Б Концентрация ИЛ-4, пг/мл
Рис. 3.3. Концентрация ИЛ-4 в сыворотке крови (а) и слизи цервикальното канала (б) у пациенток исследуемых групп.
р<<0,05; между 2-й группой и контролем —р<0,01). Значения ИЛ-4, превышающие 300 пг/мл, определялись у 15,6% 1-й группы и с достоверно наибольшей частотой у пациенток 2-й группы - в 40% случаев (р<О,05).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что имеется тенденция к повышению средних уровней и частоты положительных значений противовоспалительных цитокинов, в частности ИЛ-4, в слизи цервикального канала у женщин с осложненным течением гестационного процесса и в более выраженной степени у Женщин с прервавшейся беременностью на фоне УТИ. Однако нами не было выявлено корреляционной зависимости между изменениями уровней каждого из Цитокинов в сыворотке крови с их уровнями в цервикальной слизи (г<0,3).
Нами проанализированы соотношения ИФН-у/ИЛ-4 в сыворотке крови и слизи цервикального канала у женщин основной и контрольной групп.
Как показали полученные данные (см. табл. 3.4), соотношения ИФН-у/ИЛ-4 в сыворотке крови у женщин, беременность которых прервалась (2-я группа),
244____________________________________________________________________________ Глава III
достоверно отличаются от показателей в 1-й и контрольной группах. Преобладание продукции ИФН-у над ИЛ-4 у пациенток с прервавшейся беременностью было значительным: этот показатель отличался в контрольной группе в 13,1 раза и в 1-й группе в 7 раз — средние данные составили во 2-й группе 7,6±0,63 по сравнению с 0,58+0,3 в контрольной и 1,08+0,32 в 1-й группе (р<0,001).
Аналогичные данные о соотношении клеток Thl и Th2 представлены в работах других авторов, в которых показано преобладание в сыворотке крови клеток Тhl -типа у небеременных женщин и при начавшемся самопроизвольном выкидыше (Сидельникова В.М., 2001; Тетруашвили Н.К., 2000).
При исследовании соотношения ИФН-у/ИЛ-4 в слизи цервикального канала у пациенток изучаемых групп (см. табл. 3.4) прослежена аналогичная тенденция: средние данные у женщин с прервавшейся беременностью (2-я группа) составили 0,44+0,09 и были в 14,7 раза выше, чем у пациенток 1-й группы, средние показатели этого соотношения в которой составляли 0,03+0,01 (р<0,05). У пациенток контрольной группы изучаемый показатель был равен нулю.
Таким образом, у женщин с невынашиванием беременности инфекционного генеза установлено статистически значимое преобладание продукции ИФН-у над ИЛ-4. Показатель ИФН-у/ИЛ-4 является чувствительным тестом для определения нарушений процессов имплантации, так как свидетельствует о дисбалансе в продукции цитокинов и способности лимфоцитов к непропорционально высокому выбросу ИФН-у, препятствующему, по многочисленным данным, формированию локальной иммуносупрессии.
Обобщая полученные результаты, можно говорить о том, что наиболее значимые нарушения продукции цитокинов у женщин с инфекционным генезом невынашивания беременности в I триместре наблюдаются в секрете цервикального канала, причем имеющиеся изменения особенно выражены у женщин с прервавшейся беременностью. Зависимость изменения концентрации цитокинов в сыворотке крови от исхода беременности установлена только в отношении ИФН-у — наблюдается его достоверное повышение при прерывании беременности в отличие от физиологического течения гестационного процесса. Это еще раз подтверждает мнение о том, что исследование местных иммунологических механизмов позволяет выявить изменения, относящиеся непосредственно к этиопатогенезу заболевания.
Итак, на основании вышеизложенного мы полагаем, что увеличение в цер-викальной слизи ИФН-у выше 40 пг/мл и ИЛ-8 выше 3000 пг/мл можно считать критериями риска невынашивания беременности в 1 триместре. Этот вывод может помочь в разработке новых схем ведения и обследования беременных с УГИ.
Ввиду того, что невынашивание беременности инфекционного генеза сопровождается теми или иными сдвигами в иммунном статусе, особую актуальность приобретает поиск средств и методов иммунокоррекции этого состояния. Предложенные методы иммунокорригирующей терапии препаратами Ig (для внутривенного и внутримышечного введения), ИФН («Виферон», «Кипферон») у беременных с УГИ касаются в основном II и III триместров беременности, когда возможно их сочетанное применение с АБТ и противовирусной терапией (Буданов П.В., 2001; Сидельникова В.М., 2001). Зачастую проведенная комплексная терапия не предотвращает внутриутробного инфицирования плода или прерывания беременности.
Учитывая ограниченную возможность применения АБТ и системной противовирусной терапии у беременных с УГИ в I триместре, существенно возрастает интерес исследователей и клиницистов к применению местных иммуно-
Проблемы невынашивания беременности инфекционного генеза 245
корригирующих препаратов с целью предотвращения осложнений, связанных с наличием инфекционного агента.
В настоящее время все более широкое применение в клинике находят препараты патогенетического действия, осуществляющие терапевтические эффекты через физиологическую регуляцию патологических процессов в организме. Перспективным направлением в этой области является топическая цитокинотерапия.
Одним из препаратов, использующихся в настоящее время с целью локальной цитокинотерапии, является «Суперлимф».
Иммунотропный препарат «Суперлимф» представляет собой стандартизированный комплекс цитокинов, среди которых определена активность ИЛ-1, -2, -6, ФНО-а, фактора, ингибирующего миграцию фагоцитов (МИФ), трансформирующего фактора роста-р (ТФР-(3). Комплексный состав препарата не только позволяет расширить его область применения, но также максимально приближает его действие к физиологическому, так как в организме регулирующее действие цитокинов на клетки-мишени определяется не индивидуальной молекулой, а их композицией.
Учитывая наиболее выраженные изменения уровней цитокинов у женщин с прервавшейся беременностью на фоне УГИ (2-я группа), нами была проведена локальная цитокинотерапия препаратом «Суперлимф» у 15 пациенток данной группы. Лечение начинали на 2-й день после оперативного вмешательства (инструментального удаления элементов плодного яйца).
Схема применения препарата: «Суперлимф» применяли в виде цервикаль-но-вагинальных ванночек в течение 20 мин с последующим введением тампона на 2 ч: одну ампулу, содержащую 100 мкг сухого вещества препарата, разводили 2,5 мл 0,9% стерильного физиологического раствора, из них 1 мл инсти-лировали в цервикальный канал, 1,5 мл орошали шейку матки и влагалище, разовая доза — 100 мкг. Такие обработки проводили 5 дней подряд. Затем «Суперлимф» использовали в виде суппозиториев, содержащих 25 мкг активной субстанции, чередуя интравагинальное и интраректальное введение через день в течение 10 дней. Общая дозировка на курс лечения — 750 мкг.
Затем, через 7 дней после окончания терапии, проводили исследование цитокинов ИФН-у, ИЛ-8 и ИЛ-4 (которые не входят в состав препарата) в периферической крови и цервикальной слизи.
Необходимо отметить, что группа пациенток, в которой применялся препарат «Суперлимф», не отличалась по наследственности, сопутствующим экстрагенитальным и генитальным заболеваниям, характеру менструальной и детородной функции, а также спектру выявленных нарушений в микробиоценозе нижнего отдела генитального тракта. Средний возраст пациенток составил 26,3+0,6 года. Средний срок беременности (на момент прерывания) — 8,1±0,5 нед. У 11 (73,3%) женщин на момент госпитализации была клиника неполного самопроизвольного аборта или аборта в ходу, у 4 (26,7%) пациенток диагностирована неразвивающаяся беременность.
При анализе уровней цитокинов (см. табл. 3.5) нами получены следующие данные: после лечения «Суперлимфом» средние значения ИФН-у в сыворотке крови были достоверно выше, чем до лечения и составили 334,3+69,4 и 156,6+46,5 пг/мл соответственно (р<О,05).
ИФН-у в цервикальной слизи у пациенток, пролеченных «Суперлимфом», имел «нулевые» значения, что соответствовало уровню здоровых беременных (контрольная группа) и было значительно ниже, чем средние значения данного показателя во 2-й группе до применения локальной цитокинотерапии — 114,2+53,4 пг/мл (р<0,05).
246 Глава III
Таблица 3.5 Средние значения цитокинов в сыворотке крови и слизи цервикального канала до и после лечения «Суперлимфом»
Показатели цитокинов, пг/мл | До применения «Суперлимфа» | После применения «Суперлимфа» |
В сыворотке крови: ИФН-у ИЛ-8 ИЛ-4 | 156,6+46,5 61,2+54,7 20,6+12,3 | 334,3+69,4* 0 8,1+2,4 |
В цервикальной слизи: ИФН-у ИЛ-8 ИЛ-4 | 114,2±53,4 3127,0+103 261,7+51,6 | 0* 1939,0+35* 6,6+1,8* |
Примечание: * — достоверно по отношению к показателям до лечения.
ИЛ-8 в сыворотке крови в группе с прервавшейся беременностью после лечения «Суперлимфом» имел «нулевые» значения у всех без исключения пациенток в отличие от показателей до лечения, средние значения которых составили 61,2+54,7 пг/мл, но полученные различия не являлись статистически значимыми (р>0,05).
Тенденция к снижению ИЛ-8 отмечена также и в цервикальной слизи, где положительные значения изучаемого показателя наблюдались у 100% обследованных. Уровни ИЛ-8 у пациенток, которым проведено лечение «Суперлимфом», колебались от 1588 до 2100 пг/мл в отличие от первоначальных результатов — от 2000 до 4000 пг/мл. Таким образом, средние значения ИЛ-8 после локальной цитокинотерапии были достоверно ниже (р<0,0001), чем до ее проведения и составили 1939+35 и 3127+103 пг/мл соответственно.
Необходимо отметить, что полученные результаты практически не отличались от результатов определения ИЛ-8 в цервикальной слизи беременных с физиологическим течением гестационного процесса (контрольная группа).
Учитывая достоверные изменения средних значений ИЛ-8 в цервикальной слизи (р<0,0001) после лечения, можно заключить, что «Суперлимф» оказывает иммуномодулирующее воздействие на ИЛ-8, который стимулирует функциональную активность лейкоцитов и макрофагов в очаге инфекции. Так, у 100% пациенток с исходно высоким уровнем ИЛ-8 определялось уменьшение этого показателя после терапии «Суперлимфом».
Средние значения ИЛ-4 в цервикальной слизи, в отличие от сыворотки крови, у пациенток с прервавшейся беременностью после лечения «Суперлимфом» были достоверно ниже, чем до его применения.
В результате проведенных исследований по изучению влияния иммуно-тропного препарата «Суперлимф» на изменение концентрации цитокинов у женщин с невынашиванием беременности инфекционного генеза нами установлено следующее: наиболее значимые изменения обнаружены на уровне нижнего отдела генитального тракта (шейка матки), где наблюдалось достоверное снижение уровня всех изучаемых цитокинов (ИФН-у, ИЛ-8, ИЛ-4) по сравнению с первоначальными данными (до лечения); на системном уровне отмечено достоверное повышение уровня ИФН-у в изучаемой группе, в отличие от ИЛ-8 и ИЛ-4, колебания концентрации которых были не столь показательны.
Контроль эффективности лечения женщин с невынашиванием беременности проводили через 2 нед. после окончания локальной цитокинотерапии
Проблемы невынашивания беременности инфекционного генеза 247
с помощью определения возбудителей УГИ методами прямой и непрямой иммунофлюоресценции и культурального метода (для уреаплазменной инфекции).
После монотерапии «Суперлимфом» у 72,7% пациенток с ГВИ произошла элиминация возбудителя из цервикального канала, причем при наличии ВПГ II типа эффективность достигает 60%, а при ЦМВ — 83,3%; при бактериологическом исследовании отделяемого цервикального канала не выявлено роста представителей условно-патогенной флоры. В то же время, хламидии и уреаплазмы не элиминировались из цервикального канала, однако отмечено незначительное снижение концентрации U. urealyticum с 108-9 КОЕ/г до 106-7 КОЕ/г.
Изменений во влагалищном биотопе не наблюдалось, однако клиническая эффективность выражалась исчезновением субъективных ощущений зуда и жжения в области наружных половых органов, уменьшением количества патологических белей и гиперемии стенок влагалища.
Бактериальные инфекции (хламидии, уреаплазмы, дрожжеподобные грибы рода Candida) не элиминировались из урогенитального тракта, что требовало в дальнейшем назначения этиотропных антибиотиков.
Противовирусный эффект препарата «Суперлимф» объясняется способностью естественного комплекса цитокинов ингибировать репродукцию ВПГ II типа в культуре клеток человека, повышать способность лейкоцитов крови индуцировать интерфероногенез, повышать фагоцитарную функцию нейтрофилов крови, корригировать иммунные механизмы слизистой оболочки репродуктивного тракта.
Полученные данные дают основание утверждать, что «Суперлимф», являясь местным иммуномодулятором, противовирусным и противобактериаль-ным препаратом, улучшает функционирование системы цитокинов, что в сочетании с отсутствием побочных эффектов позволяет включать его в комплексное лечение невынашивания беременности инфекционной природы.
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлена взаимосвязь выраженного дисбаланса концентраций цитокинов с самопроизвольным прерыванием беременности в I триместре, изучена динамика уровней цитокинов после проведенной локальной цитокинотерапии препаратом «Суперлимф», определена диагностическая ценность уровней цитокинов как критериев риска прерывания беременности.
Полученные данные могут быть использованы в разработке новых подходов к тактике лечебного воздействия при инфекционном генезе невынашивания беременности в I триместре.
Практические рекомендации:
1. Целесообразно проведение комплексной прегравидарной подготовки с обязательным обследованием на наличие УГИ и патогенетическим лечением обоих супругов.
2. У беременных с выявленной УГИ в I триместре гестации мы рекомендуем проводить изучение уровней ИФН-у, ИЛ-8 и ИЛ-4, а также соотношения ИФН-у/ИЛ-4 в слизи цервикального канала как критериев риска невынашивания беременности.
3. Включать в комплексную терапию УГИ препарат «Суперлимф» как
местное противомикробное, противовирусное и иммунокорригирующее сред
ство.
На основании полученных данных нами предложен алгоритм ведения беременных с невынашиванием инфекционного генеза в I триместре гестации (см. рис. 3.4).
248 Глава III
Рис.3.4. Алгоритм ведения пациенток с невынашиванием беременности
инфекционного генеза в I триместре с учетом определения концентрации
цитокинов в слизи цервикального канала.
Проблемы невынашивания беременности инфекционного генеза 249
3.4. РОЛЬ МИКОПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИИ В ГЕНЕЗЕ НЕВЫНАШИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ В I ТРИМЕСТРЕ
В последние годы отмечается рост интереса к изучению роли генитальных микоплазм в развитии воспалительных заболеваний в акушерстве и гинекологии (Башмакова М.А., 1991; Козлова В.И., Пухнер А.Ф., 1997; Прозоровский СВ. и др., 1995; Савичева М.А. и др., 1996; Kong E, Zhang X., 1997).
Семейство микоплазм включает два рода: Mycoplasma и Ureaplasma.
Среди большого многообразия различных видов микоплазм возбудителями инфекции урогенитального тракта считаются М. hominis, U. urealyticum. Одной из отличительных особенностей микоплазм является отсутствие ригидной клеточной стенки со всеми ее компонентами, что при внутриклеточном характере паразитирования ведет к устойчивости микоплазм к терапевтическим агентам, действующим на поверхностную структуру микробных клеток. Из-за отсутствия ригидной клеточной мембраны микоплазмы лишены достаточно сильных антигенных свойств, поэтому они способны тесно связываться с мембранами клеток организма, вступать с ними во взаимодействие, обмениваться отдельными компонентами. В результате организм перестает распознавать, где свои клетки, а где чужие, и начинает вырабатывать защитные антитела против собственных клеток, повреждая и уничтожая их. При этом сходство микоплаз-менных мембран с мембранами клеток организма обусловливает их слабую иммуногенность и длительную персистенцию в организме. Этими специфическими особенностями можно объяснить своеобразие этой инфекции, протекающей преимущественно латентно, бессимптомно.
Широкое распространение урогенитальных микоплазм и их частое выявление у практически здоровых женщин затрудняет решение вопроса о роли этих микроорганизмов в развитии заболевания.
Мнения исследователей по данной проблеме противоречивы. Часть авторов относит микоплазмы к абсолютным патогенам, ответственным за развитие цистита, пиелонефрита, послеродового эндометрита, невынашивания беременности и рождения маловесных детей. Другие исследователи считают, что микоплазмы являются комменсалами урогенитального тракта, способными только при определенных условиях вызывать воспалительные заболевания и чаще в ассоциации с другими условно-патогенными или патогенными микроорганизмами.
Изучение распространенности микоплазм (Кисина В.И., Забиров К.И., 2005) показало, что из 400 обследованных женщин 46% (среди беременных — 52,3%) были колонизированы одним из микроорганизмов, чаще всего U. urealyticum (44,75%), затем М. hominis (11%) и С. trachomatis (7,75%).
У женщин репродуктивного возраста, у которых клинически была заподозрена микоплазменная инфекция (группа наблюдения состояла из 70 пациенток), U. urealyticum определялась несколько чаще, чем другие микоплазмы. Она была обнаружена у 33% пациенток, среди которых у 48% было обнаружено сочетание U. urealyticum и М. hominis, у 13% — только U. urealyticum, у 9% — только М. hominis (Кисина В.И., Забиров К.И., 2005).
По-прежнему остаются не до конца изученными механизмы, приводящие к невынашиванию беременности при микоплазменной инфекции.
Принимая во внимание значимость проблемы невынашивания беременности, невыясненность некоторых этиологических и патогенетических механизмов, приводящих к преждевременному прерыванию беременности, настоящая работа посвящена изучению этой проблемы.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1390;