гробницей Иисуса Христа по следующим основным причинам.

В начале 1 в. н.э. на месте Храма были заброшенные карьеры, расположенные за пределами городских стен Иерусалима. Могилы, относящиеся к 1 вв. до н.э. и н.э. были сделаны в пещерах, оставленных камнетёсами.

Топографические элементы местоположения Храма Гроба Господня соответствуют описаниям, содержащимся в Евангелии, которое говорит, что Иисус был распят на скале, похожей на череп (Голгофа в переводе с древнееврейского и арамейского языков означает «Череп») за городом и рядом находились сад и пещера-гроб (Ин.19,41-42).

Земля, принесенная ветрами, и семена, поливаемые дождями, могли образовать шапку из зелени на скале, которую апостол Иоанн назвал «садом».

Ранние христиане совершали литургии и другие обряды на этом месте до 66 г., по свидетельству Евсевия Кесарийского (263-340 гг.), автора «Церковной истории», повествующей о событиях от начала христианства до 324 г., на основании, имеющихся в то время материалов всех главных церковных библиотек и государственных архивов, и Сократа Схоластика (380-439 гг.) — византийского историка, автора 7 томов «Церковной Истории».

Даже тогда, когда место будущего Храма оказалось в пределах городских стен в 41-43 гг. на нём не производились жителями какие-либо застройки.

В 135 г. римский император Адриан, ненавидевший христиан, построил на этом месте святилища Венеры и Юпитера. Это само по себе может быть указанием на то, что место, почитавшееся христианами как святое, Адриан пожелал превратить в святилище традиционной римской религии.

Перед тем, как принять решение на строительство Храма в 326 г., были тщательно изучены все факты и традиции местной христианской общины, поскольку расположение выбранного места было неудобным и дорогостоящим для строительства. Для строительства Храма на этом месте пришлось демонтировать огромные здания и, прежде всего, святилище, воздвигнутое Адрианом. Чуть южнее было свободное место — открытая часть адрианского форума, идеально подходившее под возведение Храма Гроба Господня, но им не воспользовались.

Впрочем, существуют и альтернативные мнения. Многие, в частности, протестантские церкви считают, что истинное место — это Садовая Гробница.

Обретение Святого Древа Креста. Следующий цикл легенд, говорящий уже об обретении исторической церковной реликвии — Креста, общепринятого верующими как Истинный, ведёт своё начало с 326 года, когда, как считается, он был найден святой царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) во время её путешествия в Иерусалим, предпринятого с целью паломничества и поиска христианских реликвий Вместе с Крестом Господним Еленой были обретены четыре гвоздя и титла INRI.

Наиболее ранний церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 263—340 гг.) в своём труде «Жизнь Константина» подробно сообщает об открытии «божественной гробницы», однако не упоминает ни об обретении Животворящего Креста, ни об участии в этом событии царицы Елены. По его рассказу пещеру, где был погребён Христос, нашли в ходе борьбы с языческими храмами. Когда по приказу Константина срывали насыпь храма «всладострастному демону любви» (т.е. богини Венеры), то «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя». Евсевий не уточняет, что представляло собой знамение. По Евсевию царица Елена воздвигла церковь в Вифлееме около другой пещеры, где Христос родился во плоти.

Сократ Схоластик и Евсевий приводят письмо императора Константина к Макарию Иерусалимскому, где император даёт указания о постройке храма на месте открытия «знамения святейших страстей». Однако Константин в письме не называет креста, но говорит об открытии святого места.

Если современники царицы Елены и императора Константина ничего не сообщают об обретении Креста, то уже при его сыне императоре Констанции (правил 337—361 гг.) в церковных кругах твёрдо уверены в том, что обретение произошло при Константине. В письме Констанцию по поводу знамения креста на небе епископ Кирилл Иерусалимский.

Впервые в сохранившихся текстах история обретения Креста появляется в развёрнутом виде у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на кончину Феодосия» он рассказывает о том, как блаженная Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там 3 креста. По надписи «Иисус Назорей, Царь Иудейский» нашла она истинный Крест и поклонилась ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь, и один из них вставила в узду, а другой в диадему.

Похожая история излагается в 10-й главе «Церковной истории» Руфина, являющейся латинским переводом фрагмента одноимённого сочинения Геласия Кесарийского. Утраченный оригинальный греческий текст Геласия датируется приблизительно 390 годом и может считаться первым известным изложением истории обретения Креста Еленой. Эта история в целом близка рассказу Амвросия, однако содержит вставку с чудесным исцелением умирающей женщины — «божественным свидетельством», подтвердившим надпись на кресте. Согласно Руфину, Крест был найден на месте казни Христа, замаскированном статуей Венеры. Елена строит храм на этом месте, а найденные гвозди отправляет сыну.

В наиболее развитом виде легенда об обретении Креста появляется у Сократа Схоластика и Созомена. Сам Сократ так сообщает об источнике по истории обретения креста: «Это написал я хотя и по слуху, однако о подлинности сего события говорят почти все жители Константинополя» Труды этих историков легли в основу последующих описаний обретения Животворящего Креста (в частности, в «Хронографии» византийского историка Феофана (760—818 годы)).

На основе этих исторических свидетельств с присовокуплением апокрифических источников рассказ об обретении Животворящего Креста был внесён Яковом Ворагинским в его «Золотую легенду», получившую широкую известность на Западе.

Дата обретения Креста. Вопрос о точной дате, когда Еленой был обретён Крест, является спорным. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика — 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов, профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как по ряду данных святая Елена умерла в 325 году, а не в 327, как полагали ранее.

Дальнейшая судьба Креста Господня. Современник Константина Евсевий Кесарийский в описании деяний Константина ничего не говорит ни об обретении и разделении креста, ни о роли Елены в открытии гробницы.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сведения об этом, по утверждению самого Сократа, написаны им «по слуху» со ссылкой на разговоры жителей Константинополя.

Византийский хронист Феофан в своей «Хронографии» так описывает разделение Креста. Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время и выставлялась для поклонения народу. Об этом свидетельствует сообщение Кирилла Иерусалимского, а также рассказ знатной паломницы IV века Сильвии (или Етерии). Она повествует об обряде поклонения древу Креста Господня в Великую пятницу, а также о мерах, которые предпринимались против расхищения частиц древа паломниками.

Однако эти меры предосторожности не воспрепятствовали разделению древесины Креста. Церковное предание считает, что практика отделения от него частиц началась уже при императрице Елене — по дороге в Константинополь она оставляла его частицы в основанных ею монастырях. Так, согласно легенде, в 327 году при основании на Кипре монастыря Ставровуни («Гора Креста») она по повелению ангела, явившегося ей по преданию во сне, оставила в нём частицу Животворящего Креста. Как свидетельствует Кирилл Иерусалимский (IV век), уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены среди христиан. Также и Иоанн Златоуст говорил, что частицы Животворящего Креста были у многих верующих. Паулин Ноланский в 403 году послал частицу Святого Креста своему другу Сульпицию Северу, сообщив в письме историю его обретения. Также Паулин сообщает, что хотя от Креста и отделяется множество частиц, но его первоначальная большая часть чудесно сохраняется.

В Константинополе в императорской сокровищнице в правление Константина Багрянородного была создана особая ставротека (известна под названием Лимургская), где хранилось много частиц Животворящего Креста Христова, которые брались для помещения в реликварии, дарившиеся от имени императора.

«Исчезновение» древа. Иерусалимская часть Креста продолжала храниться в храме Воскресения, о чём свидетельствует наличие в IX веке в числе его клира двух пресвитеров — стражей, охранявших Крест Господень. Краткую историю Животворящего Древа в Иерусалиме излагает в письме от 1108 или 1109 года Анселл, кантор Гроба Господня

Таким образом, иерусалимский Крест находился в персидском плену с 614 по 628 год, пока не был отдан обратно персидским военачальником Хорямом в обмен на обещание византийцев помочь ему войсками во внутренней смуте. Однако через 10 лет в 638 году Иерусалим сдался арабскому войску, начавшему победное распространение мусульманской веры на Востоке. Крест разделили на части и вывезли кораблями в Константинополь и другие места. Одну из частей спустя некоторое время вернули обратно в Иерусалим, где она хранилась до эпохи Крестовых походов.

Иерусалимская часть Креста была потеряна в 1187 году в Битве при Хаттине, когда после разгрома рыцарского войска святыню видимо захватили мусульмане, как о том сообщает франк Ернул, участник того сражения. Ернул также рассказывает историю о неком тамплиере, который спустя несколько лет после битвы сообщил о том, что закопал Крест и может указать то место. Однако поиски не увенчались успехом.

Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами. Она стала источником для некоторых частиц Животворящего Креста Западной Европы. Академик Ф. И. Успенский в своём труде «История крестовых походов», описывая расхищение реликвий из константинопольских храмов, упоминает и о похищенных частицах Креста.








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 990;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.