Глава 1. Ассортимент и товароведные характеристики 8 страница

командованием герцога Веллингтона.

В годы французской оккупации Гойя сохранял свою должность

придворного художника, что не помешало ему написать в 1812 году портрет

герцога Веллингтона, смертельного врага Жозефа Бонапарта. После

возвращения в Испанию Фердинанда VII (это случилось в 1814 году)

художника подвергли резкой критике за сотрудничество с оккупантами. Это,

впрочем, никак не отразилось на его положении при дворе.

В 1812 году Гойя сошелся с молодой женщиной, Леокади-ей Вейсс.

Плодом этой связи стали двое детей. Художник вел все более уединенную

жизнь, изгоняя из нее всякую "публичность". В 1819 году он приобрел дом в

пригороде Мадрида, назвав его "Домом Глухого". Стены своего пристанища

Гойя расписал маслом, используя при этом наводящие трепет сюжеты. Серия

офортов того же времени в содержательном отношении мало чем отличалась

от этой росписи. В ней властвовали горькое разочарование в жизни, мрачный

гротеск, фантастические кошмары.

Эта серия, законченная в 1823 году, совпала с новой волной репрессий,

развязанных тираническим режимом Фердинанда VII. В 1824 году Гойя, не

желавший мириться с такой политикой, отправился в добровольное изгнание.

Последние годы своей жизни он провел во Франции в Бордо, где и умер 16

апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и

захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой

церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

 

Блок 3. Культура буржуазного общества 19 века

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием

двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания.

Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных

позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа

жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с

другой. Отсюда – появление столь несходных явлений в культуре XIX в.:

романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма

и т.д.

Позитивистское сознание возникло под влиянием позитивистской

философии. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической

повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался

на философию Нового времени, на программу практического господства

науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив

метафизические представления и став предтечей сциентизма. В развитии

критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан

с революционным движением, второй – с зарождением и распространением

социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с

неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость

гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии,

безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной

культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.

Импрессионизм сложился под влиянием позитивизма. Ориентируясь на

точную фиксацию «факта» (момента в изображении действительности) и

отказываясь от широких обобщений, мировоззрение импрессионизма не

смогло обрести устойчивых схем. Это течение опиралось на новейшие

научные открытия в области биологии, физиологии, физики и химии, в

области изучения звуковых и зрительных ощущений.

В 19 веке появляется также такое направление в культуре, как

натурализм. В нем ярчайшим образом проявилось влияние позитивизма. Его

кредо – «природа как она есть». Натуралисты отвергали произвол

воображения и сравнивали творчество писателя и художника с трудом

исследователей природы – естествоиспытателей. Результат такой

деятельности – наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение

биологического аспекта человеческой жизни выразилось в профанации

искусства, предопределившей ее скандальный успех в мещанской среде, в

появлении эстетики «физиологического искусства».

Еще одно течение культуры 19 века - романтизм – явление, порожденное

буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества

он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и

действительностью.

Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое

неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между

идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности,

пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной

повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это

побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире

фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни –

науку, философию, искусство, религию.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и

противопоставление реального и воображаемого миров. Способом

выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира

иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы,

поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией,

были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех

областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению

романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных

направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер

взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется

созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с

миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В

натурализме – через фиксацию мимолетного, через индивидуальное

впечатление. В импрессионизме – через передачу динамически наполненной

жизни. В символизме – благодаря одушевлению внешнего мира, а в

модернизме – благодаря созданию образов духа.

Основные направления в развитии литературы XIX в. – романтизм и

реализм. Они возникли как результат общекультурных изменений,

охвативших все сферы сознания, повлиявших на мировосприятие людей XIX

в. и совершивших переворот в его культуре. Оба эти направления

формируются и функционируют в непосредственной связи друг с другом.

Научные открытия XIX в., такие как теория естественного отбора

Ч.Дарвина, составили огромный по своим масштабам комплекс знаний,

имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших

исследований. Это способствовало изменению мировоззрения и изменило

многие косные взгляды на природу и ее связь с человеком, породило новый

способ мышления – диалектико-материалистический.

В искусстве XIX в. необходимо выделить несколько художественных

направлений, связанных с развитием всей культуры.

Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свойственные черты:

неприятие современной им буржуазной, мещанской действительности,

противопоставление прозе существующего мира мир идеального. Это

противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства

собственными способами выразительности.

Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, передающей

особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это прежде

всего характерно для английского искусства, яркими представителями

которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон.

Реализм. История реализма как направления в искусстве связана с

пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой.

Барбизон – деревня, куда съезжались художники для написания сельских

пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян,

что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. К

барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж. Дюпре, Ш. Добиньи и

др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж. Милле. Главой

реалистического направления стал Гюстав Курбе.

Импрессионизм. Название этого течения происходит от французского

слова, означающего «впечатление». История жанра берет начало из

творческих исканий и реалистов и романтиков. Сущность импрессионизма

состоит в стремлении передать непосредственное впечатление от

окружающего мира. Живописными средствами художники стремились

передать неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его

чистоте, тонкие нюансы свето-воздушной среды.

Живопись раздвинула рамки пространства, «открыла окно» в природу со

всеми неповторимыми и мимолетными ее изменениями. Основоположником

направления был Эдуард Мане, но признанным его лидером стал Клод Моне.

Выдающимися импрессионистами были О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К.

Писсаро, позже – П. Сезанн, В. ван Гог и очень близок к ним по характеру

творчества был скульптор О. Роден. Импрессионизм положил начало новому

восприятию окружающего мира, позволил ощутить прелесть каждого

мгновения жизни и оказал огромное влияние на появление новых

направлений в искусстве.

В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура

индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и

оказала влияние на дальнейшее его формирование.

Выделим характерные черты индустриального буржуазного общества.

В зависимости от контекста индустриальное общество может

обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически

развитое», «современное» и т. п. Реально функционирующая индустриальная

система совмещает в себе его различные начала и уклады. В силу этого

термин «индустриальный» принимается как обобщающий многообразие

социально-экономических вариантов современного общества.

Самая характерная черта индустриального общества состоит в том, что в

нем производство основано на преобладании накопленного труда (капитала)

над живым трудом. Накопленный труд принимает форму средств

производства – технологий, орудий труда, ресурсов и т. п., закрепленных в

виде собственности любого типа. Труд носит квалифицированный и

специализированный характер, развитое производство означает высокую

степень разделения труда.

Вторая важнейшая характеристика индустриального общества, на

которую обращали внимание и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер,

заключается в глубокой раздвоенности и противоречивости принципов его

социальной организации:

• в противоречии между все более углубляющимся разделением труда

или усилением различий между разными частями общества и потребностью в

поддержании взаимодействия и единства;

• в противоречии, относящимся к социально-классовому расслоению

общества, которое вызывает социальную напряженность и классовую борьбу.

В становлении буржуазного общества в Европе важную

ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и

упорядоченные в рамках религиозной системы. Этому способствовали и

протестантизм, и католицизм. С течением времени сфера религиозной

регуляции сокращалась, уступая свое место светским принципам и нормам.

Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало утверждение в

идеологии, искусстве, философии принципа реализма. Мифологическое и

религиозное мировосприятие замещается признанием действительности,

которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось

утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни.

В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-

политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в

каждом социальном слое.

На протяжении XIX – XX вв. в буржуазном обществе происходит

выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в

общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В

идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека,

воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску,

соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с

национальным духом оказывается важным средством сплоченности

общества. Утверждение национального единства означало сглаживание

внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне

осуществляются различные программы, направленные на смягчение

последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и

сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

Межгосударственные отношения европейских стран стремились к

социокультурному плюрализму, хотя борьба за самостоятельность и

автономные права приводила к длительным и кровопролитным войнам.

Иногда соперничество переносилось на колониальные пространства.

Постепенно снижался уровень централизации, политической и духовной

монополии, что в итоге и способствовало усилению плюрализма.

Взаимодействие различных центров влияния создавало такую

плюралистическую систему, в которой регуляция отношений

вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей.

Такая система способствовала уничтожению анархии, авторитаризма и

формированию механизма правовой регуляции отношений.

Принципы демократии осуществлялись прежде всего в государственной

жизни, распространяясь и на другие сферы общества.

 

АУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 8.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Блок 1. Культура Древней Руси

Культура Древней Руси (11 – 16 вв.) определялась христианской

религией.

Согласно летописной традиции, Русь официально приняла христианство

в 988 г. Однако христианское вероучение задолго до официального крещения

Руси князем Владимиром уже пустило здесь свои корни. Сведения о

проповеди христианства в Поднепровье восходят к I в. и в преданиях связаны

с именем Андрея Первозванного. В источниках содержатся сведения не

только о крещении княгини Ольги в 957 г., но и об уничтожении ею

языческих святилищ, о существовании в период ее властвования

христианских храмов. Появление в славянских землях в IX – X вв. большого

количества захоронений по способу ингумации также свидетельствует о

широком распространении христианства.

При выборе религии князь Владимир мог ориентироваться на

мусульманский Восток, иудаистских хазар и католический Рим.

Предпочтение было отдано православной Византии. Решающую роль в этом

сыграли традиционные политические, экономические, культурные связи

Киева и Константинополя. В системе византийской государственности

духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора.

Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для

него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование

византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на

то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и

император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были

направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных

основ Киевской Руси. Летопись еще сообщает, что на решение Владимира

повлияла также красота и пышность богослужения в константинопольском

храме Святой Софии и то, что в православном храме, в отличие от

католического, богослужение можно было вести на понятном родном языке.

С введением христианства создается особая форма принятия княжеской

власти – обряд возведения на престол князя, соответствующий

византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь просто был

главой племенного союза, то теперь его власть была освящена, дарована

богом. Из этого следовало определенное влияние церкви на политическую

княжескую власть. Реформа открывала и новые возможности для торговли.

Если прежде на рынках заморских стран русские купцы воспринимались

«варварами», «скифами», то отныне они становятся как в Византии, так и в

Европе уважаемыми единоверцами, что позволяло устанавливать более

тесные экономические контакты со всеми христианскими странами.

Церковь была основным институтом феодальной культуры Древней

Руси. Она сыграла позитивную роль в развитии русской государственности,

обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное

право, повлияла на его эволюцию силой церковного суда, в сфере семейно-

бытовых отношений закрепила моногамный брак. Она проповедовала новую

идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового

человека. Христианство делало человека носителем новой морали,

основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей.

Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского

общества, формирования единого народа на основе общих духовных и

нравственных принципов. Русь была включена в европейский христианский

мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в

нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

Наивысшего расцвета культура Киевской Руси достигает к XII – XIII вв.

Особенно много для ее развития было сделано во времена правления

Ярослава Мудрого (1019 – 1054). Ярослав расширил круг людей,

обучавшихся грамоте, обязав священников «по городам и иным местам»

учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного». При

Андреевском монастыре в Киеве, вероятно, существовала специальная

женская школа.

В Древней Руси функционировали школы двух видов: при монастырях

готовили церковнослужителей (в них преподавали чтение, письмо, пение,

богословие), в школах высшего типа, для детей «лучших людей», давали

знания по философии, риторике, грамматике. Однако большее

распространение получило индивидуальное обучение.

Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек.

Так Ярослав «собрал книгописцев множество, которые переводили с

греческого на славянский язык». Эти книгописцы написали много книг,

положивших начало библиотеке при соборе Софии в Киеве. Собрания книг

при храмах существовали и в других древнерусских городах. В Новгороде

собирательницей и хранительницей книг была новгородская София.

Существовала соборная библиотека в Полоцке. Библиотеки формировались и

крупными монастырями. В XI – XII вв. Киево-Печерский монастырь,

новгородский Юрьев монастырь имели уже значительные собрания как

переводной, так и своей, оригинальной литературы. Книжники этих

монастырей принимали участие в составлении летописей.

Самая древняя русская рукописная книга – Остромирово евангелие.

Написанная дьяконом Григорием с помощниками для новгородского

посадника Остромира, книга содержит евангельские чтения по дням недели,

начиная с Пасхи. Обращает на себя внимание исключительно красивый,

кирилловский уставный почерк книги. Написанный в два столбца текст

производит неизгладимое впечатление высокохудожественной работы

новгородских писцов. Изящно орнаментованные инициалы букв отделяют

друг от друга «чтения». Иногда «чтениям» предшествуют рамки-заставки,

раскрашенные, как и инициалы, золотом, зеленой, голубой, красной, белой

красками. Сделанные на отдельных листах миниатюры с изображениями

евангелистов Иоанна, Луки и Марка говорят об уверенной руке мастера,

пользующегося богатой палитрой красок, высокой для своего времени

техникой рисунка. Остромирово евангелие является образцом книжного

искусства Древней Руси, не имеющего себе равных среди памятников

старославянской письменности XI в.

При Ярославе возникает русское монашество и монастыри: Печерский,

Св. Георгия, Св. Ирины и др. В первой половине XIII в. известно до 70

монастырей. Здесь велось летописание, писали сочинения политического

характера, переписывали и писали иконы. Монастыри также были

единственным местом, где человеку давали возможность заниматься

науками.

Наибольших успехов христианское просвещение достигло благодаря

монастырям и епископским кафедрам, особенно в Киеве. Митрополиту

Илариону принадлежат собственные произведения, наиболее известное из

них – «Слово о законе и благодати», замечательное по своей литературной

форме. Его содержание – восхваление Русской земли, после принятия

христианства ставшей частью общего христианского мира, восторженный

панегирик Владимиру – крестителю Руси, а также его сыну Ярославу. Слово

написано на основе глубокого погружения в тексты Ветхого и Нового

заветов.

Создавая собственную книжность, Русь вписывалась в общую

культурную жизнь славянских государств.

Разнообразие жанров, усвоенное от Византии, на Руси довольно быстро

приняло собственные неповторимые формы. Уже в самый ранний

домонгольский период в литературе собирается целый жанровый букет. Это

летописи, образцы ораторского искусства («Слово о законе и благодати

Илариона»), поучения («Поучение» Владимира Мономаха), житийная

литература («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского»),

хождения («Хождения игумена Даниила»), притчи.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной

темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, а тема – смысл

человеческой жизни. Замечательным ее жанром являются летописи.

Летописи – это не только записи о том, что произошло в годовом

порядке, – это и своды тех произведений литературы, которые оказывались

под рукой у летописца и содержали исторические сведения. В летописи

вводились исторические повести, жития святых, различные документы.

Летописи периода усобиц поддерживали идею единства,

патриотический настрой за всю Русскую землю. В летописях начала XIII в.

ощущается присутствие страшной беды, будущих «неслыханных ратей»,

«безбожных», «неизвестного имени». Плач великий, горе и разграбление –

темы, которыми завершается период древнерусской литературы

домонгольского периода.

Новым образом мира явилась древнерусская архитектура. Русские

мастера, взяв за основу крестово-купольную конструкцию, дополнили ее

элементами русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавие и

пирамидальность.

Крестово-купольной формы храм прямоугольный в плане, четырьмя или

более столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад)

части – нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются

арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Все центральное

пространство храма в плане образует крест. В восточной части интерьера, в

апсиде, полукружиями выступающей на внешней стороне, размещаются

алтарные помещения. Здесь совершается богослужение и находится главная

святыня – престол, на котором, как полагают верующие, таинственно

присутствует сам Господь и совершается таинство причащения тела и крови

Господней. Поперечное пространство в западной части храма называется

нартексом, или притвором. В этой же западной части на втором ярусе

располагались хоры, где находились князь и его приближенные во время

богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой

является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами (лопатками)

на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется

посводным покрытием, называется закомарой.

Строительство крупных архитектурных сооружений сопровождалось

быстрым развитием монументальной живописи. Мозаика киевской Софии,

Десятинной церкви, Успенского собора, Киево-Печерского монастыря,

фрески киевской Софии, черниговского Спаса и других соборов говорят об

освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства.

Широкое распространение в Древней Руси имели произведения

станковой живописи – иконы. И хотя до нашего времени сохранилось их

немного и трудно с полной определенностью выделить относящиеся к

киевскому периоду, они дают представление как о сюжетах, так и о

характере живописи.

Иконы писались на дереве (сухих, в течение нескольких лет

выдержанных досках). На деревянную основу наклеивалась паволока (холст),

на нее накладывался левкас (слой мела), по которому писали красками. Для

написания больших икон несколько досок скрепляли сзади шпонами. Среди

древнейших икон выделяется икона «Владимирская Богоматерь»

византийского происхождения. Икона эта была широко известна на Руси.

Она полна нежной лирики, мягкости и глубины чувств. Обратив взор к

матери, прильнув к щеке, ребенок обнимает ее за шею. Взгляд матери полон

глубокой, безмерной внутренней скорби. Образ «Владимирской Богоматери»

послужил основой для возникновения на Руси целого ряда икон этого

иконографического типа, получивших название «Умиление». Так, самая

ранняя из сохранившихся икон Владимирско-Суздальской земли

«Боголюбская Богоматерь» (XII в.) очень близка стилистически к иконе

«Владимирской Богоматери».

Иная художественная манера отличает новгородскую и псковскую

иконопись. Она складывается под сильным влиянием городской посадской

культуры и торгово-ремесленной среды. Общее впечатление от храмов, в

частности от росписей церкви Спаса-Нередицы под Новгородом, –

демократизм, суровость, аскетизм и непреклонность, иногда доходящие до

исступления, которые тем более впечатляют, что исходят не от возвышенных

византийских ликов, а от образов неповторимо индивидуальных,

неуловимыми чертами напоминающих новгородские лица. Интересно также,

что в демократическом Новгороде иерархической символике предпочитали

более наглядную – топографическую: сцену Вознесения в куполе сюжету

«Христос-Пантократор».

Следующий цивилизационный цикл в развитии отечественной культуры

связан с формированием русского национального самосознания в эпоху

Московского царства (XIV – XVII). В становлении культуры рождающегося

централизованного государства большую роль сыграл геополитический

фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада,

перемещение центра страны на северо-восток. Монголо-татарское иго

задержало развитие Руси.

Большое развитие получили гончарное ремесло, различные виды

обработки дерева, резьба по кости. Во второй половине XVI в. в Москве была

предпринята попытка организовать производство бумаги. В ceредине XVI в.

в Москве была создана Оружейная палата. Дальнейшее развитие получила

строительная техника. Возродилось утраченное после монголо-татарского

вторжения производство кирпича, центром которого стала Москва. Русские

мастера XV – XVI вв. построили ряд крупнейших крепостных сооружений:

Московский Кремль, многоярусные башни Псковского и Новгородского

кремлей.

В 30-х гг. в Москве был построен Китай-город, в 40 – 50-х гг.

осуществлено строительство каменных кремлей в Серпухове, Коломне и

других городах.

Выдающимся мастером крепостных сооружений конца века был Федор

Конь (Савельев), который построил Смоленский кремль, прозванный за

красоту «ожерельем земли Русской».

Достижением строительной техники явилось возведение в 1532 г.

церкви Вознесения в Коломенском под Москвой высотой 58 м. и храма

Василия Блаженного на Красной площади в Москве высотой 47 м. В связи с

расширением каменного строительства был введен единый размер кирпича,

производившегося на государевых заводах и имевшего государственный

герб. В качестве декоративного материала стали применять терракотовые

изразцы.

Преобладающим, однако, оставалось деревянное строительство.

Крестьянские жилища получили так называемую «трехкаморную связь», т. е.

состояли из избы с клетью (горницей) и соединявшими их холодными сенями

с выходом наружу, покрывались двухскатной крышей. Помимо избы в

крестьянском дворе обычно имелись житница для хранения зерна, хлев для

скота, сенник, баня, иногда также риги, овины, сараи. Длина изб составляла

4 – 5 м.

В XIV в. строительство сосредоточилось в двух основных районах: на

северо-западе – в Новгороде и Пскове, и во Владимирской земле – в Москве

и Твери.








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 861;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.134 сек.