Глава 1. Ассортимент и товароведные характеристики 5 страница
4. "Песнь песней"
Вопрос 3
"Песнь о Роланде" - это произведение по жанру
1. средневековый рыцарский эпос
2. античная трагедия
3. богословский трактат
4. античная комедия
Вопрос 4
Рыцарский эпос "Песнь о Нибелунгах" был написан
1. в Англии
2. во Франции
3. в Германии
4. в Древнем Риме
Вопрос 5
Для какого средневекового архитектурного стиля характерны полукруглые
сводчатые арки?
1. романский
2. коринфский
3. дорический
4. готический
Вопрос 6
В каком архитектурном стиле построен Собор Парижской Богоматери?
1. романский
2. готический
3. классический
4. барокко
Блок 2. Культура Византии
Византия представляет собой самоценный тип культуры, несмотря на
пережитое ею воздействие сирийцев, арабов, коптов, мавров, германцев,
славян, тюрков, армян, грузин, что объясняется многонациональным
характером византийского государства. Византийская империя возникла в IV
в. при распаде Римской Империи в ее восточной части и существовала до
середины XV в. Столицей Византии был Константинополь, основанный
императором Константином I в 324 – 330 гг.
Этнический состав Византии был крайне пестрым, но преобладающую
роль в экономике и культуре играли греки. С XII в. до конца существования
государственным языком Византии был греческий.
Византийская культура впитала в себя античное наследие и культуру
населявших ее народов. Однако влияние античности выхолащивалось
церковью и деспотией. В Византии существовала народная культура: эпос,
басни, фольклорные песни, языческие празднества. Отличие византийской
культуры от западной – слабое культурное влияние варваров.
Центры византийской культуры – Константинополь, провинциальные
центры, монастыри, феодальные поместья.
Через Византию, бывшую до XII в. самым культурным государством
Европы, до нас дошли римское право, античные литературные источники,
утерянные на Западе. Греческие ученые и художники внесли весомый вклад
в мировой культурный процесс, его развитие. Византийская ремесленная
техника, архитектура, живопись, литература, естествознание, гражданское и
каноническое право способствовали формированию средневековой культуры
других народов.
Византия была самодержавной монархией. Власть императора
(василевса) не ограничивалась: он и высший судья, и командующий армией,
в его ведении и вопросы внешней политики). Власть его не наследовалась.
Отсюда – узурпация власти, заговоры.
В Византии отсутствовала экономическая и административная автаркия
церкви. Существовало пять равноправных патриархий: Рим,
Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим.
Победа официального православия повлекла за собой закрытие
Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г. и
означала фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии
прочно утвердилась церковная литература.
На базе церковных канонов и Священного писания основывается
христианское учение. Наиболее известные отцы восточной церкви – Иоанн
Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Феодорит Критский. Этот
период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным
философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское,
скептическое учение с примесью элементов философии Платона и
Аристотеля.
Второй период византийской философии – это иконоборчество,
идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор
Студит.
В третьем периоде развиваются рационалистические философские
концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать
природу вещей, приводить эти знания в систему.
Последний период византийской философии характеризуется развитием
религиозно-мистического направления как реакции на рационализм.
Наиболее известен исихазм (Григорий Палама). Имеет сходство с Йогой:
очищение сердца слезами, психофизический контроль для достижения
единения с Богом, самососредоточение сознания.
Влияние византийской литературы на европейскую очень велико,
неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. в
византийских библиотеках можно было встретить не только греческие
рукописи, но и их славянские переводы. Некоторые произведения
сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены.
Собственно византийская литература появляется в VI – VII вв., когда
греческий язык становится господствующим.
Памятники народного творчества до нашего времени почти не
сохранились. По мнению западноевропейских ученых, византийская
литература считалась «архивом эллинизма», недооценивался ее свободный
характер, между тем византийская литература самобытна, и можно говорить
об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской,
сирийской, персидской, коптской литератур, хотя эллинизм проявлялся более
отчетливо.
Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман Сладкопевец, император
Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский
Софроний.
Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в
музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета, глубина и
аскетичность музыки). Из тысячи написанных им гимнов сохранилось около
80. По форме это повествование с элементами диалога, по стилю – сочетание
учености и назидательности с поэзией.
В византийской литературе популярно историческое повествование в
стиле Геродота. Это Прокопий, Петр Патрикий, Агафия, Менандр,
Протиктор и другие.
Лучшие писатели, воспитанные в античных школах на языческих
традициях, – Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн
Златоуст.
Влияние Востока наблюдается в патериках – рассказах о пустынниках-
аскетах. В период иконоборчества возникают жития святых и их
двенадцатимесячные сборники «Четьи-Минеи».
После иконоборчества, с IХ в., появляются исторические хроники с
церковной направленностью.
Среди литературных деятелей следует отметить патриарха Фотия и
императора Константина VII Багрянородного.
Фотий был высокообразованным человеком, а его дом – ученым
салоном. Его ученики занимались составлением словаря-лексикона. Самое
выдающееся произведение Фотия – его «Библиотека» или «Многокнижие»
(880 глав). В них содержатся сведения о греческих грамматиках, ораторах,
философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических
произведениях (апокрифы, сказания).
Константин Багрянородный за свой счет издавал обширные сборники и
энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью. По
его приказу была составлена историческая энциклопедия.
В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность,
стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка,
резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.
Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют
строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается
лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко
проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.
Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми
религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи
божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для
участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего».
Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего
пространства.
Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень
простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялись
кирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а
иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком.
Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую
фактуру. Кирпич, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным
материалом, определявшим внешний облик многих византийских
сооружений. Характерным архитектурным элементом были суженные
арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна, нередко
разделявшихся колонками и объединенных наружной аркой над ними.
Популярная тема византийской архитектуры – аркады на высоких
колоннах с корзинообразными капителями. Такие аркады часто охватывали
фасад на всем его протяжении.
Происхождение византийского церковного здания следует искать в
античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и
торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали
строиться христианские храмы-базилики.
Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному
прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая
алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует
поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает
прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре
фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент,
как в античности, а на подушки – пульваны, лежащие на капителях и
распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.
Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы
(их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил
тип крестово-купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной
части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От
центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так
называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-
купольной церковью.
Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой
Софии в Константинополе. Она была построена в 532 – 537 гг. зодчими
Анфимием из Тралл и Исидором из Милета во времена императора
Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря
особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам,
он как бы парит в воздухе.
Купол опирается на 40 радиальных арок. Переход от купола к
четырехугольному подкупольному квадрату осуществляется посредством
сферических треугольников – парусов. Малые купола расположены по углам,
ниже центрального купола.
Боковые апсиды ограничены аркадами, колонны которых были
выполнены из порфира и малахита. Низ стен облицован мраморами, а верх –
мозаиками.
Арки нефов поддерживают свыше ста колонн. Капители колонн
украшены искусной резьбой по мрамору. Высота здания с куполом 55 м.
Храм в плане имеет размеры примерно 80x72 м. В него ведет девять дверей,
на средней из которых помещено мозаичное изображение Христа,
благословляющего верующих, и надпись «Мир – Вам. Я – свет мира».
Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и
нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-
София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь
Гекаты и Дианы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вопрос 1
Какой город был столицей Византии?
Вопрос 2
Какой народ играл преобладающую роль в экономике и культуре Византии?
1. =греки
2. римляне
3. готы
4. гунны
Вопрос 3
Кто был представителем византийского исихазма?
1. Иоанн Златоуст
2. Василий Великий
3. Иоанн Дамаскин
4. Григорий Палама
Вопрос 4
Какое самое знаменитое архитектурное сооружение в Византии?
1. собор Святой Софии
2. собор Нотр Дам
3. Колизей
4. Парфенон
Вопрос 5
Как звали византийского представителя поэзии гимнов?
1. Григорий Палама
2. Роман Сладкопевец
3. Иоанн Дамаскин
4. Дионисий Ареопагит
Блок 3. Культура арабского Востока
Культура Арабского Востока формировалась под преимущественным
влиянием ислама. Исламская культура богата философскими и
художественными традициями. Философия, представленная Фараби, Ибн
Синой, Ибн Рушдом и др., внесла весомый вклад в мировую мысль.
Фараби (870 – 950) развивал идеи Аристотеля. К нему восходит
распространенное в средневековой арабо-исламской философии деление
рассуждений на пять типов, исходя из которого решался вопрос о
соотношении философии, теологии и религии. Фараби разрабатывал учение
об идеальном обществе. Оно должно основываться на принципах, общих и
человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу.
Естественно, что это учение отличалось энциклопедичностью.
Ибн Сина (Авиценна) жил в XI в. Он автор фундаментальных трудов, в
которых систематизировались все современные ему научные знания. В этой
систематизации он – последователь Аристотеля. Философское и
медицинское наследие Ибн Сины оказало большое влияние на развитие
науки в странах Востока и Запада.
Ибн Рушд (Аверроэс, 1126 – 1198) – арабо-испанский философ.
Большинство его философских трудов – комментарии к сочинениям
Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, но
отнюдь не теологами, так как только они оперируют доказательствами. Ибн
Рушд доказывал извечность мира, отвергал чудеса, индивидуальное
бессмертие, первоначало сущего (бога) отождествлял с природой вещей.
Халифы, шахи, султаны содержали армию придворных поэтов и не
жалели средств на это. И проза, и поэзия, которая также воспевала Аллаха и
Мухаммеда в одах, касыдах и панегириках, стали важнейшими элементами
искусства слова, представляющего вместе с каллиграфией представляют
некую художественно-религиозную целостность.
Каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и
эмоциональное значение. Письмо сравнивается с объектами красоты и
эмоциональной привлекательности, такими, как драгоценности, цветы, сады
и ткани. Даже форма букв служила символом, являя собой, особенно в
религиозных текстах, слияние религии и искусства.
С VII в. появляется и нерелигиозная, светская литература: сборники
афоризмов, пословиц, рассказы и басни, сказки, из которых наиболее
известны «Сказки тысячи и одной ночи».
В исламе не жалели денег ни на строительство храмов, ни на
строительство образовательных учреждений при них.
Образование в исламских странах всегда было религиозным и
находилось под попечительством духовных властей. Имам и мулла мечети
были одновременно учителями в мектебе, т. е. школы при мечети, куда
принимали учиться мальчиков школьного возраста.
При больших мечетях в крупных городах существовали медресе, где
обучались будущие специалисты по исламу, богословы и законоведы.
Успешно окончившие исламские школы и университеты, становились в
ряды знатоков ислама, его истории, догматов, священных текстов. Из их
числа выходили исламские богословы (имамы), обычные духовники, учителя
(муллы), администраторы и судьи (кади, казн), просто образованные
интеллектуалы ислама (улемы).
Главной целью их духовной деятельности было обеспечение
неукоснительного соблюдения всех тех предписаний и обрядов, которые по
заповедям Корана и нормам шариата обязательны для мусульман.
Арабский язык, язык Корана стал языком государственной, научной и
культурной жизни.
Арабские ученые отличались любовью к математике. Усвоив знания
древних греков и индусов, они вводят использование десятичной системы и
нуля, квадратных и кубических корней. Здесь впервые правильно вычислили
размеры Земли, составили самый точный календарь. Успешно развивались
астрономия и астрология. Интенсивно развивались химия и алхимия: арабы в
результате поисков эликсира молодости и философского камня открыли
спирт, скипидар, серную кислоту, изобрели пушки.
Сведения об уровне развития арабской медицины приводятся в трактате
Ибн-Али Усейбии «Источник сведений о различных классах врачей». В нем
помимо данных об уровне развития медицины того времени дан анализ
развития медицины разных регионов Арабского Востока: Ирака, Персии,
Индии, Египта, Ирака, Испании и др. Приводятся сведения о 400 врачах и
уровне их заслуг.
Наибольшей известностью пользовался врач и философ Абу-Али Ибн
Сина (Авиценна), который помимо изучения анатомии человека составил
уникальные рецептурные справочники.
Склонность к систематизации многочисленных научных наблюдений
прослеживается и в филологии, и в биологии, и в географии.
Арабский Восток славился своими картографами: их топографические
карты, составленные высококлассными рисовальщиками во время
путешествий, отличались удивительной точностью.
Большое внимание на Востоке уделялось попыткам осуществить
историографию науки. В трактатах «Происхождение наук» и «Основы
мудрости» Аль-Фараби сделал попытку построить логическую схему
генезиса естественных наук.
Важную роль в ее развитии играло сельское хозяйство. В оазисах
выращивали рис, табак, хлопок, цитрусовые. Было развито и промышленное
производство керамики, ковров, оружия, тканей, благовоний. Третьей
составной частью экономики была торговля, посредством которой арабы
способствовали обмену знаний и предметов искусства между христианской
Европой и Дальним Востоком.
Особенность и специфика мусульманской культуры заключается в ее
многонациональности. Говоря об искусстве, необходимо выделить его общие
характеристики:
• не новаторское, использует приемы и темы искусства завоеванных
народов;
• не имеет единого стиля и распадается на местные школы: турецкую,
персидскую, испано-арабскую, египетскую и т. д.;
• носит религиозный характер;
• антиреальное, ибо ислам запрещает изображение живых существ.
Отрицательное отношение к изображению человека, животных и мира
вообще имеет древнюю традицию в арабо-мусульманском мышлении и
восходит к утверждению древнеарабских принципов негативного отношения
к изображению. Иконоборчество ислама в этом смысле схоже с иудейским
иконоборчеством.
Скульптура и живопись носят чисто декоративный характер и являются
орнаментальным дополнением архитектуры или проявляются в декоративно-
прикладном искусстве.
Мусульманская архитектура отличается роскошным декором. Декор
выполняется в виде фрески, резьбы по камню, гипсу, дереву либо в виде
мозаики из обливных керамических плиток.
Развитие орнаменталистики вызвало к жизни особый тип орнамента –
арабеску. Она прихотливо повторяет один и тот же мотив и отличается
элегантностью и фантастичностью. Помимо арабески используются
геометрический орнамент в виде сложного переплетения лент, состоящих из
геометрических фигур, и эпиграфический фриз – декоративная надпись
куфическим шрифтом. Часто все три вида орнамента причудливо сочетаются
между собой, образуя так называемую арабскую вязь.
Каждый элемент геометрического орнамента – знак, символ. Например,
треугольник – «око бога», а квадрат – символ Аллаха. Наложение двух
квадратов в виде восьмиугольной звезды – символ исламской веры. Такой
орнамент «читается» как книга.
Типы архитектурных построек разнообразны. Самый
распространенный – мечеть. Переводится как «место поклонения».
Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом.
Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах,
представляли собой нередко великолепные сооружения.
Внутреннее помещение мечети выглядит скромно, даже если закрытая
часть его устлана богатыми коврами. Здесь нет ни идолов, ни украшений, ни
музыкальных инструментов. Требования ислама определили характер и
планировку арабских мечетей, в основе которых – кубическая композиция
Каабы. Отсутствие ритуальных шествий и непременное омовение перед
молитвой обусловили простую форму дворовой мечети с галереей вокруг
двора и бассейном в центре.
Внутри мечети находится михраб – ниша, указывающая в сторону
Мекки. Эта ниша сходна с алтарем. Рядом помещается трибуна
проповедника – минраб. Наиболее известны мечети в Исфахане (Иран),
Дамаске (Сирия), Кордове (Испания). Мечети обычно используются не
только как храмы, но и в качестве своеобразного местного культурного
центра, места собраний правоверных во всех важных случаях жизни.
Важная часть мечети минарет – высокая башня, с которой мулла
созывал мусульман на молитву. В зависимости от местности или времени
постройки ее форма варьировалась: квадратная или круглая в плане.
Местные архитектурные традиции менялись в угоду канонам ислама, и
появлялись нехарактерные для него формы мечетей.
Наиболее распространенная светская постройка – дворец. Как и в
мечети, в арабских дворцах обязателен один или несколько внутренних
дворов с бассейнами, окруженных галереей, вокруг которых группируются
жилые и парадные покои.
Широко распространены были в исламской архитектуре также
мавзолеи – тюрбе. Мавзолей – это гробница, увенчанная куполом. Последний
взлет исламской архитектуры в Индии – мавзолей Тадж-Махал, построенный
шахом Джалилем для своей любимой жены. Этот мавзолей завершает
традицию архитектуры мавзолеев.
В качестве общественных построек наиболее распространены караван-
сарай и базар. Базар был средоточием религиозно-культурной и
политической жизни того времени. Караван-сарай – постоялый двор для
путешествующих, купцов и паломников. При нем обязательно находились
больница, мечеть, другие общественные постройки, расположенные вокруг
обширного двора.
Крыши в зданиях делались плоскими. Жилые дома делились на
мужскую и женскую половины – подворно и поэтажно. В случае
двухэтажной структуры городского жилого дома верхний этаж нередко
выступал в сторону улицы и имел зарешеченные балкончики типа эркеров.
Характерные особенности мусульманской архитектуры:
• прямоугольные планы;
• луковичные купола;
• контраст между простотой фасада и богатством внутреннего
убранства;
• арки различных форм: в виде замочной скважины, многолепестковые,
подковообразные, круглые, стрельчатые и т.п.;
• тонкие колонны,
• перекрещивающиеся многоярусные аркады.
Появляется активное введение цвета в виде сплошных покрытий
куполов, пиштаков, минаретов керамической поливной облицовкой с
преобладанием небесно-голубого цвета, инкрустированной мозаичными
вкраплениями синего, зеленого, белого и черного цветов, что создает на
общем фоне желтовато-серых кирпичных стен совершенно особый,
своеобразный декоративно-колористический эффект. Основной материал
архитектурных сооружений – кирпич.
Культура арабского Востока, распространившись на огромную
территорию, оказала большое влияние не только на искусство и образ жизни
исламских государств, но и на культуру тех народов, с которыми
контактировала на протяжении всей своей истории.
АУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 6.
КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
Блок 1. Гуманизм эпохи Возрождения
Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так
называемого переходного периода (от Средневековья к культуре Нового
времени). Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного
процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают
многие народы в разные исторические периоды.
Это исторический процесс идейного культурного развития, связанный
не только с возрождением античности, но прежде всего с коренными
изменениями в мировоззрении людей, с поворотом от религиозно-
космических воззрений к гуманистическим, с освобождением человека от
небесно-земной иерархии и утверждением его самостоятельной и активной
силой мира.
То, что принято называть Возрождением, или, по-итальянски,
Ренессансом, было утверждением преемственности великой античной
культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры
называли себя гуманистами. Истинный гуманизм провозглашает право
человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального
устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности
в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут.
Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически
означала конец культуры Средневековья.
Периодизация. Хронологически итальянское Возрождение делится на
четыре периода:
1. Проторенессанс (вторая половина XIII – XIV вв.) – носит переходный
характер от культуры Средневековья к культуре Возрождения, когда
последняя вызревает в рамках первой.
2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) (XV в.) – представляет
культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными
особенностями.
3. Высокое Возрождение (70-е гг. XV в. – 1530) – наивысший расцвет
культуры Возрождения.
4. Позднее Возрождение (1530 – 1590) – спад в развитии культуры
Италии, связанный, прежде всего, с потерей независимости, с войнами,
прокатившимися по ее территории, и с усилением власти церкви.
Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в философско-
эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко
выраженный светский характер, противостояло духовному господству
церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый,
кардинально отличный от средневекового, взгляд на человека и его место в
мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном
мировоззрении эпохи, носителем которой выступала городская ремесленная
среда.
Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в широком
использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая»
культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем
культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат
к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей
ценности культурных достижений, разработанных в период 800 – 200 лет до
н.э. Не случайно крупнейший философ Карл Ясперс называет этот период
осью мировой истории (осевой эпохой). В эту эпоху были разработаны
основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы
мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.
Итальянский возрожденческий гуманизм и античный имели различия.
Античный гуманизм более коллективного порядка, а в основе ренессансного
лежит индивидуализм в лучшем его понимании: уважение, понимание и
любовь не только к массе людей, но и к отдельному человеку, мыслящемуся
современным.
Расширяла рамки представлений об окружавшем мире наука
Возрождения. Самые яркие ее достижения – деятельность Н. Коперника и
великие географические открытия, осуществленные Колумбом, Васко да
Гамой, Магелланом. Для Возрождения характерно появление универсальных
личностей, которые успешно проявляют себя во многих отраслях науки и
искусства. Самой яркой из них был Леонардо да Винчи, соединивший в себе
художника, скульптора, архитектора, музыканта, певца, инженера,
математика, химика, физика астронома и т. д.
Огромную роль в изменении культуры общества в эпоху Возрождения
сыграли открывающиеся во всех крупных городах университеты – развитие
процесса, начавшегося в средние века. Еще в XIII в. были основаны на
территории Италии университеты в Падуе (1222) и Неаполе (1224). В XIV в.
открываются университеты в Риме (1308), Флоренции (1321) и Милане. В
XV – XVI вв. открывается по всей Европе еще более сорока университетов. К
концу XVI в. в Италии было около 20 университетов, в Испании около 30,
чуть меньше в Германии и Франции.
В подавляющем большинстве это были светские учебные заведения,
открытые государством, и независимые от церкви, хотя церковь и стремилась
распространить на них свое влияние, а в конце XV в. открыла католические
университеты. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов на латинском
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 985;