Вторичный гиперпролактинемический гипогонадизм
1. При поражении периферических эндокринных желез:
а) первичный гипотиреоз;
б) опухоли, продуцирующие эстрогены;
в) синдром Штейна—Левенталя (склерокистоз яичников);
г) врожденная дисфункция коры надпочечников.
2. Ятрогенные формы, обусловленные приемом медикаментов или введением внутриматочных контрацептивов.
3. Нейрогенные нарушения.
4. Печеночная и почечная недостаточность.
5. Внегипофизарные опухоли, продуцирующие пролактин.
Клиническая картина различается при первичной и вторичной формах гиперпролактинемии. В свою очередь первичная гиперпролактинемия может быть обусловлена функциональными нарушениями или аденомами гипофиза. Основные симптомы гиперпролактинемии: галакторея, нарушения менструального цикла, бесплодие. Другие признаки этого заболевания: головные боли, депрессия, абдоминальные боли, явления гипотиреоза, нарушение зрения (остроты, сужение его периферических и цветных полей).
Галакторея — доминирующий симптом, но не всегда сопутствующий болезни. Чаще галакторея развивается на фоне постоянного или транзиторного повышения уровня ПрЛ. Она может иметь место и при нормальном уровне ПрЛ на фоне различных эндокринопатий (гипо- и гипертиреоз, предменструальный и предменопаузальный синдромы и др.). Нередко галакторея наблюдается при различных формах мастопатии. Наконец, встречается нормопролактинемическая галакторея у практически здоровых женщин. Выраженность галактореи различна: непостоянное выделение капель молока, постоянные капли секрета при надавливании, струйное выделение или обильные капли молока при несильном надавливании и спонтанное его выделение. Диагностируется галакторея пальпаторно, с помощью маммографии, дуктографии, УЗИ, термографии.
Нарушения менструального цикла проявляются нерегулярными менструациями нередко с момента менархе, гипоменструальным синдромом и, наконец, аменореей. По мере прогрессирования болезни развиваются гипоплазия половых органов, особенно яичников (отсюда гиперпролактинемический гипогонадизм), редко склерокистозное их увеличение, сухость в половых органах с затруднением полового акта, снижение либидо, отсутствие оргазма. Нивелируются вторичные половые признаки (поредение волос или облысение в Ах, Р, уменьшение молочных желез) и появляется гипертрихоз.
Исходя из выраженности клинической картины можно выделить четыре группы женщин с гиперпролактинемией по внешнему виду: внешне вполне здоровые; с избыточной массой тела и выраженным гипертрихозом; с ожирением, гипертрихозом и гипоталамическими стигмами.
Бесплодие в большинстве случаев имеет место при гиперпролактинемии. Другие симптомы (депрессия, головные боли, гипотиреоз, абдоминальные боли) встречаются реже.
Обычно гиперпролактинемия развивается у женщин в возрасте 20—45 лет, чаще после родов, абортов или сопровождается бесплодием. При длительном течении болезни нередко формируются аденомы гипофиза и на первый план выходят симптомы гиперкортицизма. Чем раньше выявляется заболевание, тем менее выраженны клинические симптомы и тем эффективнее лечение.
Клинические симптомы вторичных гиперпролактинемий определяются прежде всего признаками основного заболевания. Чаще вторичная гиперпролактинемия развивается при гипотиреозе. Галакторея-аменорея при первичном гипотиреозе связывается с гиперпродукцией тиролиберина, под влиянием которого увеличивается выработка ТТГ и ПрЛ, а последний угнетает синтез гонадотропинов, что приводит к снижению уровня эстрогенов. Заболевание может возникать у девочек в препубертатном периоде, когда на фоне гипотиреоза развивается преждевременное половое созревание с ациклическими маточными кровотечениями и галактореей (синдром Ван-Вика—Громбаха) или у женщин в послеродовом периоде, а также на фоне приема гормональных контрацептивов (синдром Ван-Вика—Россе—Геннеса). Продолжительное течение болезни и в этих ситуациях может привести к образованию пролактином. Основные симптомы такой вторичной гиперпролактинемии — гипотиреоз, галакторея, аменорея. Ятрогенная галакторея возникает вследствие нарушения гипоталамической регуляции секреции ПрЛ на фоне применения лекарственных средств. Чаще это заболевание развивается в тех случаях, когда ранее имели место гипоталамо-гипофизарные нарушения. Ятрогенная гиперпролактинемия также характеризуется нарушением менструального цикла (гипоменструальный синдром, аменорея) и галактореей различной выраженности. Чаще ятрогенную форму болезни вызывают следующие фармакологические средства: гормональные контрацептивы, адренергические препараты (фентоламин, обзидан), верапамил и другие антагонисты кальция, психотропные средства — морфий, героин, резерпин, галоперидол, церукал, реглан. ВМС также способствует появлению ятрогенной гиперпролактинемии. Вторичные гиперпролактинемии с галактореей развиваются при нарушениях стероидогенеза, приводящих как к избытку андрогенов и эстрогенов, так и к снижению эстрогенов (синдром Штейна—Левенталя, эстрогенпродуцирующие опухоли, заболевания коры надпочечников и др.). Гиперпролактинемия возникает и на фоне гипогликемии, в частности при инсулинотерапии сахарного диабета. Из соматических заболеваний, вызывающих гиперпролактинемию с галактореей, чаще отмечаются болезни печени и почек. Возможно, это связано с нарушением метаболизма ПрЛ, который происходит в этих органах, хотя не исключаются при этом и фармакологические эффекты, поскольку при почечной и печеночной недостаточности обычно проводится интенсивная фармакотерапия.
Галакторея не всегда имеет место при гиперпролактинемии и в то же время нередко наблюдается у женщин при нормальном содержании ПрЛ. Нормопролактинемическая галакторея может быть у женщин с эндокринными нарушениями, при фиброзно-кистозной мастопатии, а также у практически здоровых женщин, обычно после беременности в течение 2—3 лет. В последнем случае лечение обычно не требуется.
Диагностика и дифференциальная диагностика болезни проводится поэтапно: сбор анамнеза и жалобы, объективное обследование и применение вспомогательных лабораторно-инструментальных методов. Первый и второй этапы основаны на клинических данных болезни. Обязательны проведение тестов функциональной диагностики, оценка состояния глазного дна и полей зрения. Гормональные методы исследования включают определение уровня гормонов и проведение гормональных проб. Определение уровня ПрЛ в крови является основным диагностическим критерием. При заборе крови следует учитывать возможные колебания уровня ПрЛ в течение суток, фазы цикла, стрессовые и других ситуации. Данные о содержании ПрЛ в сыворотке крови представлены в табл. 8.
Таблица 8. Показатели уровня пролактина в крови здоровых и больных женщин
Группы женщин | Пролактин | |
мМЕ/л | нг/мл | |
Здоровые | 250-500 | 10-20 |
Первичная гиперпролактинемия функционального генеза | 1500-2500 | 50-100 |
Аденомы гипофиза: | ||
а) микропролактинемия | 2000-5000 | 100-200 |
б) макропролактинемия | 4000-10000 | 150-400 |
Вторичная гиперпролактинемия | 700-1000 | 30-80 |
Беременность (перед родами) | 1500-5000 | 100-200 |
Послеродовой период: | ||
а) ранний | 1200-3500 | 70-100 |
б) поздний | 500-700 | 20-30 |
Суточные колебания уровня ПрЛ характеризуются его максимальным значением с 24 ч до 8 ч. При патологической гиперпролактинемии, и особенно опухолевого генеза, суточные колебания отсутствуют. При нормопролактинемической галакторее индивидуальные колебания уровня ПрЛ не выходят за пределы максимальных его значений в норме, но в среднем по группе имеется повышенное содержание гормона.
Содержание гонадотропных (ФСГ, ЛГ) и соматотропного гормонов имеет тенденцию к снижению при гиперпролактинемии, особенно при пролактиномах. Уровни ТТГ и АКТГ существенно не отличаются от нормы у больных гиперпролактинемией, за исключением гиперпролактинемии при гипотиреозе, когда содержание ТТГ существенно повышено. При определении уровня в крови половых стероидных гормонов отмечается значительное снижение эстрогенных соединений (в 1,5—3 раза). Фоновый низкий уровень гормонов щитовидной железы (T3, T4) наряду с повышенным содержанием ТТГ в крови позволяют диагностировать первичный гипотиреоз с галактореей, в то время как при других формах галактореи уровень этих гормонов не выходит за пределы нормальных колебаний. Продукция гормонов коры надпочечников при гиперпролактинемии повышается. Ценность гормональных функциональных проб в диагностике гиперпролактинемических состояний неоднозначна. Большее значение они имеют при дифференциальной диагностике гиперпролактинемии различного генеза.
Проба с тиролиберином основана на введении препарата внутривенно в дозе 200—50 мкг с последующим определением уровня ПрЛ в сыворотке крови через каждые 15 мин в течение 1—2 ч. У здоровых женщин уровень ПрЛ повышается уже через 15 мин в 2 раза, при гиперпролактинемии функционального генеза — повышение незначительное, а при опухоли гипофиза уровень ПрЛ не меняется.
Пробы с прогестином и прогестероном, с эстрогенами проводятся и оцениваются по общепринятой методике.
Проба с парлоделом: уровень ПрЛ определяется натощак и через 2 ч после приема 5 мг парлодела. Снижение содержания ПрЛ почти в 2 раза после приема препарата отмечается у больных с функциональной гиперпролактинемией, а при опухолях гипофиза оно не изменяется.
Проба сметоклопрамидом (церукалом) — антагонистом дофамина осуществляется путем введения 10 мг препарата внутривенно. У здоровых людей уровень ПрЛ через 1—2 ч повышается в 7—8 раз, при функциональной гиперпролактинемии — незначительно, а при пролактиномах — не изменяется.
Рентгенологически выявляются опухоли гипофиза (макропролактиномы): изменяются формы и увеличиваются размеры турецкого седла, возникают двойные контуры его дна и стенок. Макропролактиномы более точно можно определить с помощью компьютерной томографии, а микропролактиномы — только методом магнитно-резонансной томографии.
При ЭЭГ и РЭГ исследованиях отмечаются снижение тонуса головного мозга, дисфункция подкорковых структур и нарушения мозгового кровотока.
Дифференциальная диагностика должна проводиться для установления первичных и вторичных форм гиперпролактинемии, функционального или органического генеза болезни. Окончательная диагностика и выбор метода лечения должны осуществляться с участием акушера-гинеколога, эндокринолога, окулиста, нейрохирурга и других специалистов по необходимости.
Лечение проводится дифференцированно с учетом формы и генеза заболевания. Эффективность его существенно возросла с момента синтеза парлодела. В порядке исторической справки можно отметить, что ранее эту патологию лечили бромкамфорой, проводили циклическую терапию эстрогенами с прогестероном, гормонами щитовидной железы, гонадотропинами, кломифеном. Однако при всех перечисленных методах терапии эффект был кратковременным или вообще отсутствовал. Как правило, наступали рецидивы и прогрессирование болезни. Хотя алкалоиды спорыньи рекомендовались для подавления лактации еще в 1930-е годы, новая эра в лечении гиперпролактинемических состояний наступила в 1970-е, когда в клинической практике широко стали использовать полусинтетический алкалоид спорыньи — бромкриптин (парлодел). В настоящее время используют для лечения гиперпролактинемии и другие средства (достинекс, бромергон, метерголин). Метерголин назначается в дозах от 4—8 до 12—24 мг/сут.
При функциональных формах первичной гиперпролактинемии парлодел в дозах 1 —4 таблетки (2,5—10 мг) снижает уровень ПрЛ до нормы и снимает галакторею уже через 2—3 месяца и ранее. Восстановление менструального двухфазного цикла и наступление беременности отмечается у превалирующего большинства таких больных. Различные осложнения (невынашивание, токсикозы, ВПР и др.) на фоне приема парлодела не выше, чем в среднем в популяции. Однако учитывая тератогенные эффекты парлодела, его применение в 1-м триместре беременности не рекомендуется. Для удобства диспансеризации и лечения всех больных с гиперпролактине-мическими состояниями разделяют на отдельные группы.
Первая группа — больные с бесплодием и функциональной гиперпролактинемией. Лечение начинается с 1/4—1/2 таблетки парлодела с увеличением дозы на 1/2 таблетки каждые 2—3 дня и до 2,5—5,0 мг/сут. Контроль за эффективностью терапии осуществляется по уровню ПрЛ в крови, снижению или прекращению галактореи, тестам функциональной диагностики, оценке менструальной и генеративной функции. Максимальная доза препарата может быть доведена до 7,5—10 мг с продолжительностью лечения до 8—10 месяцев. С наступлением беременности парлодел отменяется в течение 1-го триместра, а затем с учетом клинического состояния может быть назначен уже в меньших дозах. Ко второй группе относятся больные с микропролактиномами и бесплодием. Терапия парлоделом проводится по тому же принципу в течение года в больших дозах (до 12,5—15 мг/сут). Третью группу составляют больные с макропролактиномами. Им проводится оперативное лечение (удаление опухоли) или дистанционное облучение рентгеном, телегамматерапия. Терапия парлоделом назначается до и после операции с индивидуальным подбором дозы. В четвертую группу входят все больные с вторичными формами гиперпролактинемии. У них проводится лечение основного заболевания, которое дополняется парлоделом по 2,5—5,0 мг/сут курсами с учетом клинических симптомов. При гиперпролактинемии с синдромом галактореи на фоне первичного гипотиреоза используются также тиреоидные гормоны (тиреокомп, тиреоидин и др.).
При ятрогенной гиперпролактинемии отменяются лекарственные препараты и другие вредные факторы, индуцировавшие ги-перпролактинемию.
Нормопролактинемическая галакторея специального лечения не требует, проходит спонтанно. Возможно применение бромкамфоры, витамина В6 (пиридоксина по 200 мг/сут).
Противопоказания к применению парлодела: хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, сочетанные нейроэндокринные заболевания.
Побочные эффекты при приеме парлодела: диспептические расстройства (тошнота, рвота, метеоризм), снижение АД, головокружения. Они возникают в первые дни приема препарата, а затем исчезают, при необходимости доза препарата снижается.
По показаниям проводится дополнительное лечение по типу циклической гормональной терапии, а также терапия различных сопутствующих соматических заболеваний.
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 1195;