Восточные славяне в древности.
Термин «история» достаточно многозначен. В прямом переводе с греческого история - рассказ о прошедшем, об узнанном.
В настоящее время этот термин употребляется в трех основных значениях:
1. Процесс развития природы и общества.
2. Комплекс общественных наук, изучающих развитие человечества. В этом отношении выделяют всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран; историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Выделяют также отрасли исторической науки: экономическую, военную историю, историческую географию, историографию и т.д. Органическими частями истории как комплекса наук являются специальные исторические науки - археология, этнография и т.п. История различных сторон культуры, науки и техники изучается специальными историческими разделами соответствующих наук, например, история математики, история искусств и т.д.
3. Наука, изучающая прошлое и настоящее развитие человечества в его конкретности и многообразии с целью выявления закономерностей исторического развития.
В ХХ в. история пошла своеобразным путем. Эпохи, которые раньше казались последовательными ступенями исторического прогресса, превратились в рядоположенные социокультурные и исторические реальности, каждая из которых имеет свой вектор развития и которые все вместе образуют то, что называется процессом всемирной истории.
Многие десятилетия в советской исторической науке господствовал формационный подход, предполагавший деление общества на ряд стадий - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Этот подход, основанный на марксистско-ленинской концепции, превращал историю в важнейший инструмент политики правящей партии.
В западной исторической науке широко применялся цивилизационный подход, главными критериями которого являлись общность черт политической, материальной, духовной культуры, общественного сознания, сходные пути развития. При этом учитывались различия, порожденные географической средой обитания, климатом, исторические особенности. Таким образом цивилизация рассматривается как сообщество людей, находящееся на определенной ступени развития и объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые черты социально-политической организации, культуры, экономики, а также психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.
На сегодняшний день выделяются три типа цивилизаций.
К первому относятся народы вне исторического времени. Этот тип присущ первобытному обществу. Его сущность в неизменности, гармонии и балансе с природой. При графическом изображении это замкнутый круг. Любое отклонение, нарушение равновесия между человеком и природой ведет к гибели данного типа цивилизации. Осколки его сохранились до сих пор в Австралии, Африке, Южной Америке.
Второй тип цивилизации, для которого характерна цикличность развития, принято называть восточным. Его главные черты: переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных традиций, приоритетность духовности, сохранение замкнутых общин кастового характера, не связанных друг с другом, но опирающихся на сильную централизованную власть. В обществе восточного типа отсутствуют ярко выраженные классовые различия, развитая частная собственность. Основной тип государства - деспотия.
Третий тип цивилизации - западный. В его основе - идея непрерывного поступательного развития. Этот тип присущ большинству европейских государств, где роль господствующей идеологии выполняет христианство. Для данного типа цивилизации характерны развитая частная собственность, рыночные отношения, политическая система с активно действующими политическими партиями, рационализм.
Что касается истории России, то в последнее время для объяснения закономерностей ее исторического развития все чаще используется евразийская концепция, с точки зрения которой главным фактором истории является связь культуры и жизни народа с географической средой. По мнению сторонников этой концепции, в России сошлись Запад и Восток и образовался особый мир. Отсюда идея самобытности и неповторимости России, абсолютизация роли церкви в духовной жизни, а государства - в общественной.
Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 1000;