Обществознание в средние века
Темное время – когда религия задавила все стороны жизни людей, в борьбе между разумом и верой, побеждает вера. У истоков средневекового обществознания стоит Фигура Аврелия Августина 15 в. Он, сторонник безусловного превосходства веры над разумом. Мир состоит из града земного, где живут люди занятые личным благополучием, и града небесного, где кроме ангелов и бога живут проповедники, странники, проповедующие вне земные ценности и идеалы. Человеческая история – борьба града небесного и града земного. Причем земной не выпадает из божественного замысла, его предназначение быть испытанием.
Фома Аквинский – 13 в. вершина средневековой философии.
Учения – томизм. Томизм – своеобразное сочетание Аристотеля с христианской мыслью, они дополняют и поддерживают друг друга. В основе Фома кладет идею естественности (человек существо социальное). Чтобы не сгинуть в стихии частных интересов люди нуждаются в руководящей силе, которая бы заботилась о их благе (государственная власть). Государственная власть может принимать различные формы 3 правильные и 3 не правильные.
Правильные:
1. Политика
2. Аристократия (правление достойных)
3. Монархия
Фома – сторонник монархии. Аквинский признает права народа на выступы против тирана. Власть монарха должна быть в согласии. Государство и церковь – божественные установления. Государству подчинены тела человека. Церкви – души.
Макиавелли – 16 в. заложил основы подхода к политической мысли как к автономному. Он не признает компромиссов, считая их губительными для государства. Государь должен исходить из злой природы человек, люди не благодарные, а государство создается, чтобы обуздать эгоизм и обеспечить порядок в обществе. Церкви отводится роль духовного утешителя. Сила – основа правления и права – жестокость государя, вынужденная. Политический идеал - государство, в котором перемешанные все начала, монархия, аристократия и демократия. Принцип цель оправдывает средство, насилие, возведено в ранг государства.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 837;