Глава 1. Ассортимент и товароведные характеристики 10 страница

литературы и искусства стали журналы «Современник», «Русское слово»,

«Отечественные записки» и др., в которых сотрудничали Н. Некрасов, Н.

Чернышевский, Н. Добролюбов. Реализм предусматривал не только

правдивое изображение действительности, но и создание «типических

образов», образцов, в которых обобщены закономерные и характерные

особенности изображаемой действительности. В героях произведений

реалистической литературы каждый читатель мог найти себя, свой прототип,

поэтому стиль реализма был так популярен.

В 60-х гг. XIX в. в рамках реализма появляется новое направление,

сформировавшееся в результате творчества революционно и демократически

настроенных писателей, – критический реализм. Н. Чернышевский и его

последователи ставили задачи не только правдивого, но и критического

отражения действительности, выявления пороков общества, иногда даже

вопреки эстетическим требованиям произведения. Такие крайности привели

к конфликту в среде интеллигенции и спору о роли и месте искусства в

общественной жизни. Особую остроту полемика в печати стала приобретать

накануне крупных государственных реформ.

Существенное влияние на политические и социальные процессы оказали

народничество, молодое пролетарское движение и начало борьбы за

революционную перестройку общества. Демократические и либерально-

буржуазные настроения способствовали обострение спора о монархизме и

демократии в России. Такая идейная борьба привела к размежеванию

общества, что незамедлительно отразилось в литературе. В этот период

усилилась цензура, обострилась критика, интеллигенция замкнулась на

собственных проблемах, что еще больше отдалило ее от народа, поэтому в

литературе последних лет XIX в. ясно проявились и пессимизм, и

упаднические настроения, и революционные призывы, и толстовство.

Русская литература вполне оправдывала свое предназначение – быть

трибуной общества.

Демократизация общественной жизни привела к появлению нового типа

писателя – писателя-разночинца, близкого народным массам. Во второй

половине XIX в. литература изобиловала различными жанрами. Особой

популярностью пользовались социально-философские повести и романы,

публицистика, сатирические произведения, гражданская лирика,

драматические произведения. Появились и новый литературный герой –

идеализированный образ революционера, и новое направление – народно-

демократическое, уделявшее внимание судьбам простого народа, крестьянам.

Параллельно с ним продолжала развиваться классическая литература,

называемая ныне «золотым фондом».

Интенсивное развитие театра стимулировало расцвет драматургических

жанров.

Существование монополии столичных императорских театров

сохранялось до 1880 г. Помимо столичных, в России существовало много

крепостных театров, которые в послереформенное время постепенно

исчезали. Их место занимали народные театры, благотворительные или

коммерческие, появившиеся как итог демократизации общественной жизни.

После отмены монополии императорских театров в России появилось много

частных, которые тоже играли весьма заметную роль и способствовали

проникновению театрального искусства на периферию. Из наиболее

известных драматургов этого времени следует назвать А.Н. Островского,

А.В. Сухово-Кобылина, А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина,

продолживших традиции Фонвизина и Грибоедова.

Ставились в театрах и классические европейские драматургические

произведения. Обилие театральных жанров, среди которых опера, оперетта,

водевиль, драма, балет, удовлетворяло вкусы всех слоев населения и

разнообразило театральный репертуар. Наиболее известными оставались

ведущие театры России: Малый и Александрийский, в которых блистали

имена М. Ермоловой, Ф. Шаляпина, П. Стрепетовой, М. Щепкина, М.

Садовского.

Рубеж веков отмечен творчеством А. Чехова, М. Чехова, В. Немировича-

Данченко, К. Станиславского, В. Комиссаржевской, С. Дягилева, А.

Павловой, А. Собинова и др. Интенсивное развитие искусства театра привело

не только к появлению драматургических жанров в литературе, но и к

развитию искусства сценографии, театрального костюма, театральной

живописи.

Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма,

служения Родине, чувством национального самосознания,

сформировавшихся после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги

Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского,

обращались к эпохе Петра I. Исторический жанр приобрел особую

популярность.

В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных

художественных выставок, членами которого были И.Н. Крамской, В.Г.

Перов, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан,

В.А. Серов, братья Васнецовы, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов и др.

Товарищество организовывало передвижные выставки по стране, приобщая к

искусству сотни тысяч людей и пропагандируя реалистическую школу

живописи.

Этих художников поддерживали критик В.В. Стасов и купец-меценат

П.М. Третьяков, покупавший лучшие полотна тогда еще мало известных

художников. Позже из собрания П.М. Третьякова возникла знаменитая

художественная галерея.

В 70-х гг. XIX в. художники демократических убеждений, находясь под

влиянием интенсификации общественного движения и революционных идей,

обращаются к воплощению революционных образов в своих произведениях

(Н. Ярошенко, В. Маковский, С. Коровин, И. Репин и др.). По-новому

зазвучали образы русской истории в творчестве В. Сурикова, И. Репина, В.

Васнецова, Н. Ге.

Высочайшего мастерства достиг портретный жанр. Живописцам удалось

выразить в портретах выдающихся личностей эпохи и скрытую тревогу, и

сомнения, и глубину мысли своих героев (работы И. Крамского, Н. Ге, И.

Репина). Но главным достижением живописи той поры явился новый взгляд

на роль народа в русской истории, который стал главным героем многих

произведений («Бурлаки на Волге» И. Репина, «Боярыня Морозова» В.

Сурикова, «Тройка» В. Перова). Нигде в Европе творчество целого

поколения художников не было так связано с народной темой, как в России.

Во второй половине XIX в. кардинальных изменений в скульптуре не

замечено. Этот консерватизм объяснялся отчасти тем, что скульпторы были в

большей зависимости от заказчиков, нежели живописцы. Весомое влияние

оказывала и Академия: академизм сохранил свое преимущественное

положение по сравнению с другими, более прогрессивными направлениями.

Ярче всего новые веяния проявились в творчестве скульптора М.

Антокольского, создавшего немало выдающихся произведений, среди

которых были настоящие шедевры: портреты Петра Великого, Ермака,

Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, поражающие глубиной исторического

видения мастера.

XIX в. явился временем окончательного формирования русской

национальной культуры и русской нации как общности людей,

складывающейся в процессе развития капиталистических отношений.

Гуманистические представления воплотились во всех направлениях

российской культуры, обозначив внесословную ценность личности как

доминанту.

Социальные преобразования и патриотический подъем изменили

духовный облик населения, его быт, условия жизни, рост культурных

потребностей. Россия вошла в мировое культурное сообщество с

неоспоримым преимуществом, собственной национальной идеей, богатством

многонациональной культуры.

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не

только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие

потрясения,которые пережила страна за сравнительно небольшой

исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии.

Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции

России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем

ориентиров в его поступательном историческом движении. На

протяжении столетий Запад представлялся не как определенное

политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как

система ценностей — религиозных, научных, этических, эстетических,

которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора

рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы

противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии

"свое" — "чужое", "Россия" — "Запад" особенно остро сказывались в

переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и

проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл,

образно выраженный в известных строках А. А. Блока:

Мы любим все — и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно все—и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского

общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение

в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего

национального лица, все более обретала черты общеевропейского

характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на

широком применении новейших достижений научно-технического

прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа.

Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за

рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила

мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный

подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой

заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др.

Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание

великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным

ренессансом".

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием

блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С.

Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др.

Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их

трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие

философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к

покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных

планов.

Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших

на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и

чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не

народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою

душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они

сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот

почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так

много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода

мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской

действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и

духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Конец XIX - начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным

веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в

высших достижениях культуры своих современников отблеск

российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие,

музыканты, художники той поры были творцами искусства,

поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся

социальных катаклизмов. Они жили ощущением

неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых

миров.

 

Глава 1. Ассортимент и товароведные характеристики








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 973;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.