Глава 9 - Соматомедин - посредник действия СТГ на ткани
Еще в самом начале лабораторных исследований СТГ в 40-х гг. было обращено внимание на то, что он эффективен лишь при введении в живой организм (in vivo). Введение соматотропина в культуру мышечных клеток в пробирке (in vitro) не давало никакого эффекта, даже в том случае, если мышечные клетки находились в среде с достаточным количеством энергетического и пластического материала. Впоследствии было установлено, что в культуральной среде СТГ способен действовать на клетки лишь в том случае, если его концентрация в 2000 раз (!) превышает физиологическую. Тогда было сделано предположение, что существует какой-то посредник гормонального сигнала между СТГ и клетками организма. В начале 70-х гг. в различных лабораториях мира были выделены сразу несколько таких посредников гормонального сигнала. Они получили название "соматомединов". Были выделены и описаны соматомедин А, соматомедин В и соматомедин С. Еще их назвали инсулиноподобными факторами роста. Название, на мой взгляд, не совсем удачное, хотя бы уже потому, что, как мы знаем, лишь малые дозы соматотропина (а, следовательно, и соматомедина) оказывают проинсулярное действие. Большие дозы вышеназванных соединений, наоборот, обладают контринсулярным действием. Но, как бы то ни было, это название исторически закрепилось и используется до сих пор.
Соматомедин С получил название инсулиноподобного фактора роста (ИФР-I), соматомедин В назвали ИФР-II, а соматомедин А получил название ИФР-III. В начале 80-х гг., однако, выяснилось, что на самом деле существует всего лишь один инсулиноподобный фактор роста - ИФР-I (соматомедин С), представляющий из себя пептидное соединение из 70 аминокислот. Соматомедины А и В оказались экспериментальными артефактами. В науке такое случается сплошь и рядом. Поэтому никто не был удивлен.
Соматотропин в физиологических количествах действует исключительно на печень. Не зря ее называют центральной биохимической лабораторией. В печени вырабатывается ИФР-1, и уже он оказывает свое анаболическое и ростовое действие. То, что без здоровой печени нормальный анаболизм невозможен, было подмечено уже давно. Однако именно теперь этот постулат получил четкое физиологическое обоснование. Дети с больной печенью плохо растут, а у некоторых из них после тяжелых поражений печени рост прекращается вовсе. Атлеты после перенесенных заболеваний печени очень быстро теряют мускулатуру и спортивные результаты, если не предпринять серьезных лечебных мероприятий.
В настоящее время на рынке спортивной фармакологии появилось много различных биофлавоноидных соединений, которые якобы обладают анаболическим действием. Никаким анаболическим действием биофлавоноиды обладать не могут даже в принципе, т.к. являются просто стабилизаторами клеточных мембран. Единственное, на что они способны - это стабилизировать клеточные мембраны печени, т.к. печень является самым "мембранным” органом человеческого организма. Улучшение состояния печени приводит к тому, что она лучше синтезирует ИФР-1, и действие соматотропина на организм усиливается. Если печень поражена, то лечение соматотропином будет простой тратой времени и денег. Именно поэтому необходимо иметь четкое представление о том, чем является соматомедин С.
К слову сказать, самым эффективным биофлавоноидом, восстанавливающим функции печени, был и остается силимарин - алкалоид, выделяемый из расторопши пятнистой. На фармацевтическом рынке он продается под названием "карсил" ("легалон"). Карсил выпускается в виде драже по 35 и 70 мг. В зависимости от состояния пациента и поставленных задач назначается от 4 драже по 35 мг 3 раза в день до 4 драже по 70 мг 3 раза в день. Всегда натощак. Запивается небольшим количеством воды.
Легалон является суммарным препаратом, содержащим силимарин, силибинин и экстракт плодов расторопши пятнистой.
В России выпускается такой препарат как «Силибор». Он содержит сумму флавоноидов из расторопши пятнистой. Выпускается в виде драже по 40 мг. На практике, к сожалению, не удалось получить сколь-нибудь заметного эффекта от этого препарата.
Неплохо себя зарекомендовали также такие широко известные биофлавоноиды, как рутин и кверцетин, особенно в комбинации с аскорбиновой кислотой. Не будем забывать, что основу всех клеточных мембран составляют молекулы холестерина и фосфолипидов. Поэтому все факторы, содержащие фосфолипиды, либо могущие повысить синтез фосфолипидов в самой печени имеют для нее особое значение.
По эффекту лечебного воздействия ничто не может сравниться с холином. Ведь все фосфолипиды, вводимые в организм извне оказывают свое лечебное воздействие лишь постольку, поскольку отщеплять молекулы холина.
Холин для медицинских целей, выпускается в чистом виде, как в ампулах для внутривенных инъекций, так и в ампулах в качестве особой пищевой добавки. Российская медицинская промышленность выпускает холина хлорида в ампулах по 10 мл 20% раствора. Вводят, внутривенно разбавив предварительно 5% раствором глюкозы до получения 1% раствора. В вену вводят капельным методом до 2-3 г сухого вещества на 1 прием.
На рынке спортивных пищевых добавок холин присутствует в капсулах по 0.5 и 1 г. Фосфатидилхолин, фосфатидилсерин и др. виды фосфолипидов выпускаются в виде отдельных препаратов и служат донорами молекул холина. Все они предназначены для приема внутрь. В Москве выпускается сложный продукт под нахванием «Мослецитин». Банка этого продукта весом в 97 г содержит 22 г фосфатидилхолина, 20 г фосфатидилэтанолхолина, 14 г фосфатизилинозитола, 8 г углеводов, 18 г полиненасыщенных жирных кислот, 15 г гликолипидов. Рекомендуется к приему от 1 ч до 1 столовой ложки 3 раза в день натощак.
Клинические испытания последних лет показали, что наилучший результат по усилению роста и анаболизма достигается при одновременном применении СТГ и ИФР-1 Почему именно, пока неизвестно.
В настоящее время на рынке спортивной фармакологии уже появились коммерческие препараты ИФР-1. Их эффективность намного превышает эффективность соматотропина, ведь ИФР-1 оказывает анаболическое действие при любых неполадках в печени. Более того, после курса лечения ИФР-1 (лучше в комплексе с гепатопротекторными средствами) печеночная ткань восстанавливается, и организм уже начинает реагировать на введение соматотропина.
« Инъекционная форма ИФР-1 выпускается во флаконах, содержащих 200 мкг препарата. Суточная доза, рекомендуемая к применению – 50 мкг. Единственным препятствием для широкого внедрения в практику ИФР-1 служит его высокая цена.
Не обошлось в данном случае и без подделок. В каталогах спортивного питания появилось название нового чудо препарата "Colostrum Extreme", который якобы содержит ИФР-1 и предназначается для внутреннего приема. В аннотации написано, что этот препарат получен из молозива быка. У любого человека, хоть, сколь-нибудь знакомого с физиологией, сразу должен возникнуть вопрос: "Откуда у быка взялось молозиво?" Ведь у него нет вымени. Молозиво появляется только у коров перед отелом. Другой вопрос: "Если это молозиво, то каким образом туда мог попасть ИФР-1?” И, наконец, самый последний вопрос: "Разве можно принимать пептиды внутрь?" Ведь они будут перевариваться в желудочно-кишечном тракте, распадаясь до обычных аминокислот. Потому-то пептидные соединения и вводятся исключительно инъекционно.
Помимо ИФР-1 существует целая группа малоизученных высокоспециализированных тканевых гормонов, каждый из которых является посредником анаболического действия СТГ на какую-либо ткань. Анаболическое действие на нервную ткань опосредуется таким тканевым гормоном, как фактор роста нервов. Анаболическое действие на эпидермис (верхний слой кожи) ревизуется через фактор роста эпидермиса. Существуют еще факторы роста тромбоцитов, вилочковой железы и т.д. Все эти вещества еще предстоит синтезировать для медицинского применения. Очевидно, именно из-за отсутствия нескольких специализированных посредников гормонального сигнала СТГ инсулиноподобный фактор роста сам по себе, без комбинации СТГ, оказывает менее сильное анаболическое действие, чем в комбинации с последним.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 887;