Глава 1. Ассортимент и товароведные характеристики 6 страница
языке и длился пять-шесть лет. Студены и преподаватели университетов
составляли новую и достаточно представительную социокультурную
прослойку в городах. Например, в Карловом университете (Прага) в XV в.
было около 30 тыс. студентов и 100 докторов наук.
Одним из первых политических идеологов эпохи Возрождения стал
флорентиец Николо Макиавелли (1469 – 1527).
В своих произведениях (в первую очередь «Государь») Макиавелли
доказывал, что побудительные мотивы деятельности людей – это эгоизм,
материальный интерес. Поскольку благополучие и могущество государства
составляют, по учению Макиавелли, высший закон политики, то для
достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые аморальные,
средства – подкупы, убийства, отравления, вероломство. Государь, вставший
на путь создания сильного централизованного государства, должен сочетать
в себе качества льва и лисицы. Политика, которую рекомендует ему
Макиавелли, – политика кнута и пряника. Основы ее и получили
наименование макиавеллизма – беззастенчивого и не разбирающегося в
средствах достижения политических целей.
Народные массы стран Европы – крестьянство, ремесленники, – жестоко
страдавшие от эксплуатации, тоже выдвинули своих идеологов. Одним из
них был Томас Мюнцер (ок.1490 – 1526) – крупнейший деятель народной
реформации в период Великой крестьянской войны в Германии. Решительно
отмежевываясь от бюргерской реформации, идеологом которой был Мартин
Лютер, Мюнцер сформулировал радикальную политическую программу. Она
содержала требования отмены частной собственности, обобществления
имущества, ликвидации сословных различий и самой государственной
власти, введения всеобщего равенства. Сопротивление господствующих
классов должно быть подавлено вооруженной силой народа. Как и идеи
Макиавелли, наиболее полную реализацию идеи Мюнцера получили в XX в.
и привели к созданию тоталитарной коммунистической системы.
Более глубокие принципы переустройства общества в интересах
беднейших слоев населения были сформулированы английским гуманистом
и государственным деятелем Томасом Мором (1478 – 1636) и итальянским
философом Томмазо Кампанеллой (1568 – 1639).
Наиболее крупным философом эпохи Возрождения следует считать
Джордано Бруно (1546 – 1600). Мировоззрение Бруно можно считать
материалистическим, но по форме это пантеизм. Из всех натурфилософов
этой эпохи Бруно наиболее последовательно растворяет Бога в природе.
Один из наиболее важных выводов, сделанных Бруно из пантеизма,
состоит в решительном утверждении тезиса о бесконечности природы. По
его мнению, Вселенная не имеет никаких границ, никакого центра Вселенной
не существует, а число миров в ней бесконечно.
В эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в
мироощущении людей. Не случайно, что произошел этот переворот на
итальянской земле после того, как Италия вступила на новый путь в своем
экономическом и социальном развитии.
Невероятный взлет в развитии искусства в эпоху Возрождения наиболее
наглядно проявился в общей эстетической теории Ренессанса.
Новое отношение к художнику выражалось в отсутствии
имперсональности произведений – теперь, в отличие от Средневековья,
подпись на работах ставилась, часто на очень видном месте, как знак
самоуважения и изменения общественного статуса художника.
Именно в эту эпоху безличное цеховое мастерство уступило место
индивидуальному творчеству. Итальянские художники Возрождения творили
в духе своей эпохи, но именно этот дух наделял их творческой свободой, и
потому каждый, выявляя свое, невероятно обогащал наши собственные
представления. Эстетическая теория Возрождения продиктовала характерные
черты искусства этого периода:
Светский характер и содержание. Это не означает отказ от религии, но
выражает равнодушие к ней. Религиозные сюжеты остаются основными, но
часто как предлог, дань традиции. Широко используется мифологическая
античная тематика. Начинают складываться сугубо светские жанры
искусства.
Познавательная направленность: наука и искусство идут рука об руку.
Искусство развивается как наука.
Рационалистичность: изображение оформляется не столько по видению,
сколько по знанию. Основа творчества – разумный рациональный опыт и
знание. Активно изучаются природа и человек. Большое место занимают
«штудии» – рисунки с натуры, основа будущих произведений.
Искусство Возрождения идеально по содержанию, реалистично по
форме.
Антропоцентризм: он продиктовал преимущественное обращение к
изображению человека совершенного, поэтому жанры «без человека»
отстали в развитии. Этим же объясняется новое соотношение различных
видов пластического искусства: на первый план начинают выдвигаться
«очеловеченные» виды искусства – живопись и пластика, которые выступают
теперь наравне с зодчеством. В зодчестве большое значение имеет
соотношение масштабов здания и человека, их гармония.
Общественный характер и вся художественная жизнь воспринимаются
как общественное, гражданское дело. Многое делается на народные средства,
существуют различные благотворительные общества, меценатство, конкурсы
и широкое обсуждение создаваемых произведений. Искусство наполнено
пафосом гражданственности, любви к родине, своему городу.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вопрос 1
Что возрождается в эпоху Ренессанса?
1. интерес к античной культуре
2. средневековая религиозность
3. интерес к восточной культуре
4. средневековое искусство
Вопрос 2
Яркая личность эпохи Возрождения, соединившая в себе художника,
скульптора, архитектора, музыканта, певца, инженера, математика, физика,
химика, астронома, - это
1. Рафаэль
2. Макиавелли
3. Коперник
4. Леонардо да Винчи
Вопрос 3
Кто написал трактат "Государь"?
1. Леонардо да Винчи
2. Лоренцо Валла
3. Вергилий
4. Макиавелли
5. Савонаролла
Вопрос 4
Кто из перечисленных деятелей Ренессанса сформулировал принципы
переустройства общества в интересах беднейших слоев населения?
1. Петрарка
2. Данте
3. Томас Мор
4. Макиавелли
5. Кампанелла
Вопрос 5
Для Джордано характерен такой тип мировоззрения, как
1. пантеизм
2. теизм
3. деизм
4. глобализм
Блок 2. Данте. Петрарка. Боккаччо.
Главным центром гуманистического движения стала Флоренция,
которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. Здесь родился и
провел многие годы своей политически весьма активной жизни великий поэт
и мыслитель Данте Алигьери.
Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 году. Он происходил из
знатного римского рода, участвовавшего в основании Флоренции. В родном
городе Данте получил базовое образование, а потом продолжил учебу на
юридическом факультете Болонского университета. В Болонье Данте
познакомился со многими поэтами того времени, сильное влияние на него
оказал Гвидо Гвиницелли – основатель так называемого "сладостного стиля"
в поэзии. Новый стиль предполагал свободное выражение чувств и
переживаний поэта, широту употребления слов, общедоступность языка
новой поэзии.
После возвращения во Флоренцию, Данте участвовал в сражении на
Кампальдино, победу в котором одержали флорентийцы, затем занимался
политической деятельностью. В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции и
больше не вернулся в родной город. Он путешествовал по Италии, некоторое
время жил и преподавал в Париже. Последние несколько лет поэт прожил в
Равенне, где и умер в 1321 году.
Поворотным событием всей жизни и творчества Данте стала его
встреча с Беатриче. Они увидели друг друга впервые на празднике, когда
Данте было девять лет, а Беатриче восемь. С этого времени Амор завладел
сердцем поэта, но Беатриче умирает в возрасте двадцати четырех лет, а Данте
проносит любовь к ней через всю свою жизнь и воспевает ее в своем
грандиозном произведении – "Божественной комедии".
Данте принадлежал к партии "белых" гвельфов, за что и был изгнан из
Флоренции, когда к власти пришли "черные". После изгнания Данте больше
не принимал участия в политической жизни Италии. Свои взгляды на
устройство государства он излагает в произведении "Монархия".
Человек, по мнению Данте, в отличие от всех других сущностей, обладает
т.н. "потенциальным интеллектом". Этот термин Данте заимствовал у
аверроиста Сигера Брабантского. Полностью реализовать этот возможный
интеллект может лишь человечество в целом, поэтому для достижения
полноты бытия необходимо создать мировое государство, империю, которая
охватывала бы все человечество и во главе которой стоял бы монарх. Задача
монарха - заботиться о благополучии всех людей; он не должен быть алчным,
искать выгоды для себя. Советником верховного правителя должен быть
философ, а Церковь должна быть отделена от светского правления.
Основные добродетели государства - свобода и справедливость.
"Божественная комедия" - самое позднее произведение Данте,
являющееся, одновременно, шедевром поэтического искусства,
энциклопедией по ботанике, астрономии, общественной истории, глубоким
философским и мистическим произведением.
Поражает числовая гармония "Божественной комедии": она построена на
постоянном сочетании тройки (божественная триада) и десятки
(совершенство).
Произведение имеет три части - "Ад", "Чистилище", "Рай" - по
тридцать три песни, хотя "Ад" содержит еще одну дополнительную песнь,
так что их общее число - 100. Беатриче появляется в произведении в 30 песне
"Чистилища" (3 и 10), то есть в 64 песне от начала (6 и 4 в сумме 10). До нее -
63 песни, а после нее - 36.
"Комедия" имеет несколько слоев: это и личная драма поэта, и
аллегорическое описание истории Флоренции, и описание мира: в первой
части Данте рассказывает о неорганической природе, в "Чистилище" - о
живой природе, а свои метафизические взгляды излагает в "Рае".
Путешествие поэта по трем мирам - это символический путь человечества в
его стремлении к истине.
Проводником Данте в "Аде" и "Чистилище" становится поэт Вергилий
- символ античной мудрости, затем его сменяет Беатриче, которая в поэме
символизирует Божественную мудрость. Бетриче проводит Данте по
небесным сферам "Рая", но когда они достигают Эмпирея - десятого,
нематериального неба, Беатриче занимает свое место в Райской розе, а
последним проводником Данте становится Бернар Клервоский - духовный
покровитель ордена тамплиеров. Бернард поддерживает Данте во время его
мистического восхождения. О связи Данте с тамплиерами нет данных.
Однако можно определенно сказать, что если он и не был тамплиером, то
был дружествен с орденом.
В "Аде" поэт погружается в глубины человеческих пороков. Причем
грехи, караемые в самых верхних кругах "Ада" носят скорее материальный
характер, те же, которые являются преступлением против духа - караются
наиболее тяжело. На самом дне, в ледяном озере Коцит Данте поместил
Люцифера, нарушившего духовный союз с Богом и ставшего причиной всех
последующих злодеяний. "Свет без тепла любви - вот коренной изъян
Люцифера".
В "Чистилище" Данте обретает надежду на то, что от всех грехов
можно избавиться, начав долгий путь восхождения. Здесь могут очищаться
от тех же грехов, которые карались в "Аду", однако в кругах Чистилища
грешники находятся в постоянном движении вверх - они сознательны и
движутся к цели.
Представление Данте об устройстве мира восходит к
неоплатоническим течениям средневековой философии, в частности, к
учению Дионисия Ареопагита.
Началом Всего у Данте предстает Эмпирей - нематериальная небесная сфера,
десятое небо, Рай. Его приводят в движение девять ангельских чинов.
Импульс движения передается Перводвигателю - девятому,
кристаллическому небу, от которого распространяется на все творения,
лежащие ниже. Чем отдаленнее находятся сферы от Перводвигателя, тем они
инертнее.
Человек, как божье творение, также наделен божественной силой,
однако он утерял свое совершенство после грехопадения, и теперь его
задачей является возвращение к Богу. Этот шанс Бог дал человечеству,
послав на землю своего Сына.
У Данте мы находим новую для того времени концепцию человека -
человека свободного, способного самому выбирать свою судьбу. Данте
различает два типа происходящих событий: одни связаны причинно-
следственными отношениями и не зависят от человека, другие же
обусловлены свободой воли человека и зависят лишь от него.
"Искупление, таким образом, приходит не жертвенным путем, не покаянием
и молитвой, не верностью церковным догмам. Совсем напротив, оно
достигается бесстрашием, мудростью и достоинством личности,
посвятившей себя служению человечеству. Поэт решил пройти весь путь
греховного человечества, чтобы указать людям такой путь искупления
греховной природы человека, который соответствовал бы величию и
достоинству человека,- это путь к богу. Но именно он является философским,
этическим, эстетическим, поэтическим, гражданским, а не только
теологическим обоснованием принципов нового гуманизма. Божье заклятие
снимается земными средствами, смертному можно достигнуть небесного
трона, и нет побед, запретных духу человека!"
Франческо Петрарка (1304—1374) - великий итальянский поэт эпохи
Возрождения, ученый, философ, общественный деятель. Он был одним из
первых европейских гуманистов. Он признан родоначальником новой
европейской лирики. Петрарка родился в тосканском городе Ареццо в семье
нотариуса. В 1312 г. семья переезжает во французский город Авиньон. В
1327 г. в авиньонской церкви Петрарка встречает женщину и с первого
взгляда влюбляется в нее. Свою возлюбленную, Лауру, он прославляет в
сонетах и канцонах (песнях) на итальянском языке. Сам Петрарка считал эти
произведения «безделками», ему казались более важными и совершенными
ученые сочинения и поэмы на латыни. Однако именно итальянские
стихотворения «Канцоньере» (Книги песен) (1336—1373) принесли поэту
мировую славу и бессмертие. Лаура была знатной замужней женщиной, она
вряд ли была даже знакома с поэтом. Он же безответно любил ее всю жизнь.
Поэтому «Канцоньере» — это не история любовных отношений, а скорее
картина различных душевных состояний самого Петрарки, эстетизация его
любовных «сладостных страданий». Книга состоит из двух частей — «На
жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» (она умерла от чумы
в 1348 г.). Но образ возлюбленной в обеих частях обладает поэтической
жизненностью и живописностью. Возвышая Лауру, подчеркивая ее
целомудрие и добродетель, благородство и неприступность, поэт
одновременно рисует совершенство ее земной красоты, очарование голоса,
прелесть движений: «...О, как за нею наблюдать чудесно, / Когда сидит на
мураве она, / Цветок среди травы напоминая! / О, как весенним днем она
прелестна, /Когда идет, задумавшись, одна, /Для золотых волос венок
сплетая». И любовь к ней становится у Петрарки формой приятия всего
земного бытия: «Благословен день, месяц, лето, час / И миг, когда мой взор
те очи встретил! / Благословен тот край, и дол тот светел, / Где пленником я
стал прекрасных глаз! /Благословенна боль, что в первый раз / Я ощутил,
когда и не приметил...». Рисуя переливы любовного чувства, поэт играет
контрастами: «И мира нет — и нет нигде врагов; / Страшусь — надеюсь,
стыну и пылаю; / В пыли влачусь — и в небесах витаю; / Всем в мире чужд и
мир обнять готов. / У ней в плену неволи я не знаю; /Мной не хотят владеть,
а гнет суров; /Амур не губит — и не рвет оков...». В его сонетах создается
атмосфера ясности и гармонии, уравновешивающей контрасты и
противоречия. Петрарка пишет о любовном чувстве так виртуозно и
вдохновенно, что не случайно ему подражают, на него равняются
последующие поколения лириков, а Пушкин в «Евгении Онегине»
отождествляет «язык Петрарки» и язык самой любви.
Джованни Боккаччо (1313—1375) — выдающийся итальянский
гуманист, ученый-филолог, поэт, прозаик. Он родился во Флоренции в семье
богатого купца. Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело и отправил
Джованни в Неаполь изучать торговлю и юриспруденцию. Но юноша с
ранних лет увлекался изучением античных писателей, и, попав ко двору
неаполитанского короля Роберта Анжуйского, он с наслаждением отдает
себя литературным занятиям и сочинительству. Перу Боккаччо принадлежит
много произведений — и стихотворных, и прозаических («Охота Дианы»,
«Филострато», «Жизнь Данте Алигьери» и др.), но в историю мировой
литературы он вошел прежде всего как автор сборника новелл «Декамерон».
Название сборника в переводе с греческого означает «Десятидневник». Книга
содержит сто новелл, рассказанных в течение десяти дней компанией из семи
молодых женщин и трех юношей, укрывшихся от флорентийской чумы на
загородной вилле. Источники «Декамерона» очень разнообразны — это и
античная, и средневековая литература, восточные легенды, библейские
притчи, новеллы средневековья и Возрождения. Но у Боккаччо старые
истории становятся яркими и интересными, получают новый смысл и
звучание. Его новеллы складываются в пеструю, разнообразную картину
жизни эпохи, в забавных и дерзких, драматических, а чаще — комических
сюжетных историях возникает целая галерея характеров и типов. По
контрасту с обрамляющей частью сборника, рисующей картину чумы,
атмосфера, в которой живут персонажи новелл и их рассказчики, дает
ощущение бьющего через край жизнелюбия, оптимизма. Но помимо этого,
новеллы «Декамерона» включают в себя и сатиру на духовенство, на его
лицемерное внешнее стремление к аскетизму. Боккаччо смеется над
предрассудками, над глупыми и жадными, трусливыми и надменными
персонажами своих новелл, прославляя ум, энергию, находчивость,
остроумие и любовь к земной жизни.
Рассказчики и рассказчицы новелл — трое молодых людей (Памфило,
Филострато, Дионео) и семь дам (Пампинея, Фьямметта, Филомена, Эмилия,
Лауретта, Нейфила, Элисса), которые, встретившись во флорентийской
церкви Санта-Мария Новелла, решают удалиться из охваченной чумой
Флоренции (время действия — 1348 г., печально прославленный страшным
чумным поветрием) в загородное поместье. Встреча происходит во вторник,
в среду они покидают город и в среду же, через две недели, в него
возвращаются, один раз за это время поменяв свое местопребывание (в
начале Третьего дня). Новеллы рассказываются в течение десяти дней
(отсюда название сборника), с перерывами на пятницу (по религиозным
соображениям: пятница — день смерти Христа) и субботу (отведенную под
гигиенические процедуры). Каждый рассказывает в день по одной новелле:
итого получается сто новелл. Кроме того, рассказчики наслаждаются
природой и искусством: все дни завершаются пением канцоны, которую
исполняет один из них. Все трое молодых людей имеют возлюбленных среди
своих спутниц, с остальными связаны родством; в качестве любовных пар
исследователями обычно назывались Дионео — Фьямметта, Памфило —
Нейфила и Филострато — Филомена, но текст прямых оснований для этого
не дает. Возраст молодых людей — от 25 лет и старше, возраст дам между 18
и 28, т. е. они уже миновали обычный в ту эпоху брачный возраст (между 14
и 18). Дамы — «разумные и родовитые, красивые, добрых нравов и
сдержанно приветливые», в кавалерах даже чума «не охладила любовного
пламени». Дам — семь, по числу дней недели, планет, природных и
богословских добродетелей, свободных искусств. Их имена отсылают к
прославленным героиням поэзии (Вергилия, Данте и Петрарки), в том числе
к раннему творчеству самого Боккаччо. Мужчины воплощают разные типы
отношения к любви, и все трое в какой-то степени представляют автора.
Соединившись (что дает совершенное число — десять), они образуют
идеальное общество, построенное на началах разума, добродетели и красоты.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вопрос 1
В каком произведении эпохи Возрождения рассказывается о путешествии
автора по загробному миру?
1. "Новая жизнь" Данте
2. "Божественная комедия" Данте
3. "Декамерон" Боккаччо
4. "Город Солнца" Кампанеллы
Вопрос 2
Поэт эпохи Возрождения, который в своих стихах воспевал свою
возлюбленную Лауру, - это
1. Петрарка
2. Данте
3. Джотто
4. Бокаччо
Вопрос 3
Автор литературного произведения эпохи Ренессанса "Декамерон" - это
1. Данте
2. Петрарка
3. Бокаччо
4. Джотто
Блок 3. Художественная культура Возрождения
Зенитом эпохи Возрождения, кульминацией этой великой культуры
является период Высокого Ренессанса. В отличие от предшествующего ему
периода раннего Возрождения, который занимал собой почти весь XV в.,
хронологическая протяженность Высокого Возрождения невелика и
составляет всего около трех десятилетий – с конца XV в. примерно до 1530 г.
Однако, даже в количественном отношении – в смысле обилия и крупных
масштабов созданных в это время памятников искусства, не говоря уже об их
высочайшем художественном уровне и колоссальном историческом
значении, – об этих нескольких десятилетиях можно сказать, что они стоят
иных веков.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) 14-летним мальчиком поступил
учеником к живописцу и скульптору Верроккио и подобно другим
художникам усвоил не только основы своего ремесла, но и математику,
необходимую для изображения перспективы, и анатомию, ставшую
совершенно обязательной для художников. Уже в молодости Леонардо
пришел к мысли, которую он развивал в течение всей своей жизни и которой
никогда не изменял: о неразрывной связи между наукой и искусством. В
Леонардо сосуществовали не только гениальный художник и ученый, но и не
менее гениальный изобретатель. Он изобрел разные машины: крутильный
станок на несколько веретен, прокатный стан, станки для нарезки винтов, для
шлифовки оптических стекол, для насечки напильников, камерные шлюзы.
Он изучил полет птиц и спроектировал летательный аппарат тяжелее
воздуха, но пришел к мысли, что такой аппарат летать без двигателя не
может. Леонардо был также выдающимся оружейником.
Из скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного. Его
смелые архитектурные проекты не были осуществлены. Слава Леонардо как
художника основывается главным образом на его немногих сохранившихся
живописных произведениях. Своим изображением человеческих фигур и
природы он придал невиданную ранее рельефность. На основе изученных им
законов оптики он первым стал передавать глубину пространства не только
путем линейной перспективы, но и при помощи изображения самого воздуха,
как бы обволакивающего предметы дымкой (ит. «сфумато» – дым).
«Джоконда» кисти Леонардо считается воплощением высшего
мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная,
полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины,
«лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика
создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный. В этом
портрете Леонардо создал образ небывалой жизненной силы и глубины.
В громадной фреске «Тайная вечеря» для трапезной миланского
монастыря Санта Мариа делла Грацие с величайшей правдивостью
изображены различные душевные движения людей, узнавших, что среди них
есть предатель. Во всех своих произведениях, начиная с фигуры ангела,
исполненной для «Крещения» Верроккио, Леонардо создавал образы, в
которых сочетались красота и реальность.
Другую сторону искусства эпохи Возрождения выразил в своем
творчестве Рафаэль Санти (1483 – 1520). Наиболее значительный период
творчества Рафаэля неразрывно связан с Римом, который, не имея до этого
собственной художественной традиции, стал в начале XVI в. важнейшим
центром искусства Италии.
Приглашенный в Рим для росписи комнат Ватикана, Рафаэль создал
монументальные композиции. Наиболее знаменита «Афинская школа»: в
центре величественно шествуют Платон и Аристотель, а перед ними
расположились Гераклит, Диоген, Сократ, Птолемей, Архимед и др. Новый
идеал человека, выработанный эпохой Возрождения, в противовес
аскетическому идеалу средневековья, требовал сочетания всесторонне
развитых духовных и физических сил. Телесная красота считалась
обязательным внешним выражением красоты духовной.
Фреска для Ватикана «Афинская школа» посвящена философии,
притом как явлению, равному богословию. Фреска прославляет греческую
философию, противопоставляя и в то же время сочетая два главных ее
направления в лице Платона и Аристотеля. Перед зрителем площадка и
широкая лестница, ведущая к великолепному, величественному и легкому
зданию, напоминающему постройки Браманте (есть предание, что великий
земляк Рафаэля помог ему архитектурным эскизом). В этом архитектурном
окружении художник разместил в двух планах свои поразительные по
красоте и богатству движения группы философов. На верхней площадке
лестницы, в центре – Платон и Аристотель. Платон изображен
длиннобородым старцем, в руке он держит книгу, а правой рукой указывает
вверх. Аристотель протягивает руку к земле. Такая трактовка центральных
образов соответствовала в то время пониманию их философии: об
естественных вещах Платон судит божественно, в то время как Аристотель о
божественных – по-земному. Справа в образе Евклида Рафаэль изобразил
своего великого современника архитектора Браманте; далее представлены
знаменитые астрономы и математики; у самого края правой группы
художник написал себя. На ступенях лестницы он изобразил основателя
школы клиников Диогена, в левой группе – Сократа, Пифагора, на переднем
плане, в состоянии глубокой задумчивости, – Гераклита Эфесского. По
предположениям некоторых исследователей, величественный и прекрасный
образ Платона был навеян незаурядным обликом Леонардо, а в Гераклите
Рафаэль запечатлел Микеланджело. Платон с Аристотелем, как и прочие
античные мудрецы, должны были символизировать симпатии пап языческой
античности.
Этот новый идеал человека Рафаэль передавал во всех своих
произведениях: и в философах «Афинской школы», и в портретах, и в
многочисленных изображениях мадонн.
Вершиной его творчества считается «Сикстинская мадонна»,
исполненная Рафаэлем около 1613 г. для монастыря в Пьяченце. В реальном
по художественному исполнению образе мадонны, несущей младенца-сына в
мир на муки, страдания и смерть, для того чтобы этой искупительной
жертвой помочь людям, с величайшей глубиной и серьезностью выражена
трагедия матери.
Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564), будучи на девять лет старше
Рафаэля и на 22 года моложе Леонардо, пережил их обоих более чем на 40
лет. В родном городе Флоренции он получил первые уроки живописи и
скульптуры, но в творчестве его практически не чувствуется влияния
учителей. Творения его настолько мощны и самобытны, что у Микеланджело
не было и последователей. Сам он считал себя скульптором, но ему
пришлось также выполнять грандиозные живописные и архитектурные
работы.
В изображение «прекрасного человеческого тела», как он сам говорил,
он вкладывал все свои мысли и силы. Уже в раннем произведении,
гигантском мраморном «Давиде» (высота 5,3 м), Микеланджело вопреки
библейскому мифу и установившейся традиции изобразил явного победителя
Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1607;