Билет № 4. 1) Отдельные школы зарубежной библейской археологии
1) Отдельные школы зарубежной библейской археологии. Время между двумя мировыми войнами можно считать периодом оформления особых школ библейской археологии — европейской, американской и израильской.
Первая мировая война нанесла непоправимый ущерб всей европейской науке, и в первую очередь «средоточию европейской учености» — Германии, представители которой, ученые старой кабинетной школы библейской археологии, в 20-30-е гг. XX в. по инерции писали какие-то работы, в большей части — в отрыве от полевой практики, а с середины 30-х гг. XX в.— в духе нацистской историографии. Исключением можно считать ряд трудов по библеистике, касавшихся тем библейской археологии.
Через некоторое время после окончания Первой мировой войны начала возрождаться библейская археология и во Франции.
В основном же исследования европейских светских ученых в области библейской археологии если и проводились, то держались в русле критицизма XIX в.
В Европе в полной мере сохранилась лишь британская школа библейской археологии; одним из признаков ее развития в период между двумя мировыми войнами является начало издания в 1937 г. особого журнала — «Biblical Archaeologist». Исследователями этой школы проводились полевые работы по таким отраслям библейской археологии, как раскопки Иерусалима в то же время продолжалась и традиция издания фундаментальных пособий.
В послевоенное время для всей библейской археологии чрезвычайно важными и результативными были работы К. Кеньон, раскапывавшей легендарный Иерихон, а также писавшей обзорные труды по библейской археологии. Существенное участие британские ученые приняли и в изучении рукописей Мертвого моря, выдвинув немало оригинальных теорий. В Британии продолжилась разработка и других, традиционных, разделов библейской археологии — этнической идентификации гиксосов истории Исхода и завоевания Святой Земли. Продолжались также исследования и других библейских стран.
В 1960-1980-е гг. оживился интерес к вопросам библейской археологии и в Германии, однако здесь уже четко прошло размежевание между светскими исследователями Древнего Востока и теологами, хотя есть немало работ и по смежным темам.
Кумранские находки подвигли к трудам ученых и из скандинавских стран, где библейская археология особым почетом не пользовалась.
Среди ученых из других стран следует особо отметить представителей Италии, прославившихся раскопками не только города-государства Эблы, но и других памятников библейского ареала,— например Иерихона, где в 1997 г. ими были обследованы слои, относящиеся к неолиту и бронзовому веку.
К американской школе библейской археологии принадлежат ученые всей Северной Америки, не только США, но и Канады, исследователи которой ведут свою работу в русле традиций, выработанных американской школой. Сформировалась эта школа в начале XX в. под сильным влиянием американского протестантизма и в начале своей деятельности главной целью полагала собирание археологических сведений, подтверждающих Библию. Несмотря на существование в США светской археологии и востоковедения созданные в 1900 г. Американские школы восточных исследований (ASOR) деятельность свою начинали в русле библеистики. Этому немало способствовало то обстоятельство, что эти школы много лет возглавлял упомянутый выше В. Олбрайт.
Кроме центральной школы в Филадельфии, были основаны еще три школы — в Иерусалиме, для исследования Палестины, в Багдаде, для исследования Междуречья (закрыта в 1991 г. в связи с войной в Кувейте), и на Кипре, для исследования Малой Азии и прилегающих территорий. Кроме того, археологическими исследованиями на Ближнем Востоке занимаются ученые Американского университета в Бейруте.
После Второй мировой войны одним из главных направлений в американской библейской археологии стало исследование рукописей Мертвого моря.
Немалое участие принимали американцы и в раскопках, считающихся израильскими,— в большинстве из них рабочей силой были американские студенты, да и финансирование также шло из-за океана.
Особым направлением в американской библейской археологии было исследование Заиорданья. Особое развитие это направление приобрело в силу того обстоятельства, что после Войны 1967 г. только у американцев остался свободный доступ к археологическим памятникам Иордании. Это сделало доступными для современных археологов-библеистов множество памятников библейской эпохи и расширило наши познания о ближайших соседних и родственных ветхозаветному Израилю народах
Американская школа библейской археологии обладала еще двумя особенностями. Первой особенностью, не свойственной ни европейской, ни тем более израильской школам, стала разработка особой новозаветной археологии, продолжающей традиции аббата Ф. Вигуру, но базирующейся на протестантском понимании истории Нового Завета.
Другая особенность американской школы библейской археологии — ставка на популяризацию своих достижений.
Израильская археология как таковая стала формироваться в 20-30-е гг. XX в., когда на Святую Землю стали приезжать из разных стран Европы исследователи-евреи, желавшие не просто собрать материал о далеком прошлом своего народа, но и обосновать его права на эту землю.
В течение всего XX в. израильской школой библейской археологии разрабатывались и отдельные проблемы этой науки: история доизраильских поселений на Святой Земле, генезис древнеизраильского этноса, межэтнические взаимоотношения периода Судей, хозяйственная жизнь в период Царей, устроение городов того же времени, особенности духовной жизни в Разделенных царствах — Израиле и Иудее, история падения этих царств, и особенности послепленного периода.
В Израиле проходят международные конгрессы по библейской археологии, а в четырех из восьми университетов есть факультеты археологии. В силу особенностей региона работа израильских археологов идет под постоянным нажимом, как арабских жителей Святой Земли, так и иудеев-ортодоксов, протестующих не столько против «осквернения могил», сколько против научных взглядов израильских ученых,— взглядов, проникнутых идеями «новой археологии» — науки светской, для которой Библия есть лишь один из документов, требующий к тому же серьезной проверки.
2) Обряд погребения и устройство иудейских гробниц римской эпохи. Закон Моисеев считал всякий труп нечистым, и прикосновение к нему оскверняло человека на 7 дней. Поэтому погребение совершалось в тот же день смерти, до захода солнца, и вообще отличалось поспешностью. «Мертвому прежде всего закрывали глаза и рот, — говорит Маймонид, — потом его омывали, помазывали ароматическими веществами и обвивали кусками белого холста». Эти краткие указания древнееврейского ученого отчасти находят для себя подтверждение и разъяснение в Библии. Обычай закрывать глаза умершему практиковался уже в глубокой древности. Было в ходу и омовение трупа. После этого его завертывали в чистую хлопчатобумажную материю белого цвета; голову обвивали особым куском той же матери.. На труп и между повязками клали ароматические вещества, обилие и ценность которых, конечно, зависели от знатности и состояния погребавших; иногда благовониями и умащали тело умершего. Но это не было то египетское бальзамированиание, длинный процесс которого, по Геродоту продолжался 70 дней и которое было совершено над телами Иакова и Иосифа в Египте. В Палестине обычай бальзамировать тела прекратился вместе с патриархами.
Когда труп был, таким образом, приготовлен, его клали не в гроб, подобный нашим, а на открытый одр или носилки. Такой погребальный одр царей нередко был очень богато украшен, а за ним следовала многочисленная толпа, с громким плачем провожавшая умершего. Эту обязанность в позднейшее время стали исполнять женщины-плакальщицы по специальности. Они начинали свой вопль еще в доме умершего, притом так, что причитания и выкрикивания одной подхватывались и повторялись хором всех остальных, соответственно делению каждого стиха такой плачевой песни на две половины. Эта печальная вокальная музыка, иногда с присоединением и инструментальной — особых траурных свирелей, следовала за носилками умершего до самого места погребения.
Ни Египет, ни Греция, ни Рим не строили свои погребальные катакомбы в черте города. Еще менее мог позволить погребение мертвецов в городе среди собственных жилищ Израиль, для которого труп всегда был нечистотою. Поэтому, как в настоящее время жители Иерусалима обязаны погребать умерших вне городской черты в виду требований гигиенических, так древние иудеи должны были делать то же самое на началах религиозных. Немногие примеры, встречающиеся в Библии, показывают, что закон этот всегда строго соблюдался Смотря на труп как на нечто нечистое, одно прикосновение к чему уже оскверняет человека, иудеи, тем не менее, полагали большие заботы об устройстве своих гробниц. Последнее всегда стоит в тесной связи с верою народа в бессмертие и воскресение. Чем эта вера яснее и тверже, тем больше уважения питает народ к умершим и тем более заботится об их гробницах. В этом отношении евреи и египтяне стояли выше всех других народов древнего мира. «Смотрите, чтобы между вами не было человека, не имеющего готовой гробницы», — говорил народу рабби Елиезер. Таким образом, каждый член древнееврейского общества должен был иметь свою собственную, или, лучше сказать, семейную гробницу на случай смерти; погребение здесь всегда составляло предмет заветных желаний каждого иудея; напротив, лишение такой гробницы было бы для него величайшим несчастием — вечный дом, — часто употреблявшееся у евреев название для гробниц, прекрасно говорит о той прочности, какою отличались эти гробницы, а название иудейского кладбища, от древнеарабского «шарама» — «просверлил, прорубил», указывает на способ их сооружения. Фамильные гробницы царей, вельмож и вообще богатых людей не строились из отдельных камней, а высекались в живом грунте скалы, причем выбирались более прочные пласты «маляки» в нижних частях склонов гор. Сама природа в этом случае предлагала иудею свои услуги, наделив окрестности Иерусалима множеством естественных пещер и гротов, которыми бедняк мог пользоваться, не задумываясь долго над их отделкою, а человек богатый мог изменять и переделывать их по собственному вкусу.
У древних народов могилы служили сокровищницами. Подобное было и у евреев.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 904;