ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
Особая роль в этносоциальных процессах Евразии принадлежала славянам, которые по языку относились к обширной семье индоевропейских народов, населяющих Европу и часть Азии, до Индии включительно. Необходимо отметить, что индоевропейские языки родственны между собой и образуют несколько языковых групп: славянскую, кельтскую, романскую, иранскую, индийскую и др.
Первые письменные свидетельства, относящиеся к I-II вв. нашей эры, о предках славян (праславян), которые жили к востоку от германцев (от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря) встречаются в трудах Тацита, Плиния Старшего, Птолемея. Античные авторы упоминают праславян под именами антов, венедов, склавинов. Прокопий Кесарийский в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии) и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и у других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».
Выделение праславян из индоевропейского массива большинство историков относит ко II тыс. до н.э. Оно связано с большими изменениями в жизни и развитии племен. В первой половине II тыс. до н.э. происходит широкое расселение пастушеских племен по Восточной Европе, тем более, что лесостепь доходила до линии Петербург-Ярославль. Племена в процессе расселения расщеплялись, перемешивались, сливались, оседали в удобных местах. К середине II тыс. до н.э. обозначился процесс консолидации осевших родственных племен в большие этнические массивы. Одним из них стали праславяне.
К моменту кристаллизации праславянского этноса их хозяйство основывалось на земледелии и оседлом скотоводстве. Охота и рыболовство играли вспомогательную роль. Праславяне умели добывать бронзу, золото, но основные орудия изготавливали из камня. Жили они небольшими деревнями.
Во второй половине I тыс. до н.э. (около VII в. до н.э.) по всей Европе бронза, как основной материал орудий производства, сменяется железом, что стало событием большой исторической важности - применение орудий труда из железа давало больший хозяйственный эффект. На смену степям эпохи бронзового века пришли лиственные леса, установились существующие ландшафтные зоны. С середины I тыс. до н.э. появляются укрепленные родовые поселки, носившие у славян названия «тверди» или «грады». Запустевший град назывался городище.
Разложение первобытнообщинного строя у праславян и формирование основ государственности заняло несколько веков и проходило значительно позднее, чем в Западной Европе или на Востоке. Этому способствовал ряд объективных и субъективных факторов. Особое влияние на восточную часть праславянского мира в IV в. до н.э. оказало вторжение сарматов, отрезавших Среднее Поднепровье с развитым пашенным земледелием от Северного Причерноморья, куда праславяне (или «сколоты» по Геродоту) продавали хлеб. Однако после непродолжительного упадка хозяйственной и социальной жизни Среднего Поднепровья со II в. до н.э. начинается резкий подъем экономики. В этот период римские владения, распространившись до Карпат и греческих городов Причерноморья, не могли не оказать влияния на хозяйственную и культурную жизнь соседнего славянского мира. Быстро стало развиваться плужное земледелие, скотоводство. Произошло второе общественное разделение труда - выделение ремесла. Более интенсивно начала развиваться торговля. На смену укрепленным родовым поселкам пришли вытянутые вдоль рек деревни. Однако политическое и военное влияние на славян Римская империя оказать не сумела. После изнурительных войн с галлами, бриттами и германцами поход за пределы Карпат был невозможен. Это сыграло важную роль в истории развития славянских племен.
Не оказало особого влияния на славян и двухвековое пребывание в Причерноморье готов, так как борьба славян с готами в IV в. велась на южных рубежах славянских земель либо во владении готов в районе Азовского моря.
Более значимое воздействие на славянский мир имели походы гуннских племен на Римскую империю в 70-е гг. IV в., повлекшие уничтожение земледельческой культуры лесостепной зоны с развитой торговлей, а в V-VI вв. авары, обрушившиеся на славян и создавшие Аварский каганат между Дунаем и Карпатами (V-VI вв.).
После падения Римской империи в V в. ее восточная половина - Византия, являясь могучим и развитым государством, стала играть в жизни славян огромную роль. Стремясь распространить на славянские племена свое влияние, Византия приглашала славянских князей на службу, натравливала на них кочевников. Именно в этот период зародилось непримиримое противостояние «леса и степи», сыгравшее в последующей истории России огромную роль.
Для борьбы с Византией, ее мощной армией и флотом, для сражений с кочевниками требовалась концентрация сил. Таким образом, внешний фактор стал одной из причин формирования крупных союзов племен. В результате многочисленные разрозненные славянские племена объединились в полтора десятка союзов племен - политическую форму эпохи военной демократии, т.е. переходного периода, связывающего последние этапы первобытнообщинного строя с первыми этапами формирования государственных отношений.
Объединенные дружины союзных племен, рассеяв по степи кочевников в VI-VII вв., прорвали византийские укрепления на Дунае, прошли через Балканский полуостров до Константинополя. Походы на Византию способствовали вовлечению славянских племен в мировую цивилизацию. Заметно возросла военная подготовка, происходило взаимообогащение культур и заселение опустевших византийских земель. В ходе военных походов сформировались постоянные дружины, выделилась обогатившаяся знать.
Походы на Византию исторически совпали с началом разделения славянского мира на три основные группы (VI-VII вв.): южную (болгары, сербы, словенцы, хорваты, македонцы); западную (поляки, чехи, словаки, лужичане); восточную (русские, украинцы, белорусы).
Восточные славяне стали продуктом слияния праславян, двигавшихся в VI-VII вв. на восток, с местным населением - иранцами, балтами и т.д. О восточных славянах VII-VIII вв. можно говорить уже с большей долей исторической достоверности, хотя летописные предания о восточнославянской ветви скудны и отрывочны. Наиболее крупными объединениями восточных славян считаются: Куяба (Куява) - область вокруг Киева; Славия - в районе озера Ильмень с центром в г. Новгороде. Местонахождение Артании точно не установлено.
Фрагментарные летописные предания о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и об образовании города Киева широко вошли в русскую мифологию. Наиболее известная древнерусская летопись «Повесть временных лет», составленная, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале ХII в., дает описание каждого племенного союза славян с указанием места его расселения. Племенной союз включал до 200 отдельных племен.
По среднему течению Днепра (район Киева) жили поляне; южнее полян - уличи; к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Десне, - северяне; по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи; по берегам Припяти - древляне; к северу от Припяти по Западной Двине - дреговичи; по рекам Оке и Москве - вятичи; в междуречье Днепра и Десны - радимичи; вокруг озера Ильмень - ильменьские славяне (словене). Летописец называет наиболее развитыми и культурными полян, земля которых носила также название «Русь» (от названия реки Рось), что дало впоследствии одно из объяснений происхождения термина «Русь» противникам норманнской теории.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы). Выращивались и технические культуры (лен, конопля). О том, что земледелие было основным занятием восточных славян, свидетельствуют и многочисленные названия хлебных изделий в славянской лексике: коврига, калач, пироги. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур - жито.
На Севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два-три г. участок давал довольно хороший урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.
Основными орудиями труда были: топор, мотыга, заступ, борона-суковатка. Серпами жали хлеба. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Плодородные земли засевали в течение двух-трех и более лет. После истощения почвы переходили («перекладывались») на новые участки. Ведущим орудием труда было рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом. Скотоводство у восточных славян играло вспомогательную роль - разводили свиней, овец, коров, коз.
Восточные славяне жили в гармонии с природой, используя ее дары. В.О. Ключевский так описывает восточных славян: «В пустынном лесистом краю пришельцы занялись ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашеством. Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными сплошными полосами... Такие места являлись удаленными один от другого островками среди моря лесов и болот. На этих островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали в окрестностях поля для пашни, приспособляя в лесу борти и ловища».
В начале I тыс. н.э. славяне жили родовыми общинами. Трудоемкие работы мог выполнять только большой коллектив, в задачу которого входило следить за правильным распределением и использованием земли. Именно поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).
Соседская община, пришедшая на смену родовой, владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Общинные владения делились на личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь) и общественные (земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п.). Пахотная земля и покосы принадлежали разделу между семьями. Исторически длительное ведение хозяйства в условиях общины не могло не отразиться на менталитете восточных славян, их психологии, образе жизни и деятельности. Именно это во многом и дало основание идеологам народников, а затем и марксистов считать российский народ особенно восприимчивым к идеям социализма, основой которых является общественная собственность на средства производства.
Появление городов у восточных славян летописные свидетельства относят в VI-VII вв., то есть еще до возникновения Древнерусского государства. Наиболее крупными из них были Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск и др. Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, что обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. В большинстве случаев города строились на торговых путях.
Общественный строй восточных славян был довольно-таки примитивен. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Князей окружала бывшая родовая знать - «народные люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решались на народных собраниях - вечевых сходах. Византийские источники дают имена славянских князей и называют их отцов. Это говорит о том, что власть передавалась по наследству.
Управление при военной демократии
Существовало общеплеменное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Военные походы на Византию стимулировали у восточно-славянских племенных союзов процесс организации профессиональных воинов-дружинников. Дружина делилась на старшую (послы, управители) и младшую, живущую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Культура славян этого периода известна мало, однако достоверно можно говорить о существовании трудовых обрядовых песен, погребальных плачах, загадках, сказках. Значительную роль играла эпическая поэзия, отзвуки которой чувствуются в «Слове о полку Игореве», - дунайские походы антов, когда они «ристали в тропу Трояню через поля и горы»; песни, сложенные о смерти Буса (Бозы). В летописях описываются события, относящиеся к VI-VII вв. (основание Киева, насилие аваров). Археологами найдены интересные образцы прикладного искусства древних славян - клад VI-VII вв. на реке Рось: серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами; серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатыми вышивками на рубахах. В VII-VIII вв. уже использовались греческие буквы для передачи славянских слов.
Восточные славяне были язычниками. Поклонение явлениям природы и культ предков играли для них важную роль, однако при этом отсутствовали храмы и особое сословие жрецов. Отдельные волхвы и кудесники, считавшиеся служителями богов и толкователями их воли, существенной роли при этом не играли.
Отличительной чертой древнеславянской культуры являлась религиозно-мистическая окраска, о чем свидетельствуют летописные источники: трупосожжение, вера в загробный мир, проявлявшаяся в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие, пищу. Наши предки верили в существование злых сил (упырей, леших, злыдней) и для защиты от них употребляли амулеты из волчьих и медвежьих зубов, словесные заговоры, а в орнамент вносились магические знаки.
Рождение, свадьба, смерть сопровождались заклинательными обрядами. Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен г. Пережитки этих обрядов и праздников дошли до наших дней.
Главными богами славянского мира считались: Даждьбог (у других племен Хорс) - бог солнца; Перун - бог грома, молнии, войны; Стрибог - бог ветра; Волос (Велес) - покровитель скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и поэтому Даждьбог был «сварожичем», т.е. сыном неба); мать Земля-сырая тоже почиталась как божество, богиней земли и плодородия считалась Мокошь. Кроме того, существовало множество мелких божеств. Священным считался очаг - символ семьи. Были священные рощи, реки, озера. У каждого племени имелось свое святилище, где стояли идолы. Идолам приносились жертвы - бараны и быки.
Восточные славяне, расселенные на обширной территории, были окружены различными народами и племенами. Неизбежное взаимодействие в ходе исторического развития не могло не оказать влияния на восточных славян, их хозяйственно-культурную, духовную жизнь, а в итоге и на процесс становления российской государственности. По свидетельству историка В.О. Ключевского, соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, словаки, чехи) и венгры (IХ в.); на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, меря, мурома); на юге - печенеги и хазары. «Повесть временных лет» свидетельствует о значительном влиянии на восточных славян Хазарского каганата. Это обширное государство простиралось от Кавказских гор на юго-востоке до нижнего и среднего Поднепровья на западе. Славянские племена полян, северян, радимичей и вятичей какое-то время подчинялись хазарам и платили им дань: «... А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке с дыма...».
По мнению того же Ключевского, «хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и не страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам». По свидетельству С.Ф. Платонова, на славян значительное влияние оказали близкие контакты с богатыми хазарскими рынками, на которых «торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане».
Под властью хазарского кагана соединялись люди разных племен и религий. Под прикрытием и под покровительством хазарской власти восточные славяне вели оживленную торговлю с Арабским Востоком. Подтверждением этого является множество найденных в русских кладах арабских монет (дирхемов VIII-Х вв.). По мнению ряда историков, хазары являлись своего рода заслоном для славян от набегов персов и арабов.
Важную роль в начальной истории восточных славян играли отношения со Скандинавией. С.Г. Пушкарев считал, что VII-Х вв. были временем энергичной и бурной экспансии скандинавских народов. Действительно, в VII в. отряды викингов двинулись на восток через Балтийское море, занимаясь разбоем и торговлей. К началу VII в. они по рекам проникли в глубь Восточной Европы. Вторжение викингов во владения славянских племен оказало большое влияние на формирование ранних форм государственности у восточных славян.
Викинги (в Европе их называли «норманнами», на Руси - «варягами») основывали фактории (торговые посты) в устьях рек, впадающих в Балтийское море, укрывались там зимой и грабили прилегающие земли. Весной они спускали на воду свои грузовые лодки-ладьи и шли на веслах в глубь русской земли. Для безопасности они передвигались флотилиями до ста судов и перевозили большое количество товаров. Известно два речных пути в глубь русской земли. Оба они начинались на Ладожском озере. Некоторые варяги плыли на восток по Волге до города Болгар или до порта Итиль. Эти торговые города располагались на пересечении сухопутных путей на Ближний и Дальний Восток. Там они приобретали арабское серебро в обмен на меха и рабов. Путь на юг через Каспийское море приводил на богатые восточные рынки.
Другие группы скандинавских племен с Ладожского озера направлялись на юг по Днепру, затем через Черное море до Константинополя. Суда их плыли под парусом или шли на веслах. Зачастую приходилось на руках и волоком по земле перетаскивать суда из одной реки в другую, огибая пороги. Это была изматывающая работа, на которой нередко использовались рабы-славяне.
К IХ в. расширилась территория, населенная восточными славянами. Они расселились в землях финно-угров (Приладожье, Верхняя Волга), колонизировали черноземные степи до прихода в Х в. печенегов. В это время восточные славяне успешно освоили торговый путь «из варяг в греки»: через Западную Двину и Волхов суда волоком перетаскивались в Днепр, доходили до Черного моря и далее, вдоль берега до Византии.
Таким образом, летописные источники крайне скупо и отрывочно освещают период тесного соприкосновения скандинавских племен с племенами восточных славян, взаимное влияние культур этих народов. С известной долей уверенности можно говорить о том, что скандинавские народы сыграли определенную роль в становлении древнерусского государства.
Таким образом, формирование общности судеб народов России не могло протекать вне мирового исторического процесса. На наш взгляд, при анализе российской истории, ее государственности, а тем более российского менталитета[3], исходными принципами могут являться следующие:
1. Россия не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде, но и не является самостоятельной цивилизацией.
2. Наша страна - особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенный мощным, централизованным государством.
3. Россия геополитически расположена между двумя центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом - и на протяжении всей своей истории на нее оказывалось как восточное, так и западное влияние.
На поворотах истории Россия тяготела то к Западу, то к Востоку, что обостряло проблему выбора альтернативы ее развития. Опираясь на эти базовые принципы, и следует рассматривать проблемы истории России, которая благодаря факторам, действовавшим еще в период евразийской древности, формируется как полиэтническое и поликонфессиональное государство.
Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 1753;