Гиперпролактинемия
Пролактин (ПрЛ) впервые выделен из гипофиза овец в 1937 г. (White et al.), а идентифицирован в 1970 г. (Lewis et al.). В последующем с разработкой методов определения уровня ПрЛ, расшифровкой его химической структуры и с появлением фармакологических и хирургических методов лечения гиперпролактинемий проблема этой патологии стала интереснейшим направлением в гинекологической эндокринологии и в эндокринологии человека в целом.
Человеческий ПрЛ — это белковый гормон (полипептид), сходен по структуре с гормоном роста и хорионическим соматомаммотропином. Вырабатывается ПрЛ ацидофильными клетками передней доли гипофиза (лактотрофами). Его секреция находится под тоническим ингибиторным контролем гормона гипоталамуса — пролактостатина (пролактин-ингибирующего фактора — ПИФ), который, по-видимому, идентичен дофамину. Предшественник дофамина — L-дофа, используемый в клинике, тормозит секрецию ПрЛ и активизирует секрецию гормона роста (ГР). Тормозит секрецию ПрЛ и гонадолиберин — ассоциированный пептид (ГАП). Наличие же пролактинвысвобождающего фактора (пролактолиберина) окончательно не установлено. Индукторами секреции ПрЛ являются раздражение сосков молочных желез, стрессовые ситуации, половые контакты, сон, физическая активность, гипогликемия, эстрогены. Стимулирующее действие на синтез ПрЛ оказывают нейротрансмиттеры (серотонин, ГАМК, гистамин) и эндогенные опиаты, хотя в физиологических условиях оно не существенно. Такое влияние осуществляется путем ингибирования тормозящего действия дофамина, которое вновь проявляется при блокаде опиатных рецепторов налоксоном (специфическим антагонистом морфина). Циркадный характер секреции ПрЛ проявляется в том, что уровень его повышается в ночное время, перед овуляцией, а также изменяется с учетом колебаний в содержании эстрогенов. Так, в постменопаузальный период секреция ПрЛ снижается. Возрастает уровень ПрЛ во время беременности и лактации (физиологическая гиперпролактинемия). Метаболические процессы ПрЛ проходят в почках и печени, в связи с чем при почечной и печеночной недостаточности развивается гиперпролактинемия.
Основным органом-мишенью для ПрЛ является молочная железа, где он в сочетании с другими гормонами стимулирует развитие специфической ткани и лактацию, синтез белков, жиров и углеводов молока. Для поддержания лактации требуется непрерывная секреция ПрЛ, а ее торможение приводит к прекращению лактации. Выявлены рецепторы ПрЛ и в других органах (печень, почки). Взаимодействуя с многими гормонами центральных и периферических структур, ПрЛ играет важную роль в регуляции репродуктивной функции. Гиперпролактинемия сопровождается различными нарушениями этой функции. Она наблюдается у многих женщин при бесплодии (40—50%), аменорее (10—20%) и других нарушениях менструальной функции.
Основными причинами патологической гиперпролактинемии являются: избыточный биосинтез ПрЛ при гиперфункции гипофиза; гипоталамо-гипофизарная недостаточность по типу синдрома Шиена (синдром «пустого» турецкого седла); нарушение функции гипоталамуса со снижением продукции ПИФ; аденомы гипофиза, состоящие из клеток, вырабатывающих ПрЛ; гормонально-неактивные опухоли, повреждающие гипоталамус; воспалительные процессы гипоталамо-гипофизарной системы; другие гипоталамо-гипофизарные нарушения с избыточной продукцией ПрЛ; акромегалия и синдром Иценко—Кушинга.
Вторичная гиперпролактинемия наблюдается при различных эндокринных заболеваниях (синдромы Штейна—Левенталя, предменопаузальный и предменструальный, адреногенитальный и др.), применении контрацептивных средств (оральные гормональные средства и ВМС), различных лекарственных препаратов (адренергических, прежде всего α- и β-адреноблокаторов, резерпина, транквилизаторов и др.), гормонов (эстрогенов, андрогенов, простагландинов), а также при патологии печени, почек, поджелудочной железы.
Патогенез первичной гиперпролактинемии довольно сложный. Представление о болезни в последние десятилетия существенно изменилось благодаря достижениям нейроэндокринологии. В монографии И.И.Дедова и Г.А.Мельниченко (1985) используются термины «гиперпролактинемический гипогонадизм» (ГГ) и «синдром персистирующей галактореи-аменореи» (СПГА). Первичный ГГ развивается вследствие избыточной секреции ПрЛ пролактофорами при нарушении катехоламинового контроля за ней в связи с патологией продукции пролактолиберина и пролак-тостатина. Гиперфункция пролактофор может приводить в последующем к развитию микро- и макроаденом. Повышение уровня ПрЛ вызывает различные нарушения менструального цикла (ановуляцию, гипоменструальный синдром, аменорею), галакторею, снижение потенции, угнетение стероидогенеза наряду с ги-перандрогенемией. Механизмы развития ановуляции при ГГ различны: сочетанные нарушения выделения ПИФ и люлиберина, катехоламинов; избыток ПрЛ блокирует освобождение люлиберина и нарушает ритмический выброс ЛГ; разнообразные изменения взаимоотношений между гипофизом и гипоталамусом обусловливают патологию менструального цикла, в том числе и ановуляцию. Избыток ПрЛ нарушает стероидогенез в яичниках и надпочечниках, приводя к гипоэстрогенемии и гиперандрогенемии, что в последующем усугубляет гипоталамо-гипофизарно-гонадную дисфункцию. Однако степень многих сдвигов и выраженность различных патологических симптомов не всегда коррелируют со степенью повышения уровня ПрЛ. Агалакторея не всегда сопровождается повышенным уровнем ПрЛ. В период лактации уровень ПрЛ намного ниже (в 10—20 раз), чем в конце беременности, т.е. количество выделяемого молока не коррелирует с уровнем выделения ПрЛ, и связано это со сложной системой регуляции процесса лактации.
Классификация гиперпролактинемий из-за разнообразия их форм представляет определенные затруднения. Различные формы заболевания в историческом плане описывались рядом авторов и называются в литературе по их фамилиям: синдром Аху-мады—Аргонса—дель Кастильо (Argonz, В. del Castillo, 1953) характеризует галакторею-аменорею у нерожавших женщин; синдром Киари—Фроммеля (R. Frommel, 1882; J.Chiari et al., 1855) считается заболеванием, развившимся в послеродовом периоде; синдром Форбса—Олбрайта (AForbes, F. Albright, 1954) отражает микро-и макропролактиному гипофиза, а также опухоли супраселлярной локализации; синдром О'Коннели (O'Connele, 1953) — гиперпролактинемию с галактореей у мужчин. Существует мнение, что перечисленные синдромы у женщин являются стадиями одного заболевания, начавшегося в молодом возрасте с более выраженным проявлением в послеродовом периоде и при длительном течении приводящего к развитию опухолей (микро- и макропролактином). Однако имеется много аргументов против этого. В настоящее время наиболее всеобъемлющей можно считать классификацию, предложенную И.И. Дедовым и Г.А.Мельниченко (1985).
Классификация гиперпролактинемического гипогонадизма
Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 731;