Обществознание в новое время.
В 16 – 17 вв. начинает развиваться теория общественного договора. Гоббс и Локк – первые обратились к ней из представления о догосударственном состоянии общества, при этом Гоббс определил человеческую природу как эгоистичную. Природное равенство – источник бед. Право всех и на все равносильно люди находились в войне все против всех. Переход от войны к миру – от естественного к гражданскому. Главный признак – наличие государства. О передачи или доверенности права управлять собой одновременно установленной для этого общей власти для мира. При этом под этим лицом понимается не только человек, но и представитель совета. Власть абсолютна, опирается на силу и страх. Только абсолютная власть может быть альтернативой монархии. Власть суверена защищена общественным договором. Из 3 родов верховной власти (демократическая, аристократическая, монархия).
Гоббс – предпочтение монархии.
Гоббс – отец тоталитаризма.
Локк 17 в. – полагал, что общественные граждане поколение лучше и прогрессивнее состояния естественного. Он полагал, что это состояние не войны, а мира по законам природы. Включая наличие частной собственности. Общей собственности земли хватало, но населения, начинались столкновения. Надо заключить общественный договор и ввести гражданские законы. Люди отказываются от своей естественной власти и обращаются к закону. Локк вводит учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, федеративную.
Руссо – анти Гоббс, противоположно Гоббсу. Естественное состояние – мирное.
Происходит эксплуатация одного человека другим. Выход – договор. При этом Руссо доказывал необходимость имущественного и социального равенства. У Руссо общественный договор предполагает соглашение между суверенным и народом – опосредствуются правительством.
По Гоббсу – договор 1 раз и навсегда.
По Руссо – может меняться, подтверждается.
Адам Смит – 18 в. общественные связи между людьми устанавливаются на основе разделения труда. Работая на себя каждый работает на другого.
3 условия процветания государства:
1. Господство частной собственности
2. Не вмешательство государства в экономику
3. Личная инициатива
Классы:
1. Наемные рабочие
2. Капиталисты
3. Земляные собственники
Различают по доходам (зарплата, прибыль, рента).
Социалисты – утописты – к концу 18 – началу 19 в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Мор, Кампанелла.
Идеальное государство, где все живут счастливо, критиковали капитализм. Установление социального строя – объективный процесс, а человечество прошло через дикость, варварство, цивилизацию и идет к всеобщей гармонии. Делали попытки самим организовать социальные общины - разорились.
Геккель – к.18 – н.19 в. дал понятия гражданского общества – система всеобщей зависимости, в котором благо одного лица – благо всех. Сфера гражданского общества – материальная и экономическая жизнь и деятельность людей.
Гизо считал, что отношения между гражданским обществом и государством – отношения. Чем больше развито гражданское общество, тем больше демократических форм. По Геккелю – право, нравственность, религия. Причем весь материальный и духовный мир находится в диалектике, то есть в развитии.
Он выделяет 3 закона:
1. Закон отрицания – гласит: любое зарождение своим появлением отрицает предыдущее, беря из него лучшие черты.
2. Закон единства и борьбы противоположности – все в мире имеет составляющие, которые противоположны друг другу, есть верх, и есть низ.
3. Закон перехода количественных изменений в качественные - количество это составляющий элемент, а качество это суть. При исчезновении одной исчезает и другая.
Материализм – изучение мира из него самого.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1973;