Глава 1. Ассортимент и товароведные характеристики 4 страница

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с

гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных

сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий

снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого

архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом.

Афинский акрополь («верхний город») – природная скала удлиненной

формы с плоской вершиной. Ее размеры – около 300 м по длине и 130 м по

ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых

принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое

равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной,

«динамической» развертки.

Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным

условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным

результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж.

«Жемчужиной» акрополя является храм Парфенон, центральное

сооружение ансамбля. Это большой периптер (8x17 колонн с высотой 10,5

м).

Блок 3. Культура Древнего Рима

На формирование древнеримской культуры оказали решающее влияние

оказали греки и этруски. Этруски населяли земли Аппенинского полуострова

с I тысячелетия до н.э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую

римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги,

судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему

Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших

его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру.

Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт

градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа,

стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например,

отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима – волчицу,

вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема – потомков троянского

героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до

н.э.

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня

развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют

одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили

европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.

В культуре Древнего Рима четко прослеживается этрусское и античное

греческое начало.

Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм –

представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить

ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность,

достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной

дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками,

свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством,

философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца,

выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же

гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика,

право, историография и земледелие.

Религия и мифология. Религия первоначально основывалась на

смешении обрядов и верований. Мифология и религиозные представления

древних римлян просты и безыскусны. Двуликий бог Янус почитался как

творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам

царь. Главные божества: Маны – духи предков и Пенаты – покровители

семьи. Покровителями общин и их земель считались Лары – божества

домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов –

Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере

сближения с греческим миром римские боги отождествлялись с греческими:

Юпитер – Зевс, Юнона – Гера, Диана – Артемида, Венера – Афродита,

Виктория – Ника, Марс – Арес, Меркурий – Гермес и др. Приспосабливались

и греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о

подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали

включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской

мифологии. В начале новой эры все большее распространение получает

христианство.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией

и духовной основой европейской культуры.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти

четыре столетия благодаря императору Константину оно стало

государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру

не только новое мировоззрение, но и новое искусство.

Литература. С середины II в. до н.э. латинское начало набирало силу:

прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-

гречески). Латынь переживала становление литературного национального

языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской

культуре.

Император Август привлекал к себе лучших писателей своего времени.

Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми

прославленными поэтами были Вергилий, Гораций, входившие в кружок

Мецената – приближенного Августа – покровителя талантов, а также

Овидий.

Под пером Луцилия родился новый, чисто римский жанр – сатира.

Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида»,

посвященная странствиям Энея, в которой соединились воедино любовь

автора к древним преданиям, греческие философские воззрения на строение

Космоса, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе;

мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его.

Вергилий умер, на успев закончить «Энеиду», но именно эта поэма

обессмертила его имя. «Энеида» является самым популярным памятником

римской литературы.

Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского

общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник»,

которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин.

Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особенно поэмой

«Метаморфозы» – мифологическим эпосом, в котором повествуется о

превращениях людей в растения и животных. Поэма завершается легендой о

том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.

Архитектура и строительство. Основные принципы древнеримской

архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени

республики (IV – I вв. до н.э.). Памятники архитектуры сейчас даже в

развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе

мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям

общественным, рассчитанным на огромные количества людей: базилики,

термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки.

В перечень строительных сооружений Рима следует включить и

культовые: храмы, алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская

архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства,

многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм,

масштабу строительства.

Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги,

гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский

ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и

конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде

всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство

эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и

городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и

гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили

место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи.

Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос

громадных сооружений.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме

значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное

количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических

основ строительства.

В Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение

принципиально новые конструкции – кирпично-бетонные, позволяющие

решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять

строительство и, что особенно важно, ограничить применение

квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы на плечи

малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н.э. в качестве связующего материала начинают

применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н.э. сложилась

новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов

и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем

смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский

бетон». Гидравлические добавки вулканического песка – пуццолана (по

названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым

и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка

выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой.

Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали

кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для

обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень

при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не

разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков

является загадкой и сейчас.

Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости числовых

закономерностей, они знали три вида чертежей: ихнографию, скенографию и

ортографию. Их отличие заключается в особенностях и закономерностях

применения циркуля и линейки при выполнения очертаний плана на

поверхности земли.

По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной

храмового строительства стал Пантеон – храм всех богов, построенный в

118 – 125 гг.

Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по

композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый

храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в

виде глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном.

Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм

внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в

храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).

Базилика выполняла роль административного здания, в котором

римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с

отдыхом и проходила в термах.

Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений,

связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для

занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений,

библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения,

сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.

Термы были связаны с потреблением большого количества воды,

поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода –

акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными

установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в

несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они

представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады –

одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня,

обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют

собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу

составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней

Колизей – амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В

центре находилась арена, а под трибунами – помещения для выступающих.

Колизей был построен в 70 – 90-х гг. н.э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

 

АУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 5.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Блок 1. Культура Западной Европы.

Средние века - длительный период всемирной истории, простирающейся

с конца V в. до XV в., соединяющий античность с эпохой Возрождения.

Началом средневековой истории условно принято считать 476 г., когда

произвело окончательное падение Римской империи в результате

многочисленных восстаний рабов и выступлений плебса, а также под

натиском варварских племен, вторгшихся с севера на Апенинский

полуостров. Завершением средневековья стал Ренессанс античной культуры,

начавшийся в Италии с середины XIV в., а во Франции - с начала XVI в., в

Испании и Англии - с конца того же столетия. Средневековье

характеризовалось господством христианской религии, аскетизмом,

разрушением античных памятников, забвением гуманистических идей во имя

религиозной догмы. С конца IV в. христианство становится государственной

религией сперва в Риме, а затем и в возникающих варварских государствах,

ибо предводители германцев, франков, кельтов вскоре осознали, что идеи

монотеизма способствуют возвышению их авторитета среди соплеменников.

Усвоив и переработав латынь, они восприняли крещение и догматы церкви.

Французский историк Жак ле Гофф так характеризует ментальность

средневекового человека: «Конечно, и в раннее средневековье

непосредственной целью человеческой жизни и борьбы была земная жизнь,

земная власть. Однако ценности, во имя которых люди тогда жили и

сражались, были ценностями сверхъестественными - Бог, град Божий, рай,

вечность, пренебрежение суетным миром и т.д. (характерен пример Иова -

человека, сраженного по воле Бога). Культурные, идеологические,

экзистенциальные помыслы людей были устремлены к небесам».

Мирскою жизнью пренебрегали во имя вечного блаженства в

потустороннем мире. Однако природа человеческая постепенно брала своё.

Если в раннюю пору средневековья тело презиралось, а плотское начало

полагалось смирить и обуздать, то постепенно телесная оболочка

священнослужителями признавалась обиталищем одухотворённого существа,

а за красотой тела подразумевалась красота души.

Не был забыт и разум. В средние века было сделано немало открытий и

изобретений, среди них порох, спирт, конская упряжь, очки, женская и

мужская одежда, сохранившая по сю пору основные конструктивные

элементы. Одежда кроится по фигуре, тесно облегает её, соответствует

линиям тела. Появляются такие детали одежды, как лиф, рукава, юбка и

брюки, капюшоны, перчатки, сапоги.

Важную роль в изучении свойств металлов сыграла алхимия, увлечение

которой пришло в Европу вместе с арабами в начале IX в. Алхимики

пытались прибавлением особого вещества, которое они называли

философским камнем, обратить неблагородные металлы в благородные.

Вместе с тем этот философский камень, называемый также великим

эликсиром, магистериумом, жизненной панацеей, должен был

воздействовать на человеческий организм как универсальное лекарство,

избавляя человека от всех болезней и возвращая организму молодость, Кто

находил философский камень, тот считался адептом. Однако никому из

алхимиков в действительности обратить неблагородные металлы в золото не

удалось. Но алхимия явилась своего рода предшественницей химической

науки.

Всеобщее увлечение астрологией, столь характерное для

средневековья, способствовало развитию астрономии. Пытаясь предсказать

судьбу человека или наступление социальных бедствий по движению планет,

астрологи расположили планеты в 12 частях зодиака, что в дальнейшем

помогло составлению небесного глобуса.

Наконец, именно в средние века возникли литературные жанры,

существующие и поныне: роман, сонет, баллада, мадригал, канцона и другие.

В средние века словесные и пластические искусства имели свою

специфическую особенность - анонимность. В большинстве случаев

невозможно назвать автора произведений. Они создавались коллективным

народным гением, как правило, на протяжении длительного времени,

зачастую в течение нескольких столетий, талантом и подвижничеством

многих поколений. Другой характерной чертой средневековых литературных

памятников явилось наличие так называемых «бродячих сюжетов», в силу

того, что эпические песни распространялись изустно, они получили

признание у разных народов, населявших Европу, но каждый народ вносил в

рассказы о подвигах героев оригинальные подробности, по-своему

истолковывал героический и нравственный идеал.

Ведущим жанром средневековой литературы были эпические поэмы,

возникшие на заключительном этапе формирования наций и объединения их

в государства под эгидой короля. Средневековая литература любого народа

уходит своими корнями в глубокую древность. Мифы и исторические факты,

легенды и предания о чудесах и подвигах на протяжении многих поколений

постепенно синтезируются в героический эпос, в котором находит свое

отражение длительный процесс становления национального самосознания.

Эпос формирует знание народа об историческом прошлом, а эпический герой

воплощает идеальное представление народа о себе самом.

В эпических сказаниях средневековья очень важную роль всегда играет

верный вассал своего сюзерена. Таков герой французской «Песни о

Роланде», не пожалевший своей жизни ради служения королю Карлу

Великому. Он во главе небольшого отряда франков в Ронсевальском ущелье

отражает нападение многотысячного сарацинского войска. Умирая на поле

битвы, герой прикрывает телом свои воинские доспехи, ложится лицом к

врагам, «чтобы Карл сказал своей дружине славной, что граф Роланд погиб,

но победил».

Роланд - герой многочисленных песен о одеяниях, так называемых

chansons de geste, исполнявшихся народными певцами, которых именовали

жонглерами. Вероятно, они не повторяли механически текст песен, но

нередко вносили что-то свое. Текст песен разделялся на отдельные тирады,

каждая из которых завершалась восклицанием «Аой!». Это косвенно

свидетельствует о том, что «Песнь о Роланде» пелась жонглёрами. В основу

памятника народной поэзии положены исторические события, существенно

переосмысленные. В 778 г. король франков Карл совершил поход за Пиренеи

ради богатой добычи. Нашествие франков продолжалось несколько недель.

Затем войско Карла отступило, но баски напали в ущелье Ронсеваль на

ариергард, которым командовал племянник короля Хруодланд. Силы были

неравные, отряд франков был разгромлен, а Хруодланд погиб. Карл,

возвратившийся с многочисленным войском, отомстил за смерть

племянника.

Народные сказители всему произошедшему придали исключительный

характер.

Недолгий поход превратился в семилетнюю войну, цель которой в

интерпретации жонглеров стала исключительно благородной: Карл хотел

обратить неверных сарацин в христианскую веру. Король изрядно постарел,

в песне говорится, что седобородому старцу двести лет. Это подчеркивает

его величие и благородство. Сарацины были собирательным наименованием

арабских племён, вторгшихся на Пиренейский полуостров.

Они были мусульманами, а не язычниками. Но для сказителей они

были просто нехристями, которых должно наставить на путь истинной веры.

Хруодланд стал Роландом, но главное он обрёл исключительное

богатырское могущество. Вместе со своими сподвижниками: рыцарем

Оливьером, епископом Турпином и другими храбрыми рыцарями, он на поле

брани уложил тысячи врагов. У Роланда и необыкновенные боевые доспехи:

меч Дюрандаль и волшебный рог Олифант. Стоило ему затрубить в рог, и

король, где бы он ни был, услышал бы его и пришёл ему на помощь. Но для

Роланда величайшая честь погибнуть за короля и милую Францию. Его

патриотизм контрастирует с предательством его отчима Ганелона,

вступившего в подлый сговор с противниками франков.

Германский героический эпос «Песнь о Нибелунгах» был записан

около 1200 года, однако его сюжет восходит к эпохе «великого переселения

народов» и отражает реальное историческое событие: гибель Бургундского

царства, разрушенного гуннами в 437 году. Но герои-нибелунги имеют еще

более древнее происхождение. В скандинавском памятнике «Старшая Эдда»,

отразившем архаическую эпоху викингов, фигурируют такие герои, как

Сигурд, Гуннар, Хёгни, Кудрун. Звучание имен и пережитые ими испытания

напоминают главных персонажей «Песни о Нибелунгах»: Зигфрида, Гунтера,

Хагена и Кримхильду. Впрочем, у скандинавских и германских героев есть и

существенные отличия. В «Эдде» события носят, в основном,

мифологический характер, тогда как в «Песни о Нибелунгах», наряду с

мифами и легендами, нашли свое отражение история и современность. В

частности, на германский героический эпос наложила свой отпечаток

куртуазная поэзия XII века с её культом прекрасной дамы и мотивом любви к

ней рыцаря, никогда ее не видевшего, но воспылавшего к ней страстью

оттого только, что молва прославила ее красоту и добродетель по всей земле.

В период расцвета рыцарского романа средоточием культуры был

замок, представлявший собой укрепленное строение, окруженное крепостной

стеной и рвом. Наряду с жилыми помещениями в замке имелись башни,

откуда можно было следить за приближением неприятеля. В окнах было

вставлено цветное стекло, пол застилался коврами. Отапливались помещения

камином. В замке имелся парадный зал, где происходили церемонии,

собрания, пиры, поэтические турниры и судебные тяжбы. В подземелье

замка находилась тюрьма.

Феодальный замок с его стенами, башнями и воротами вёл свое

происхождение от римских военных укреплений и германской усадьбы.

Архитектура замка с течением времени претерпела изменения,

оборонительный характер сооружения утратился, замок, превратился в

жилище - дома, дворцы.

От середины ХV в. сохранился дом Жака Кера в Бурже,

представляющий образец перехода от замковой архитектуры к дворцовой.

Богатейший купец и финансист начал строить своё роскошное жилице на

гребне успеха. В окна были вставлены цветные стекла, стены изнутри и

снаружи были покрыты пышным декором, расписаны потолки, зал украшали

произведения живописцев и скульпторов. В доме были всевозможные

удобства, включая баню. Был устроен огромный камин с завершением в виде

башни (замок в замке!), украшенный фризом, на котором изображена

плутовская процессия: рыцари и охотники восседали верхом на обезьянах.

Видимо, богач не упустил возможности посмеяться над бедными рыцарями,

которые сходили с исторической арены.

Сооружениями переходного типа явились Лувр и Тауэр, построены в

ХIV в.

Если замок был центром светской жизни, то центром духовной жизни

был собор. Христианские храмы сооружается на исходе первого

тысячелетия, господствующий стиль их - романский. Храм имел исходной

точкой базилику, то есть здание было прямоугольной формы, и разделен на

три, пять иногда более нефов рядами колонн. Центральный неф выделялся

своими размерами. Зодчие христианских храмов позаимствовали форму

базилики у римлян, использовавших ее при строительстве зданий для

судопроизводства или торговли.

Соответственно стиль, возникший на основе древнеримской традиции,

получил название романский и характеризовался массивностью и простотой

форм, сводчатыми и арочными конструкциями, лаконичностью

скульптурных украшений. Храмов, а тем более замков романского стиля

сохранилось не так уж много. Можно назвать в качестве примеров собор в

Бамберге, построенный в 1009-1012 гг., и собор в Вормсе, построенный в

1171-1234 гг. Однако отдельные черты романской архитектуры можно

обнаружить и в более поздних сооружениях, решенных в готическом стиле.

Готика как архитектурный стиль первоначально возникла на северо-

западе Франции, а затем распространилась по всей западной Европе.

Готический стиль характеризуется асимметричными разновеликими

объемами здания, имеющего чёткую вертикальную направленность. Готике

присущи стрельчатые арки и своды, обилие каменной резьбы, витражи. В

готическом соборе распор стрельчатого свода главного нефа передается на

наружные опорные столбы (контрфорсы) с помощью упорных арок

(аркбутанов). Готический стиль применим исключительно к церковной

архитектуре, лишь отдельные готические детали и приемы могли

использоваться при строительстве дворцов.

Образцом готической архитектуры является Собор Парижской

Богоматери, заложенный в 1163 г. и завершенный в ХIV в. Прежде всего -

чтобы ограничиться лишь немногими наиболее значительными примерами -

следует указать, что вряд ли в истории архитектуры найдется страница

прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в

совокупности предстают перед вами три стрельчатых портала; над ними -

зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими

нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами,

расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом

и иподьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в

форме трилистника, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку,

и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти

гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другими

в пять гигантских ярусов, безмятежно в бесконечном разнообразии

разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные, резные и

чеканные детали, могуче и неотрывно сливающиеся со спокойным величии

целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и

человека и народа; единое и сложное, подобно «Илиаде» и «Романсеро»,

которым оно родственно; чудесный результат соединения всех сил целой

эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия

рабочего, направляемая гением художника; одним словом, это творение рук

человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно

как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразив и

вечность.

То, что мы говорим здесь о фасаде, следует отнести и ко всему собору

в целом; а то, что мы говорим о кафедральном соборе Парижа, следует

сказать и обо всех христианских церквах средневековья» .

Однако собор прихожанами воспринимался в первую очередь не как

произведение искусства, а скорее как энциклопедию духовной жизни.

Собор был призван увековечить и прославить Иисуса Христа,

Богоматерь, апостолов. Житие Спасителя, Мадонны или его учеников

становилось основным содержанием собора. Через отдельные события

строители и скульпторы умели передать всю историю христианской церкви.

Готические соборы строились с целью воплотить на земле

трансцендентальное бытие.

Готический собор поражает своей каменной пластикой. У стен собора

нет свободного пространства, он сплошь покрыт каменной резьбой -

декоративной и сюжетной. Внутри собора всегда находятся скульптурные

изображения святых, иногда относящиеся к различным периодам

средневековая. В соборе Парижской Богоматери стену украшает рельеф «Иов

и его друзья» (XIII в.), поражающий психологизмом: друзья отнюдь не

сочувствуют страдальцу, а скорее злорадствуют.

Нельзя не упомянуть и о том, что повсеместно в Европе, начиная с XII

в., возникают университеты. Первым университетом на Западе считался

Болонский, возникший на основе Болонской частной школы, в которой

преподавал знаток римского права Ирнерий, известный своими лекциями по

всей Европе. Подобные университеты к началу XIII в. открылись в Палермо,

Салерно, Париже, Монпелье, Оксфорде и других городах.

Всё это в совокупности подготовило почву для возрождения античных

гуманистических традиций.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вопрос 1

Первым университетом на Западе считался

1. Болонский

2. Оксфордский

3. Кембриджский

4. Сорбонна

Вопрос 2

Образцом средневекового рыцарского эпоса во Франции следует считать

1. "Песнь о Нибелунгах"

2. "Песнь о моем Сиде"

3. "Песнь о Роланде"








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 860;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.119 сек.