Билет № 5
1) Предмет Библейская археология в дореволюционных духовных академиях. Как нам известно, библейская археология — это наука, в сферу интересов которой входят раскопки памятников библейских времен, а также основанное на их изучении объяснение событий священной истории и доказательство их действительности.
Однако если мы посмотрим на учебные планы дореволюционных Духовных Академий, то увидим, что предметом своего изучения библейская археология имеет несколько иные объекты. Подобное несовпадение объясняется тем простым фактом, что в лексике XIX — начала XX в. слово археология имело древнее значение, присутствовавшее, например, в названии труда Иосифа Флавия, сейчас именуемого: «Иудейские древности». Подобное значение сохранилось в словосочетании церковная археология,— т.е. изучение предметов церковной старины.
Подобное формулирование целей библейской археологии было обусловлено и тем фактом, что, как известно, в XIX в. отечественное богословие находилось под влиянием западного, в частности немецкого, а в Германии под библейской археологией как раз и понимали изучение бытовой жизни ветхозаветного Израиля, причем исключительно на основании письменных источников — Библии, Талмуда, описаний Святой Земли.
Подобное понимание задач библейской археологии сохранялось в Московской Духовной Академии вплоть до событий 1917 г.: лекции за 1909/10 учебный год мало чем отличаются от аналогов прошлого века. Автор лекций чрезвычайно подробно и практически на основании лишь письменных источников, подобно своим предшественникам, разбирает различные стороны жизни библейских времен.
Примечательно, однако, что в начале XX в. и у учащихся МДА просыпается интерес к библейской археологии в подлинном значении этого термина и в своих работах они обращаются к данным египтологии, благодаря проф. Д. Введенскому.
Еще ближе продвинулись к современному пониманию библейской археологии в Санкт-Петербургской Духовной Академии (проф. СПбДА И. Троицкий).
2) Распятие на кресте и смерть Христа.При распятии у Христа оставили набедренное опоясание («Акты Пилата»). Может быть, был оставлен терновый венец. Две версии о кол-ве гвоздей. Гвозди в середину открытых ладоней. Прибивали тело к установленному кресту. Бела дощечка «вина» titulus. 4 распинателя, дележка добычи, жребий о тканном хитоне из материи шеш, белый виссон.
О страданиях врач Готлиб Рихтер. 1) Неестественное, насильственное положение тела, — говорит он, — с постоянно протянутыми руками в продолжении столь долгого времени должно быть такою пыткою, которую не описать словами. Нельзя сделать малейшего движения без того, чтобы не причинить всему телу, а особенно частям, пробитым и истерзанным бичеванием, невыносимой боли.
2) Гвозди вбиваются в такие места, где соединяются многие очень чувствительные нервы и сухожилия. Теперь частью поврежденные, а частью сильно сжатые, они вызывают особые, очень чувствительные боли.
3) Раненные части, постоянно открытые для воздуха, должны воспаляться и постепенно становиться синими, потом черными. То же делается и в других частях тела, там, где задержанная чрезмерным растяжением тела кровь приходит в застой. Воспаление этих частей и происходящие отсюда мучения увеличиваются с каждым мгновением.
4) Кровь, которая артериями должна разноситься из левой сердечной полости по всем частям тела, на раненных и сильно растянутых оконечностях не находит себе достаточного места; вследствие этого она приливает к голове как остающейся свободною и в нормальном положении, неестественно напрягает пульс и производит постоянно усиливающиеся головные боли. Как результат той же задержки кровообращения, на оконечностях тела, является переполнение крови в левой сердечной полости. Последняя, будучи не в силах выталкивать из себя всю кровь, не может и принимать всей крови, выходящей из правой сердечной полости. Таким образом, кровь не имеет свободного доступа и в легкие. Все это, сжимая сердце и напрягая артерии, производит страшное, как бы тревожное, состояние в организме.
5) Истечение крови чрез открытые раны могло бы сократить мучения, но такое истечение, вследствие сгущения крови, никогда не бывает обильно и скоро прекращается совершенно. Таким образом, смерть приближается медленно, путем постепенного оцепенения нервов, жил и мускулов, которое начинается на оконечностях и постепенно направляется внутрь, к более благородным и чувствительным частям. — Но пока достигнет оно их, распятые, несмотря на потерюкрови при бичевании и на кресте, на причиняемую жаром южного солнца лихорадку ран, несмотря на постоянно возрастающие мучения, обыкновенно более 12 часов, а иногда, как свидетельствует Ориген, до следующего дня и даже вечера колеблются между жизнью и смертью. Бывали случаи, что распятые оставались живыми до третьего дня, когда только мучительная голодная смерть полагала конец их страданиям, как рассказывает Евсевий о распятых мучениках в Египте. В тех же редких случаях, когда распятых снимали с крестов вскоре после казни, путем тщательного медицинского ухода даже удавалось возвратить им жизнь. Но само собою понятно, что только натуры сильные и мало измученные до распятия способны были так долго выдерживать страдания на кресте. Люди слабые нередко умирали уже под ударами страшного римского бича, если же кому из них удавалось перенесть это истязание, то и в таком случае, в его измученном теле оставалось уже мало жизни. Крестные мучения Господа Иисуса Христа, уже и до них так исстрадавшегося телом и еще более душою, не могли продолжаться долго.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 480;