МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ 34 страница

Можно предположить, что существовало несколько при­чин, побудивших Гитлера остаться жить в мужском при­юте. Маловероятно, что мотивы были экономического ха­рактера. За 15 крон, которые он ежемесячно платил за пристанище в приюте, он мог бы найти приличную част­ную комнату. Так что речь, по-видимому, следует вести о какой-то психологической мотивации. Как и многие люди, живущие без родных, Гитлер боялся одиночества. Ему необходимо было какое-то внешнее общение, чтобы хоть как-то компенсировать внутреннее одиночество. Еще боль­ше ему необходимы были слушатели, на которых он мог производить впечатление. Все это он и получал в муж­ском приюте, обитатели которого чаще всего были изгоя­ми общества. Это были одинокие и убогие люди, не знав­шие нормальной жизни. Гитлер конечно же был умнее, сильнее и энергичнее, чем они. Они играли в его жизни ту же самую роль, что и его друзья детства, товарищи по

играм — Кубичек и другие. Они давали ему возможность развивать свои задатки и способности, оттачивать ора­торское искусство, учиться впечатлять и внушать и т. д. Занимаясь рисованием в общем зале, Гитлер имел обык­новение неожиданно прерывать работу и произносить страстные политические речи. Это были своего рода репе­тиции к будущим всенародным "спектаклям". Так приют стал для Гитлера стартовой площадкой политического демагога.

Если мы задумаемся над существованием Гитлера в то время, то возникает важный вопрос: а не проснулась ли в нем способность к длительному труду? Не превратился ли он из бездельника в относительно удачливого мелкого пред­принимателя? Не нашел ли он все же самого себя и не обрел лес душевное равновесие?

С первого взгляда складывается впечатление, что можно говорить о позднем созревании молодого человека... Но можно ли это считать нормой? Если бы это было так, то более детальный анализ эмоционального развития Гитле­ра был бы совершенно излишним. Вполне достаточным было бы констатировать, что в возрасте 23-24 лет Гит­лер, преодолев некоторые юношеские трудности своего ха­рактера, стал уравновешенным, хорошо приспособленным молодым человеком.

Но если рассмотреть ситуацию детально, то такая интерпретация едва ли состоятельна. Перед нами чело­век огромной жизненной силы, одержимый манией вели­чия и рвущийся к власти, намеревающийся стать ху­дожником или архитектором. Как же реализуются его стремления?

В отношении искусства он потерпел полный крах; из него получился только мелкий делец. В стремлении к самолюбованию он кое-чего достиг: он выступал перед отдельными людьми и группами и умел, произвести впе­чатление, однако ему не удалось заставить этих людей служить себе. Если бы Гитлер был человеком мелкомас­штабным, без особых иллюзий и идеалов, то он, воз­можно, был бы удовлетворен своей жизнью и быстро при­вык бы к постоянному заработку от продажи своих кар­тин, который позволял ему поддерживать мелкобуржу­азное существование. Но не такой он был человек — Адольф Гитлер. Месяцы тяжкой нужды научили его в случае необходимости не гнушаться любым трудом, но характер его не изменился, а лишь утвердился и окреп. Он остался самовлюбленным нарциссом, полным нена­висти и зависти ко всем, кроме самого себя, и лишен­ным интереса к кому бы то ни было. Он жил в атмосфере раздвоения между фантазией и реальностью, но главным мотивом его жизни было стремление к власти и завоева­нию мира. Конкретных представлений, целей и планов относительно реализации своего честолюбия и жажды власти у него не было.

Мюнхен

Бесцельная венская жизнь кончилась внезапно: Гитлер решил переехать в Мюнхен, чтобы пытаться снова посту­пить в Академию художеств. О ситуации в Мюнхене он почти ничего не знал; меньше всего он беспокоился о том, удастся ли ему там зарабатывать на жизнь продажей картин и обеспечить себе хотя бы такой же доход, какой он имел в Вене. Он просто накопил немного денег, купил билет и сел в поезд на Мюнхен. Он ничего не продумал и в очередной раз ошибся. Мечта поступить в мюнхенскую Академию художеств не могла осуществиться. Здесь было меньше шансов — мало интереса к живописи — и для продажи картин. Смит пишет, что Гитлер продавал свои картины в кафе и пивных, где демонстрировал их посети­телям, переходя от столика к столику. По словам Мазе­ра, в декларации о доходах Гитлер писал, что его зарабо­ток составлял около 100 марок в месяц (приблизительно столько же он зарабатывал в Вене). Нет сомнения, что он и в Мюнхене в основном делал копии и сам продавал свои картины. Его мечта стать великим художником оконча­тельно разбилась, для этого у него не было ни таланта, ни образования.

Стоит ли удивляться, что начало первой мировой вой­ны Гитлер воспринял как знамение, он благодарил небо, так как это событие сразу же избавило его от необходимо­сти принимать самостоятельные решения. Война разрази­лась как раз в тот момент, когда он уже почти готов был признаться в своем поражении как художник. На место неизбежного ощущения унижения пришло чувство често­любия, желание стать "героем". Гитлер был солдатом, со­знающим свой долг, и хотя он не получил повышения в чине, но был награжден за смелость и упивался хорошим отношением командиров. Он не был больше отверженным: теперь он стал героем, он сражался за Германию, за суще­ствование Германии, за ее славу и другие ценности нацио­нализма. Он в полной мере мог отдаться своему детскому пристрастию к военным играм, только теперь речь шла о настоящей войне. Не исключено, что в течение четырех военных лет он чувствовал себя в реальной жизни уверен­нее, чем когда-либо. Он стал совсем другим человеком, он осознавал всю ответственность момента, был дисциплини­рованным и почти совсем расстался с той бесцельной жизнью, которую вел в Вене. Завершение войны он воспринял как свою собственную новую неудачу: поражение и рево­люция. Поражение он мог бы, вероятно, пережить, но не революцию. Революционеры покушались на все, что было свято для Гитлера, мыслящего в духе реакционного наци­онализма, и они победили; они стали героями дня, и прежде всего в Мюнхене, где образовали "Республику Советов", просуществовавшую недолгое время.

Победа революционеров придала деструктивности Гит­лера окончательную и бесповоротную форму. Революция посягала на него самого, на все его ценности и тщеслав­ные мечты. Он отождествлял себя самого с Германией. Он чувствовал себя еще более униженным оттого, что среди участников мюнхенского путча были евреи, в которых он уже много лет видел своих заклятых врагов и которые теперь вынуждали его с горечью наблюдать за крушением его националистических, мелкобуржуазных идеалов. От ощущения столь страшного унижения можно было изба­виться лишь яутем физического уничтожения всех тех, кого он считал виноватыми. Он испытывал злое и мсти­тельное чувство по отношению к союзникам, которые вы­нудили Германию подписать Версальский договор, но это ни в какое сравнение не идет с той ненавистью, которую он питал к революционерам, и особенно евреям.

Неудачи Гитлера обострялись постепенно: сначала это были беды ученика реального училища, затем стороннего наблюдателя венской буржуазии, художника, которому Академия отказала в приеме. Каждый провал наносил его нарциссизму еще более глубокую рану, еще более глубокое унижение; и в той же степени, в какой росли его неудачи, усиливались его мстительные фантазии, слепая ненависть и некрофилия, корни которых следует искать в его злока­чественном инцестуозном комплексе. Когда началась вой­на, казалось, пришел конец его неудачам. Но это было не так, его ждало новое унижение: разгром немецких армий и победа революционеров. На этот раз у Гитлера была возможность отождествить свое личное унижение и пора­жение с поражением и унижением всего общества, нации в целом: это помогло ему забыть свой личный провал. На этот раз не он был разбит и унижен, а Германия. Когда он мстил и спасал Германию, он мстил за себя самого; смы­вая позор Германии, он смывал и свой собственный позор. Теперь он больше не ставил перед собой цель стать вели­ким художником, у него была другая цель — стать вели­ким демагогом. Он открыл ту сферу деятельности, в кото­рой обладал действительным талантом, а следовательно, и реальным шансом на успех.

До этого периода мы не располагаем достаточным кон­кретным материалом, чтобы продемонстрировать наличие сильных некрофильских черт в поведении Гитлера. Мы рассмотрели только характерные предпосылки, которые благотворно воздействовали на развитие этих тенденций: его злокачественный инцестуозный комплекс, его нарцис­сизм, его бесчувственность, отсутствие каких-либо устой­чивых интересов, привычку потакать своим желаниям, его недостаток чувства реальности — все, что неотвратимо вело к неудачам и унижениям. Начиная с 1918 г. мы располагаем богатым материалом о жизни Гитлера, и про­явления его некрофилии становятся все заметнее.

Методологические замечания

Некоторые читатели, возможно, возразят и спросят: "Мо­жет быть, достаточно только доказать некрофилию Гит­лера? Разве его деструктивность вызывает у кого-либо сомнения?"

Конечно, нам не нужно доказывать реальность чрез­вычайно деструктивных действий Гитлера. Но деструк­тивное поведение не всегда является проявлением де­структивного, некрофильского характера. Обладал ли На­полеон некрофильским характером, если он, не колеб­лясь, жертвовал жизнью своих солдат ради своего лич­ного честолюбия и тщеславия? Многие ли известные исто­рии политические и военные деятели, отдававшие распо­ряжения о массовых разрушениях, были некрофилами? Конечно, каждый, кто одобрял разрушения или отдавал распоряжения разрушать, проявлял определенную бес­чувственность. Но есть много причин и обстоятельств, при которых политический лидер или военачальник во­все не некрофильского склада вынужден отдавать при­казы, ведущие к серьезному разрушению. Мы рассматри­ваем в данном исследовании не поведение, а характер. Точнее, речь идет не о том, вел ли себя Гитлер деструк­тивно, а был ли он подвержен страсти к разрушениям и являлась ли она частью его характера. Это не аксиома, это требует доказательств. Когда предметом изучения является личность такого масштаба, как Гитлер, психо­лог должен сделать все возможное, чтобы быть предель­но объективным. Даже если бы Гитлер умер в 1933 г., еще до того, как он эффективно совершил в огромном масштабе много откровенно деструктивных действий, на основе тщательного анализа всей его личности можно было бы поставить диагноз о его некрофильском харак­тере. Масштаб разрушений, начиная с захвата Польши и заканчивая приказом об уничтожении большей части Германии и ее населения, явился бы лишь последним подтверждением этого диагноза его характера. С другой стороны, если бы мы ничего не знали о жизни Гитлера до 1933 г., многие детали его дальнейшего поведения подтвердили бы диагноз тяжелой некрофилии, и они указывали бы не только на то, что он с точки зрения бихевиоризма был человеком, который совершил множе­ство разрушений. Исходя из бихевиоризма, это различие между поведением и мотивирующими силами, конечно, не имеет значения, однако при рассмотрении динамики всей личности и особенно ее бессознательного сектора такое различие существенно. В случае с Гитлером применение психоаналитического метода тем важнее, что он самыми невероятными способами вытеснял знание о том, что он страдает некрофилией в чудовищных размерах.

Деструктивность Гитлера[288]

Для Гитлера объектами деструктивности были города и люди. Архитектор, с воодушевлением планировавший пе­реустройство Вены, Линца, Мюнхена и Берлина, он в то же самое время был и тем человеком, который намеревал­ся разрушить Париж, снести с лица Земли Ленинград и в конечном счете уничтожить всю Германию. Эти его наме­рения не подлежат сомнению. Шпеер пишет, что Гитлер в зените своей славы после осмотра только что захваченно­го Парижа обратился к нему: "Разве Париж не прекрасен? Раньше я часто задумывался, а не надо ли уничтожить Париж? Но когда мы закончим наши планы в Берлине, то мы затмим Париж. Так зачем же его разрушать?" В конце концов Гитлер все-таки отдал приказ о разрушении Пари­жа, приказ, который немецкий комендант Парижа не вы­полнил.

Самым крайним выражением его мании к разрушени­ям зданий и городов был его секретный указ "Сожженная земля", изданный в сентябре 1944 г., где он приказывал в случае оккупации Германии врагом сделать следующее:

Необходимо полностью уничтожить не только промыш­ленные сооружения, газовые заводы, гидро- и электростан­ции, телефонные станции, но и все, что необходимо для под­держания жизни: документы, продовольственные карточки, акты загсов и адресных столов, списки банковских счетов и т. д. Подлежали уничтожению запасы продовольствия, кре­стьянские подворья (включая и скот). Даже те произведения искусства, которые уцелели после налетов авиации, не должны были сохраниться; памятники и дворцы, крепости и церкви, театры и замки — все подлежало уничтожению.

Это, разумеется, также означало и разрушение системы вод о- и электроснабжения, ликвидацию санитарных уч­реждений и т. д. Таким образом, по этому плану милли­оны людей, не сумевших уехать, должны были стать жерт­вами голода, холода и болезней. Для архитектора Шпее­ра, который не только не был некрофильским разрушите­лем, но скорее всего был биофилом, этот указ стал причи­ной разрыва отношений с Гитлером. Шпеер попытался найти поддержку у некоторых генералов и партийных фун­кционеров, которые не были заражены гитлеровской стра­стью к разрушениям. Он рисковал жизнью, саботируя при­казы Гитлера. Фактически благодаря его усилиям, а так­же некоторым обстоятельствам гитлеровская программа "Сожженная земля" не была осуществлена.

Страсть Гитлера к разрушению зданий и городов осо­бенно заслуживает внимания, поскольку она связана с его любовью к архитектуре. Можно было бы даже утверж­дать, что его планы по восстановлению городов служили оправданием того, что сначала он их разрушил. Но я все же полагаю, что было бы ошибкой пытаться объяснить его интерес к архитектуре только тем, что это было вы­теснением его страсти к разрушению. Все же интерес к архитектуре, по всей вероятности, был настоящим. Мож­но предположить даже, что это был его единственный ин­терес, если не считать стремления к власти и победе.

Деструктивность Гитлера убедительно подтверждают оккупационные планы в отношении Польши. Поляки подлежали культурной стерилизации, они не имели пра­ва на свою культуру: преподавание в школах должно было ограничиваться небольшим курсом немецкого языка, а также изучением дорожных знаков. Преподавание гео­графии не должно было выходить за рамки того факта, что Берлин — столица Германии. Математика считалась совершенно излишней, так же как ненужным считалось медицинское обслуживание, уровень жизни должен был быть сведен к минимуму. Польское население рассматри­валось исключительно как источник рабочей силы (т. е. как рабы!). Первые человеческие объекты, которые Гитлер прика­зал уничтожить, были "умственно отсталые". Уже в "Майн кампф" Гитлер писал: "Исходя из здравого смысла, сле­дует запретить воспроизводство людей неполноценных... все действия и меры по предотвращению дефектного по­томства следует считать самыми гуманными... Неизлечи­мо больные должны быть изолированы. И хотя это вы­глядит жестоко по отношению к несчастным и стражду­щим, это в то же время является высшим благом для их сограждан и потомков".

Позднее эти идеи были претворены в жизнь, все "не­полноценные" люди были не только изолированы, но и уничтожены. А среди ранних проявлений деструктивнос­ти Гитлера следует назвать вероломное убийство Эрнста Рема (за несколько дней до гибели Рема видели друже­любно беседующим с Гитлером) и других руководителей штурмовых отрядов, продиктованное соображениями по­литической тактики (фашистам надо было успокоить про­мышленников и генералитет, избавившись от деятелей "антикапиталистического" крыла движения).

То, что Гитлер находился в плену постоянных деструк­тивных идей, проявилось в его высказываниях о мерах, которые он собирался предпринять в случае путча в стра­не (как в 1918 г.). Он считал необходимым немедленно уничтожить всех вождей оппозиционных политических движений, включая католических и всех узников концент­рационных лагерей.

Главными жертвами должны были стать евреи, поля­ки и русские. Мы хотим здесь остановиться только на уничтожении евреев. Факты слишком хорошо известны, чтобы нужно было обсуждать их в частности. Однако сле­дует подчеркнуть, что систематическая кровавая распра­ва над евреями началась лишь во время второй мировой войны. У нас нет свидетельств того, что до начала войны Гитлер собирался истребить евреев: политика нацистов была направлена на поддержку еврейской эмиграции из Германии, и правительство даже принимало специальные меры, облегчающие евреям выезд из страны. Но вот 30 ян­варя 1939 г. Гитлер вполне откровенно заявил министру иностранных дел Чехословакии Хвалковскому: "Мы собираемся уничтожить евреев. Они не смогут избежать наказания за то, что они сделали 9 ноября 1918 г. День расплаты настал". В тот же день, выступая в рейхстаге, он сказал по сути то же самое, но в более завуалирован­ной форме: "Если международным банкирам-евреям, на­ходящимся в Европе или за ее пределами, удастся во­влечь народы в новую войну, ее результатом будет не все­мирный большевизм, т. е. не победа иудаизма; это будет конец евреев в Европе"[289].

Слова, сказанные Хвалковскому, особенно интересны с психологической точки зрения. Гитлер выступает здесь без всякого камуфляжа, без попыток к рационализации или оправданию своих намерений (например, тем, что ев­реи представляют опасность для Германии). Он выдает истинный мотив — желание отомстить за "преступление", которое несколько евреев-революционеров совершили двад­цать лет тому назад. Садистский характер его ненависти к евреям сквозит в словах, сказанных в кругу ближай­ших сотрудников по партии после партийного собрания: "Гнать их с работы, в гетто, за решетку, пусть подохнут, они того заслуживают, и немецкий народ будет смотреть на них, как разглядывают диких зверей".

Гитлеру казалось, что евреи отравляют арийскую кровь и арийскую душу. Чтобы понять, как это чувство связано со всем его некрофильским комплексом, обратимся к дру­гой, казалось бы, совершенно не связанной с этим заботе Гитлера — к сифилису. В "Майн кампф" он говорит о сифилисе как об одной из "жизненно важных проблем на­ции". Он пишет:

Наряду с политическим, нравственным и моральным за­ражением, которому люди подвергаются уже много лет, су­ществуют не менее ужасные бедствия, подрывающие здоровье нации. Сифилис, особенно в больших городах, распространя­ется все шире и шире, в то время как туберкулез снимает жатву смерти уже по всей стране.

В действительности это было не так. Ни туберкулез, ни сифилис не представляли угрозы в таких масштабах, которые пытается приписать им Гитлер. Но это типичная фантазия некрофила: боязнь грязи, отравы и любой ин­фекции. Перед нами — выражение некрофильской уста­новки, заставляющей рассматривать внешний мир как ис­точник грязи и заразы. Скорее всего, ненависть Гитлера к евреям имела ту же природу. Инородцы ядовиты и за­разны, как сифилис. Следовательно, их надо искоренять. Дальнейшее развитие этого представления ведет к идее, что они отравляют не только кровь, но и душу.

Чем более сомнительной становилась для Гитлера победа в войне, тем сильнее в нем проявлялись собственные разру­шительные тенденции. Каждый шаг на пути к пораже­нию сопровождался все новыми и новыми кровавыми жертвами. В конце концов настало время истреблять са­мих немцев. Уже 27 января 1942 г., т. е. более чем за год до Сталинграда, Гитлер сказал: "Если немецкий народ не готов сражаться для своего выживания, что ж, тогда он должен исчезнуть". Когда поражение стало неизбежным, он отдал приказ, приводивший в исполнение эту угро­зу, — приказ о разрушении Германии: ее почвы, зданий, заводов и фабрик, произведений искусства. А когда рус­ские были уже на подступах к бункеру Гитлера, настал момент великого финала разрушения. С ним вместе должна была умереть его собака. Его возлюбленная, Ева Браун, которая приехала в Берлин, нарушив его приказ, чтобы разделить с ним смерть, тоже должна была умереть. Рас­троганный преданностью фрейлейн Браун, Гитлер возна­градил ее, вступив с ней здесь же в законный брак. Готов­ность умереть за него была, пожалуй, единственным дей­ствием, которым женщина могла доказать ему свою лю­бовь. Геббельс тоже остался верен человеку, которому он продал душу. Он приказал своей жене и шестерым мало­летним детям принять смерть вместе с ним. Как всякая нормальная мать, жена Геббельса никогда бы не убила своих детей, тем более под действием дешевых пропаган­дистских аргументов, с помощью которых Геббельс пы­тался ее убедить. Но у нее не было выбора. Когда ее в последний раз пришел навестить Шпеер, Геббельс ни на минуту не оставил их вдвоем. Она только смогла сказать, что счастлива, поскольку там с ними нет ее старшего сына (от предыдущего брака)[290]. Поражение и смерть Гит­лера должны были сопровождаться смертью всех, кто его окружал, смертью всех немцев, а если бы это было в его власти, то и разрушением всего мира. Фоном для его ги­бели могло быть только всеобщее разрушение.

Но вернемся к вопросу, можно ли оправдать действия Гитлера традиционно понимаемыми "государственными интересами", т. е. отличался ли он как человек от множе­ства других государственных мужей и военачальников, которые объявляли войны и тем самым посылали на смерть миллионы людей. В некоторых отношениях Гитлер был совершенно таким же, как и руководители многих других государств, я было бы ханжеством считать его военную политику чем-то из ряда вон выходящим в сравнении с тем, что, как свидетельствует история, делали другие ли­деры других сильных держав. Но в Гитлере поражает не­соответствие между теми разрушениями, которые произ­водились по его прямому приказу, и оправдывавшими их реалистическими целями. Многие его действия, начиная с уничтожения миллионов и миллионов евреев, русских и поляков и кончая распоряжениями, обрекавшими на унич­тожение немцев, нельзя объяснить стратегической целесо­образностью. Это, без сомнения, результаты страсти к раз­рушению, снедавшей некрофила. Этот факт часто затем­няется тем, что при обсуждении действий Гитлера речь идет главным образом об истреблении евреев. Но евреи были не единственным объектом, на который он направ­лял свою страсть к разрушению. Гитлер, несомненно, не­навидел евреев, но мы бы не погрешили против истины, сказав, что одновременно он ненавидел и немцев. Он нена­видел человечество, ненавидел саму жизнь. Чтобы это стало яснее, попробуем взглянуть на другие проявления его не­крофилии.

Давайте прежде всего посмотрим на некоторые спон­танные проявления некрофильской ориентации Гитлера. Вот Шпеер рассказывает о его реакции на финальные кадры кинохроники, посвященной бомбардировкам Вар­шавы: Ханфштевгль рассказывает о разговоре, состоявшемся в середине 20-х гг., в котором он пытался убедить Гит­лера посетить Англию. Перечисляя достопримечательнос­ти, он упомянул Генриха VIII. Гитлер оживился: "Шесть жен — гм, шесть жен — неплохо, и двух из них он от­правил на эшафот. Нам действительно стоит поехать в Англию, чтобы пойти в Тауэр и посмотреть на место, где их казнили. Это стоит посмотреть". И действительно, это место казни интересовало его больше, чем вся остальная Англия.

Весьма характерной была его реакция в 1923 г. на фильм "Fridericus Rex" ("Король Фридрих"). По сюжету фильма отец Фридриха хочет казнить своего сына и его друга за попытку бежать из страны. Еще в кинотеатре и потом, по пути домой, Гитлер повторял: "Его (сына) тоже надо убить — великолепно. Это значит: долой голову с каждого, кто погрешит против государства, даже если это твой собственный сын!" Затем он развил эту тему, сказав, что такой метод надо применить и к французам (которые в это время оккупировали Рурскую область), и заключил: "Ну так что же, придется сжечь десяток наших городов на Рейне и в Руре и потерять несколько десятков тысяч человек!"

Не менее характерными были шутки, которые Гитлер любил повторять. Он придерживался вегетарианской дие­ты, но гостям подавали обычную еду. "Если на столе по­являлся мясной бульон, — вспоминает Шпеер, — я мог быть уверен, что он заведет речь о «трупном чае»; по по­воду раков он всегда рассказывал историю об умершей старушке, тело которой родственники бросили в речку в качестве приманки для этих существ; увидев угря, он объяснял, что они лучше всего ловятся на дохлых кошек". На лице у Гитлера постоянно было выражение брезгли­вости, словно он принюхивался к неприятному запаху. Эта мина хорошо различима на многих его фотографиях. Смех его был неестественным. На фотографиях видна при­нужденная, самодовольная ухмылка. Особенно ярко запе­чатлелась она в кадрах кинохроники, снятых, когда он был на гребне удачи, сразу после капитуляции Франции, в железнодорожном вагоне в Компьене. Выйдя из купе, он пляшет некий "танец", похлопывая себя руками по ляж­кам и по животу, а затем гнусно улыбается, будто только что проглотил Францию[291].

Еще одной чертой, выдающей в нем некрофила, явля­ется скука. Ярким проявлением этой характерной формы безжизненности были его застольные беседы. В Оберзальцберге Гитлер и окружавшие его люди, пообедав, шли в павильон, где им подавали чай, кофе, пирожные и другие лакомства. "Здесь, за чашкой кофе, Гитлер пускался в длиннейшие монологи. То, о чем он говорил, было в ос­новном известно собравшимся, поэтому они почти не слу­шали его, а лишь изображали внимание. Иногда Гитлер сам засыпал посреди своих разглагольствований. Тогда компания продолжала беседовать шепотом в надежде, что он своевременно проснется к ужину". Потом все шли об­ратно в дом, и два часа спустя подавали ужин. После ужина показывали два кинофильма. Затем какое-то вре­мя все обменивались впечатлениями от фильмов, обычно довольно банальными. Примерно к часу ночи некоторые уже не могли сдерживать зевоту, хотя делали над собой усилие, чтобы казаться бодрыми. Но все продолжали об­щаться. В унылой беседе проходил еще час или больше, оставляя ощущение пустоты. Наконец Ева Браун, обме­нявшись с Гитлером несколькими словами, получала раз­решение уйти к себе наверх[292]. Через четверть часа, поже­лав собравшимся доброй ночи, удалялся и Гитлер. Теперь оставшиеся могли расслабиться, и нередко за этими часами общего оцепенения следовала веселая вечеринка с шам­панским и коньяком[293].

Во всех этих чертах отчетливо проявлялась страсть Гитлера к разрушению. Однако ни миллионы немцев, ни политики всего мира не смогли этого увидеть. Наоборот, они считали его патриотом, который действует из любви к родине; немцы видели в нем спасителя, который избавит страну от унижений Версальского договора и от экономи­ческой катастрофы, великого зодчего новой, процветаю­щей Германии. Как же могло случиться, что немцы и дру­гие народы мира не распознали под маской созидателя этого величайшего из разрушителей?

На это было много причин. Гитлер был законченным лжецом и прекрасным актером. Он заявлял о своих миро­любивых намерениях и после каждой победы утверждал, что в конечном счете все делает во имя мира. Он умел убеждать — не только словами, но и интонацией, ибо в совершенстве владел своим голосом. Но таким образом он лишь, вводил в заблуждение своих будущих врагов. Как-то, беседуя с генералами, он заявил: "У человека есть чувство прекрасного. Каким богатым становится мир для того, кто умеет использовать это чувство... Красота долж­на властвовать над людьми... Когда закончится война, я хочу посвятить пять или десять лет размышлениям и ли­тературной работе. Войны приходят и уходят. Остаются только ценности культуры..." Он заявлял о своем жела­нии положить начало новой эре терпимости и одновремен­но обвинял евреев в том, что с помощью христианства они посеяли нетерпимость.

Вытеснение деструктивности

Рассуждая таким образом, Гитлер, пожалуй, на сознатель­ном уровне и не лгал. Он просто входил в свои прежние роли "художника" и "писателя", ибо так никогда и не признал своей несостоятельности в этих областях. Однако такого рода высказывания имели еще одну, более важную функцию, имевшую прямое отношение к "стержневым" свойствам его характера. Функция эта заключалась в вы­теснении мысли о собственной деструктивности. Прежде всего в форме рационализации. Всякое разрушение, кото­рое производилось по его приказу, имело рациональное объяснение: все это делалось во имя спасения, процвета­ния и триумфа немецкого народа и с целью защиты от врагов — евреев, русских, а затем англичан и американ­цев. Он просто повиновался биологическому закону вы­живания. ("Если я и верю в какую-нибудь божественную необходимость, то это необходимость сохранения видов".} Иначе говоря, отдавая разрушительные приказы, Гитлер был убежден, что намерения его благородны и что он про­сто исполняет свой "долг". Но он упорно вытеснял из сво­его сознания собственное стремление к разрушению, избе­гая таким образом необходимости глядеть в лицо подлин­ным мотивам своих действий.

Еще более эффективным способом вытеснения являют­ся определенные реактивные образования. Явление это хорошо известно в клинической практике: человек как бы отрицает какие-то черты своего характера, развивая в себе прямо противоположные качества. Примером реактивного образования было вегетарианство Гитлера. Не всякое ве­гетарианство выступает в такой функции. Но у Гитлера это, по-видимому, было именно так, ибо он перестал есть мясо после самоубийства своей племянницы Гели Раубаль, которая была его любовницей. Как показывает все его поведение в тот период, событие это вызвало у него острое чувство вины. Даже если исключить высказывавшиеся в литературе предположения, что он сам убил ее в припадке ревности к одному еврейскому художнику, — для этой версии нет доказательств, — все равно есть основания винить в этой смерти Гитлера. Он держал ее взаперти, был необычайно ревнив и в то же время с увлечением ухаживал за Евой Браун. После смерти Гели он впал в депрессию и устроил своеобразный поминальный культ: ее комната оставалась нетронутой, пока он жил в Мюнхене, и он посещал ее каждое Рождество. Отказ от мясной пищи был, несомненно, искуплением вины и "доказательством" его неспособности к убийству. Возможно, тем же объясня­ется и его нелюбовь к охоте.








Дата добавления: 2014-12-14; просмотров: 441;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.