КИЕВСКАЯ РУСЬ И ЕЕ СУДЬБА
Возникновение Киевской Руси (Древнерусского государства) большинство историков относят к VIII-IХ вв. В этот период происходил интенсивный процесс объединения восточнославянских племен в союзы на обширной территории Северозападной и Центральной части Восточно-Европейской равнины. Становление Киевской Руси было связано как с социально-экономическими изменениями в обществе, нарастающей социальной дифференциацией, так и с внешнеполитическими факторами: завоевательными походами против Византии, столкновениями со степными племенами кочевников, обеспечением устойчивых торговых связей Приднепровья с Черноморскими и Каспийскими рынками.
Образование Древнерусского государства по времени совпадает с процессом государствообразования на территории Европы. В период с IХ по ХI вв. возникают Великоморавское княжество, Чешское, Древнепольское государства, Саксонское королевство (впоследствии Англия), Датское королевство и т.д.
Однако процесс интегрирования в европейскую цивилизацию для Киевской Руси был затруднен.
Во-первых, европейские государства возникали не на пустом месте. Они унаследовали богатый исторический опыт предшественников в государственном строительстве (Греция, Римская империя, империя Карла Великого и т.п.).
Во-вторых, территория расселения восточных славян была значительно обширней и не имела естественно-географических преград.
В-третьих, восточные славяне, в отличие от европейских народов, подверглись большему воздействию со стороны восточных племен-кочевников и тюркских государств (Тюркский каганат, Хазарский каганат). Первые киевские князья даже приняли тюркский титул «каган».
Единственным сохранившимся источником, дающим летописную версию начального периода государственного образования у восточных славян, является «Повесть временных лет», которая сообщает: «В год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами, судил по праву». И пошли за море, к варягам, к руси («идоша за море к варягам, к руси»). Те варяги назывались русью, как другие называют шведы, а иные норманы и англы («сице бо тии звахуся русь...»), - вот так и эти прозывались. Сказали русь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка («наряда») в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске».
Сомнения в подлинности легенды высказывали многие историки и лингвисты. Тем не менее, уже более двухсот лет в исторической науке существуют две теории, пытающиеся объяснить, «откуда есть пошла русская земля», т.е. как начинался процесс формирования Древнерусского государства.
Основы норманнской теории заложили приглашенные в ХVIII в. в Россию немецкие ученые Г. Миллер, И. Байер и А. Шлецер. Конспективно основные ее положения можно изложить следующим образом:
- государственность на Русь была принесена викингами, которых в Западной Европе называли норманнами, а на Руси - варягами;
- название «Русь» - скандинавского происхождения;
- первая династия - «рюриковичи» - является норманнской по происхождению.
Родоначальником антинорманнской теории является М.В. Ломоносов, а наиболее активным ее сторонником стал академик Б.А. Рыбаков. Антинорманнская теория утверждает:
- государственность Киевской Руси зародилась на славянской основе;
- слово «Русь» связано с названием притока Днепра и племенем, обитавшим на его берегах;
- первой княжеской династией была династия Кия.
Современные исследователи идентифицируют Рюрика с датским конунгом Рориком Фрисландским и отстаивают скандинавское происхождение слова «Русь», а первым правителем Киевской Руси считают родственника Рюрика - князя Олега, который, согласно летописным сообщениям, в 882 г. захватил Киев, объединив тем самым северные и южные земли восточных славян.
На наш взгляд, варяги оказали определенное влияние на объединение восточнославянских земель, уже подготовленных к государственности внутренним развитием, в частности, созданием союзов племен, которые усложнили структуру общества, выдвинув на место кровных связей территориальные, и подготовили переход к государству. Ранняя знать эпохи образования Древнерусского государства рассматривается в настоящее время как этнически смешанная группа, включавшая ассимилированных варягов и славянскую «верхушку».
По своему же уровню развития варяги не превосходили славян, поэтому их влияние на славянскую культуру не было сколько-нибудь значимым. Напротив, они были быстро ассимилированы и впоследствии от варягов осталось только название династии Киевских князей - Рюриковичи.
В своем развитии Древнерусское государство проходит несколько этапов:
I. Начало IХ в. - 882 г. - начальный период развития Древнерусского государства до захвата Киева Олегом.
II. 882-912 гг. - правление Олега.
III. 912-1054 гг. - существование единого государства.
IV. 1054-1093 гг. - период усобиц.
V. 1093-1132 гг. - империя Мономаха и Мстислава.
Во внешней и внутренней политике первых киевских князей отчетливо выделяются два направления - Степь и Византия. В 907 г. Олег, подчинив себе древлян, северян, радимичей, собрал огромное разноплеменное войско и предпринял поход на Царьград (Константинополь). Дружина Олега «повоева около города», вынудила греков заплатить огромную дань в обмен на мир (договор 912 г).
В 912 г. Олег умер и на престол вступил Игорь (912-945) Он продолжал объединительную политику предшественника, покорив угличей и усмирив древлян. Два неудачных похода Игоря на Царьград завершились мирным договором 945 г., по которому русские купцы лишились права беспошлинной торговли.
После трагической гибели Игоря в 945 г. на земле древлян великой княгиней стала его вдова Ольга (945-957) Она правила за своего малолетнего сына Святослава. Ольга была примером мудрого государственного деятеля и добилась успехов в усилении великокняжеской власти. Наказав древлян за смерть мужа, она установила «уроки» (размер дани) и «погосты» (места сбора дани). В 955 (или в 957 г.) Ольга посетила Царьград и крестилась там в православную веру.
Сын Ольги Святослав (957-972) являлся выдающимся полководцем, проведшим всю жизнь в седле. Он подчинил себе вятичей, нанес тяжелые поражения хазарам, победил волжских булгар, совершил ряд походов на печенегов, в одном из которых в 972 г. был убит. По мнению Н.М. Карамзина, «Святослав не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя стихотворца, заслуживает укоризну историка».
После смерти Святослава на Руси началась первая усобица, победителем в которой вышел Владимир (980-1015). В период его великокняжения шел интенсивный процесс государственного строительства Киевской Руси. Владимир продолжил расширение сфер влияния Киева, объединив практически все земли восточных славян, принял решительные меры по укреплению границ. В 981 г. вследствие удачного похода на запад Владимир завоевал восточную Галицию. Дважды были предприняты походы на восток против вятичей, радимичей. При Владимире под властью древней Руси оказалось литовское племя ятвягов, волжские булгары.
При Владимире со всей очевидностью встала необходимость укрепления великокняжеской власти. Идеологической основой нового общества, укреплявшей власть Киевского князя, явилось христианство. Вместе с выполнением политической функции христианство пропагандировало необходимые обществу и государству моральные нормы, а также способствовало развитию культуры.
Христианство стало распространяться на Руси задолго до официального крещения при Владимире. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Первая религиозная реформа Владимира предполагала упорядочить языческие представления Древней Руси при помощи создания единого пантеона богов во главе с Перуном. Однако эта реформа не увенчалась успехом. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Интересы единства страны и признания Западом требовали общей мировой религии. Летопись содержит сведения о визитах в Киев мусульманских, иудейских, православных, католических проповедников. Решающую же роль сыграли прочные связи с Византией, и в 988 г. Владимир принял христианство в православном его варианте. С этого момента православие стало официальной государственной религией.
Крещение Руси стало важным и во многом переломным рубежом. Принятие христианства означало изменения всего строя жизни: от семейных отношений (запрещалось многоженство) до общественных установлений. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир.
Однако то, что христианство было принято в восточном, византийском варианте (православие, то есть истинная вера), имело значительные последствия для Руси. Так, в православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей.
Во времена Киевской Руси это отличие не имело существенного значения, но по мере того, как Европа ускоряла развитие, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалась существенно.
Принятие христианства на Руси способствовало отторжению Новгорода от балтийского культурного региона. Вместе с тем, на Русь активнее стало проникать византийское культурное влияние, что привело к усилению культурного размежевания Киевской Руси с западнославянскими соседями, воспринявшими христианство из Рима и вместе с этим вошедшими в орбиту латиноязычной западноевропейской культуры. Южная ориентированность Киевской Руси способствовала сближению церковных и культурных связей с Византией, а общая письменность - с Болгарией. Тесная связь с этими государствами была обусловлена и политически, т.к. являлась препятствием для кочевников в причерноморских степях, откуда постоянно исходила угроза южнорусским землям.
При Владимире шел интенсивный процесс становления политического строя Киевской Руси. Главой государства стал наследственный князь, который являлся и законодателем, и военным предводителем, и верховным судьей на территории всех русских земель. Великий князь сажал своих сыновей в другие города и земли, где они правили от его имени, опираясь на своих дружинников и местную знать.
Важная роль в политической системе Древнерусского государства принадлежала княжеской дружине, которая не только являлась военной силой, но и непосредственно участвовала в управлении государством. Княжеские дружинники выполняли функции судебных исполнителей («мечники»), собирали налоги и штрафы («вирники»). Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения земель Киевской Руси. Ввиду значительного влияния дружины князь зачастую при решении важных вопросов советовался с ней, стремясь заручиться ее одобрением и поддержкой в делах.
В ХI в. значительно возрос международный авторитет Киевской Руси, власть великого князя. С середины ХI в. великие князья стали самостоятельно назначать митрополита, пренебрегая мнением Византии; к великому князю стал применяться титул «царь».
В становлении Древнерусского государства важную роль играли правовые нормы. Междоусобицы, последовавшие за смертью Владимира, настоятельно поставили вопрос о необходимости издания основополагающих законов, регулирующих отношения в государстве. Согласно летописи, авторство первого сложного юридического документа («Правда Ярослава») принадлежит Ярославу Мудрому (1019-1054), при котором Киевская Русь достигает высшего политического и культурного расцвета. «Правда Ярослава» положила начало единому древнерусскому законодательству - «Русской правде», которая со временем пополнилась «Правдой Ярославичей» (около 1072 г.), Уставом Владимира Мономаха (1113) и другими юридическими актами.
Внутреннее устройство Древнерусского государства, его социально-экономическая структура до сих пор вызывают споры у историков. Однако, несмотря на ограниченность сведений, можно говорить о том, что в ХI-ХII в. Киевская Русь была наделена основными атрибутами государства.
Древнерусское государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие свободы, предоставлял вассалу автономию. Высший слой общества - бояре - являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Боярская дума - совещательный совет при князе - символизировала права и автономию вассалов. Князь управлял землями, заботился о правосудии, законности, защищал от врагов, но обязан был считаться с интересами земель, которые представляли бояре.
Важную роль в древнерусском обществе играла вотчина. Согласно «Русской правде» центром вотчины был княжеский или боярский двор. Во главе управления вотчиной стоял «огнищанин» (от слова «огнище» - дом). Сбором налогов ведал княжеский подъездной. На земле вотчины работали в разной степени зависимые крестьяне. Основную массу сельского населения составляли смерды, которые жили либо в крестьянских общинах и несли повинность в пользу государства, либо непосредственно в вотчинах. Разорившиеся или обедневшие крестьяне назывались закупы. Они брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скот, деньги - и работали на своего кредитора, подчиняясь ему до возвращения долга. Холопы и челядь были низшей категорией зависимого населения. Они фактически находились на положении рабов. В большинстве своем они пополнялись из числа пленников или через патриархальное домашнее рабство, в которое попадали соплеменники.
Неоднородный социальный состав общества отчетливо обозначен в «Правде Ярославичей». Отмена кровной мести способствовала юридическому закреплению неравенства различных сословий и категорий населения. Так, самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных - 80 гривен. Жизнь свободного населения - людей и мужей - оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских старост, ремесленников - в 12 гривен; холопов - в 5 гривен.
Крестьянские хозяйства составляли в совокупности крестьянскую общину, которая называлась «миром» или «вервью». Ее члены были связаны круговой порукой, несли коллективную ответственность за уплату дани, за совершенные преступления. Связующими общины центрами были погосты (от слова «гостьба» - торговля), где обычно собиралась дань, проходили торги, религиозные празднества.
Социальная структура общества, состояние товарно-денежных отношений, высокий уровень развития культуры Древнерусского государства опровергают господствовавший долгое время тезис о том, что Русь с момента зарождения значительно отставала в своем развитии от Западной Европы.
Однако, наряду с наличием общих тенденций с Европой, Древняя Русь имела и ряд существенных особенностей:
1. В Древней Руси слабее, чем на Западе, шел процесс социально-классовой дифференциации. Крупные частные хозяйства - вотчины - были основаны на труде рабов и полусвободных и не играли ведущей роли в экономике страны. Это были острова в море свободных землевладельческих общин, основанных на коллективной форме собственности.
2. Основной ячейкой общественного устройства была община - многофункциональный, базировавшийся на принципах коллективизма и уравнительности собственник земли и угодий.
3. Широкое развитие получило коллективное общинное управление. Даже князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем (ни в восточном варианте, ни в западном). Государство строилось на принципах общественного договора князя с народом (вече).
4. В Древней Руси было много городов, но в отличие от Европы, где город был центром торговли, ремесла и культуры, у нас город являлся политическим центром.
5. Важной особенностью Киевской Руси было всеобщее вооружение народа. Влияние княжеской дружины было существенным, но не решающим. Народное ополчение подчинялось не князю, а вече. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности, прежде всего со стороны кочевой степи.
Государственное единство Киевской Руси, как и империи Карла Великого, не было прочным. Уже со второй половины ХI в. намечаются признаки феодальной раздробленности, а после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начинается период усобиц, кровопролитных столкновений. Князья стремились ко все большей самостоятельности, искали опору в местном боярстве и противопоставляли себя власти великого князя. Не остановил усобиц и съезд в Любече (1097), на котором было решено каждому князю «свою вотчину держать». Однако внешняя угроза - набеги половцев - способствовала сохранению единства при правлении Владимира Мономаха (1113-1125), который правил Русью «от края до края» и «много поту утер за Русскую Землю» в борьбе с половцами. Единство Руси сохранялось и при его сыне Мстиславе (1125-1132). Однако после его смерти (1132) княжества вышли из повиновения Киеву и летописец записал: «И разъдрася вся Русская земля». Начался новый этап истории нашего Отечества.
Распад Киевской Руси был закономерным явлением. Это раннефеодальное государства не имело четко оформленной правовой системы. В условиях натурального хозяйства, экономической самостоятельности вотчин и замкнутости крестьянских общин не могла оформиться единая экономическая структура. После разгрома половцев Мономахом на некоторое время был устранен внешний фактор, сыгравший в свое время значительную роль в объединительном процессе. Не способствовала единству и развитию феодализма вглубь огромная территория при низкой плотности населения. Племенная обособленность, родовые и территориальные конфликты, рост и укрепление городов, амбиции местных князей и бояр также подпитывали центробежные тенденции. Однако с исторической точки зрения судьбу Киевской Руси не следует рассматривать как трагедию. Она стала колыбелью российской государственности и культуры, дала жизнь десяткам княжеств, которых в середине Х1I в. было 15, в начале ХIII - около 50, а в ХVI в. - 250.
Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 3577;