Глава 11 - Чувствительность клеток к СТГ и соматомедину

 

Ни СТГ, ни соматомедин внутрь клеток проникать не могут. Они воздействуют лишь на рецепторный аппарат наружной клеточной мембраны. Клеточные мембраны имеют жидкокристаллическое строение. Одна из разновидностей белков клеточных мембран - белки рецепторы. Воспринимая сигнал от СТГ и соматотропина, они обратимо меняют свою структуру, посылая, тем самым, сигнал внутрь клетки. У каждого гормона и посредника, не могущего самостоятельно проникать внутрь клетки, есть посредники внутриклеточного сигнала, которые запускают уже внутри клетки цепь каскадных реакций. В данном случае таким посредником является ц-МФ-циклический аденозинмонофосфат. "Приняв" сигнал от гормона ц-АМФ запускает внутри клетки каскад белковосинтетических процессов. Продукты этих процессов уже способны проникать в ядро клетки и воздействовать на хромосомы активируя генетический аппарат. Происходит подавление геноврепрессоров синтеза белка и начинается дерепрессирование (усиление) синтеза белка в тех группах клеток и тканей, которые являются наиболее восприимчивыми к действию данного гормона.

СТГ воздействует на рецепторы определенных клеток печени, где посредством ц-АМФ запускается синтез соматомедина С. Соматомедин С воздействует на рецепторный аппарат мышечных и других клеток, в которые посредством ц-АМФ запускается белковый синтез и тормозится катаболизм. Лишь на жировую ткань действие прямо противоположно: катаболизм жировой ткани начинает преобладать над анаболизмом.

Количество всегда переходит в качество. Увеличивая внутриклеточную концентрацию ц-АМФ, мы, тем самым, сделаем ткани более чувствительными к эффектам СТГ и соматомедина С. В молодом растущем организме это имеет смысл делать даже в том случае, если СТГ не вводится извне. Тем самым, мы будем потенцировать действие собственного гормона. При введенном СТГ извне с целью усилить процессы роста либо с анаболической целью использование "накопителей" внутриклеточного содержания ц-АМФ позволит обойтись меньшими дозами и избежать возможных побочных действий.

Эозинофидьные клетки передней доли гипофиза, как мы знаем, находятся под контролем соматолиберина. Соматолиберин тоже не может проникнуть внутрь эозинофильных клеток. Он воздействует на эозинофильные клетки опосредованно, через систему ц-АМФ. Установлена прямая зависимость между содержанием ц-АМФ в эозинофильных клетках гипофиза и способностью этих клеток секретировать СТГ. Как видим, увеличивая способность клеток вырабатывать и аккумулировать ц-АМФ, мы можем: 1. Увеличить способность эозинофильных клеток синтезировать и секретировать СТГ; 2. Повысить чувствительность печени к СТГ и увеличить тем самым выработку соматомедина; 3. Повысить чувствительность клеток-мишеней к действию соматомедина и в конечном итоге увеличить анаболический эффект последнего. В очередной раз мы сталкиваемся с законом перехода количества в качество.

Наиболее сильными "накопителями" внутриклеточного ц-АМФ является группа производных пурина. Это пентоксифиллин (трентал), теобромин, теофиллин, эуфиллин (теофиллин с 1,2-этилендиамином), дипрофиллин, ксантинола никотинат. Все перечисленные препараты являются растительными алколоидами. Раньше их получали из отходов чайного и кофейного производства (эуфиллин и ксантинола никотинат являются полусинтетическими препаратами). В настоящее время эти средства получают синтетическим путем, хотя в ряде стран они до сих пор имеют "натуральное" происхождение. Все эти препараты являются ингибиторами "фосфодиэстразы" – фермента, расщемляющего ц-АМФ. Ингибируя фосфодиэстразу, они косвенным путем способствуют накоплению ц-АМФ внутри клетки. Их отличие от других "накопителей" ц-АМФ в том, что они способны накапливать ц-АМФ в некоторой степени избирательно по отношению к скелетной и гладкой мускулатуре. Накопление ц-АМФ в гладкой мускулатуре приводит к ее расслаблению. В наибольшей степени расслабляется гладкая мускулатура сосудов, бронхов и в некоторой степени внутренних органов. Это необходимо учитывать для получения дополнительного полезного эффекта. Расширение сосудов значительно улучшает общий кроваток, облегчая работу сердца. Улучшается кровоснабжение и самой сердечной мышцы. Это может быть очень важно при работе на выносливость как общую, так и силовую. Помимо расширения сосудов вышеназванные производные пурина уменьшают вязкость крови, повышая ее текучесть. Тем самым достигается улучшение капиллярного кровообращения во всех органах и тканях. Мало кто знает, что при утолщении мышечного волокна в 2 раза его кровоснабжение ухудшается в 16 (!) раз. Поэтому на определенном этапе подготовки спортсмена высокой квалификации возникает задача улучшить кровоснабжение мышечной ткани, чтобы сосудистая недостаточность не стала причиной замедления ее роста.

Расслабление гладкой мускулатуры бронхов приводит к их расширению, что значительно облегчает дыхание. Это опять-таки имеет большое значение при работе на выносливость для улучшения кислородного обеспечения организма, не говоря уже о коррекции имеющихся заболеваний бронхолегочного аппарата.

Расширение почечных сосудов приводит к увеличению диуреза за счет улучшения клубочковой фильтрации. В некоторой степени снижается артериальное давление.

Все производные пурина в некоторой степени возбуждают нервную систему, однако это возбуждающее действие незначительно, и его, скорее, можно назвать тонизирующим. Исключение составляет кофеин, обладающий значительным психостимулирующим действием. Кофеин, однако, нельзя использовать для курсового лечения. Повышая содержание ц-АМФ в клетке при однократном введении, он может истощить ее запасы в том случае, если применять его постоянно. По этой причине кофеин не используется именно для потенцирования действия СТГ и соматомедина С.

Наиболее изученным и общепризнанным потенцером действия СТГ на клетки является пентоксифиллин (трентал). Также он является в настоящее время и самым популярным средством для улучшения кровообращения среди спортсменов. Действие пентоксифиллина основано на том, что он ингибирует фермент фосфодиэстразу, который разрушает ц-АМФ и тем самым косвенным путем способствует накопление ц-АМФ внутри клетки. Показательно то, что целенаправленно, именно как потенцер действия СТГ на клетки пентоксифиллин никто не использует. Его используют для улучшения кровообращения даже не подозревая, что препарат можно использовать и с другой целью. Выпускают препарат в драже по 0.1 г. Внутрь принимают обычно по 2 драже 3 раза в день. Теобромин отличается тем, что оказывает некоторое стимулирующее действие на сердечную мышцу. Выпускается он в таблетках по 0.25 г. Принимают по 1-2 таблетки 3 раза в день. Теобромин среди подобных ему препаратов является «чемпионом» по количеству различных комбинированных лекарственных препаратов, куда он входит в виде одного из компонентов состава. Теофиллин сильнее других препаратов пуринового ряда расширяет бронхи. Это самый сильный ингибитор фосфодиэстразы среди других производных пурина. В таблетках в чистом виде не производится, зато входит в состав очень многих комбинированных препаратов. Самый известный из них – это эуфиллин, который представляет из себя комбинацию теофиллина с этилендиамином. Эуфиллин выпускается в разных формах как в таблетках по 0.15 г. для приема внутрь, так и в ампулах в виде 24% раствора для внутримышечного введения и в виде 2,4% раствора для внутривенного введения.

В спортивной практике эуфиллин обычно принимают по 0.15 г 3-4 раза в день.

Из теофиллина делают препарат «Теопэк», который является ни чем иным как теофиллином пролонгированного действия. Выпускается Теопэк в таблетках, содержащих 0.3 теофиллина. Благодаря особого рода наполнителю препарат держится в крови 24 ч. в почти неизменной концентрации. Принимают препарат обычно по 1 таблетке в день.

Таблетки «Теобиолонг» по своему составу и механизму действия лишь немного отличаются от теопэка и являются пролонгированной формой теофиллина. Выпускаются по 0.1 г препарата в одной таблетке.

Таблетки «Теофедрин» содержат по 0.05 г теофиллина, теобромина и кофеина: по 0.2 г аминдопирина и финацетина: по 0.02 г эфедрина гидрохлорида и фенобарбитана, 0.004 экстракта красавки густого и 0.0001 г цитизина.

Теофедрин обладает некоторым стимулирующим действием за счет содержащегося в нем эфедрина, однако количества жировой ткани в организме не уменьшает, что, очевидно, обусловлено содержащимся в нем цитизином, который хорошо стимулирует надпочечники (реактивный выброс инсулина в ответ на выброс глюкокортикоидов из надпочечников).

Дипрофиллин отличается почти полным отсутствием токсичности, хотя другие перечисленные препараты и так малотоксичны. Выпускается дипрофиллин в таблетках по 0.2 и в виде 10% раствора в ампулах по 5 мл. Принимают обычно внутрь по 1-2 таблетки 3 раза в день. Все вышеперчисленные препараты обладают способностью расширять сосуды почек. Улучшение почечного кровотока улучшает и диурез. Улучшение диуреза под действием «накопителей ц-АМФ» хоть и не идет ни в какое сравнение с усилением диуреза под действием мочегонных, но все же заметно. сантинола никотинат (компламин) включает в себя молекулу никотиновой кислоты. Поэтому он обладает наиболее сильным сосудорасширяющим действием. Никотиновая кислота, как мы знаем, значительно увеличивает секрецию СТГ, поэтому ксантинола никотинат оказывает двойное действие: увеличивает выброс СТГ и одновременно с этим повышает чувствительность к нему тканей. Длительное применение ксантинола никотината приводит к гипертрофии надпочечников, что способствует повышению выносливости и косвенным образом усиливает секрецию инсулина.

Существует масса комбинированных препаратов, которые содержат вышеназванные производные пурина в качестве одного из компонентов. Существует большое количество лекарственных форм вышеуказанных препаратов, как для внутреннего, так и для инъекционного введения. Теобромин принимается только внутрь.

Противопоказаны производные пурина при подагре или наследственной предрасположенности к этому заболеванию.

В настоящее время ц-АМФ выделен в чистом виде, пригодном для введения в организм. Однако, на фармацевтическом рынке этот препарат отсутствует. Считается, что проименяется только экспериментально, однако верится в это слабо. Я как практик не вижу серьезных причин, которые мешали бы его массовому производству и распространению.

Адреналин - гормон мозгового вещества надпочечников и одновременно нейромедиатор. Большие и средние дозы адреналина воздействует на а- и b-адренорецепторы. Они не усиливают секреции СТГ, но зато за счет стимуляции b-адренорецепторов повышает активность фермента аденилатциклазы, ответственного за синтез циклического аденозинфосфата внутри клетки, что способствует накоплению внутриклеточного ц-АМФ и повышению чувствительности тканей к СТГ и в еще большей степени к соматомедину С. К настоящему времени собран очень убедительный научный материал, посвященный этому вопросу.

Введение больших и средних доз адреналина допускается как в медицинской, так и в спортивной практике лишь однократно с целью стимуляции. Курсовое лечение большими дозами невозможно из-за избирательного разобщения окисления и фосфорилирования в сердечной мышце, что приводит к ишемической болезни сердца (ИБС). Микродозы адреналина, наоборот, способны улучшить обмен в миокарде, и применять их можно длительно. Микродозы не увеличивают частоты сердечных сокращений, а, наоборот, замедляют ее. Они не сужают сосуды, а несколько расширяют, не возбуждают нервную систему, а успокаивают. Закон перехода количества в качество срабатывает и здесь. Эффект от микродоз адреналина настолько заметен, что его используют даже в качестве самостоятельного лечебного средства.

Помимо анаболического действия малые дозы адреналина оказывают противовоспалительное, противоотечное, противоаллергическое действие. С их помощью удается несколько замедлить процессы старения организма. Вводится адреналин подкожно. В детском возрасте чувствительность клеточных мембран к адреналину намного выше, чем во взрослом. Адреналин можно закапывать в нос, и далее при таком способе введения он проявляет свой эффект.

Хотя, справедливости ради, следует заметить, что подкожное введение адреналина эффективнее. Даже однократное введение малой дозы адреналина несколько повышает силу и выносливость. При курсовом лечении эффект нарастает. Адреналин вызывает некоторую гиперплазию иммунных органов (тимуса, лимфатических узлов и т.д.), поэтому при курсовом лечении адреналином компенсируются хронические воспалительные заболевания, исчезает склонность к простудам. Есть много веществ, способных влиять на иммунные органы, но ни один из них не может увеличить массу тимуса (вилочковой железы) так, как это делает соматотропин. Соматотропин повышает все виды иммунитета. Иногда даже удаленные небные миндалины начинают отрастать под действием СТГ, но вырастают уже новые, здоровые.

В последнее время большую популярность приобрел кленбутерол - препарат, избирательно стимулирующий b-адренорецепторы и повышающий за счет этого чувствительность клеток к соматотропину. Изначально этот препарат был предложен в качестве бронхорасширяющего средства при бронхиальной астме и бронхитах. На практике препарат не показал ощутимого анаболического эффекта, сравнимого хотя бы с эффектом адреналина. Он, однако, проявил заметное жиросжигающее действие, и в этом его преимущество перед адреналином, который жиросжигающим действием не обладает.

Существует целый класс растительных препаратов, которые не избирательно повышают концентрацию ц-АМФ во всех органах и тканях, хотя и обладают некоторыми особенностями. Это растения-адаптогены. Их всего несколько: женьшень, элеутерококк колючий, левзея софлоровидная, аралия манчжурская, лимонник китайский, стерекулия платанолистная, заманиха высокая, радиола розовая (золотой корень). Непосредственно к мышечной ткани наибольшую тропность проявляют радиола розовая и левзея софлоровидная. Аралия маньчжурская способна несколько повышать секрецию СТГ за счет своего сахароснижающего действия. Лимонник в наибольшей степени стимулирует нервную систему и повышает быстроту реакции.

Все эти растения относятся к тонизирующим средствам. Они повышают внутриклеточную концентрацию. Ц-АМФ за счет стимуляции фермента аденилатциклазы без последующего истощения запасов содержания ц-АМФ.

Эффект проявляют только аптечные лекарственные формы. Это спиртовые настойки всех перечисленных растений и две таблетированные формы: экдистен и сапарал. Экдистен представляет собой стероидное соединение из левзеи софлоровидной. Сапарал - сумма гликозидов из аралии маньчжурской. В некоторых странах выпускается таблетированная форма одного из гликозидов радиолы розовой - родозин (Италия). Существует множество коммерческих поделок таблетированных форм адаптогенов, однако на практике они показывают полное отсутствие эффекта. Только названные лекарственные формы проверены временем (практикой) и дают ощутимый результат. Кстати говоря, женьшень является самым слабым, хотя и самым дорогим адаптогеном. Наиболее сильное общее адаптогенное действие проявляет лимонник китайский.








Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1448;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.