Ценность и их роль в развитии общества.
Эти идеи выдвигали: Риккерт, Вебер.
Вебер считал, что социальные исследования в отличие от естествоиспытателя должен выделять значимое, ценности, которые рассматривают как осознанный интерес.
Ценности определяется интересом эпохи, имеют исторический характер и силу для определения периода времени, а потом утрачивают значение.
Риккерт – ценности – вечные и универсальные принципы. Ценности не только влияют на познание и оценку явления, но и определяет нормы поведения людей, их цели, т.е. ценностные установки, определяют уклад жизни, влияют на отношения между людьми.
В это же время, складывается направление философской жизни экзистенциалисты – представители Сартр, Бердяев; проблемы сущности и существование человека.
Сартр – нет заранее созданной природы. Никто кроме индивида не может осуществить его становление человека.
По мнению экзистенциалистов человек свободен, его трудный удел быть постоянно в пути, заботясь об обретении своей сущности.
Другим учениям – развитие общества по замкнутому кругу. Тойнби создал теорию исторического, с локальными цивилизациями. Другие понимали исторический процесс как смена цивилизаций. Они считали, что каждая проходит ряд стадий.
Ведер называл их: молодость, зрелость, упадок.
Некоторые вслед за Шпенглером видели только две стадии: варварство, цивилизация.
Теория исторического круговорота была критикована, большинство выделяли общую линию (ход мировой истории). Материальную культуру, технику, производство выделяли основные этапы.
Ростоу выделил 5 стадий:
Традиционное общество (аграрное, примитивное)
Переходящее (появляется государство, предпринимательство)
Стадия сдвига (промышленные революции, социально-экономические, политические преобразования)
Стадия зрелости (НТР, рост городов)
Эра высокого массового потребления (сфера услуг, товаров).
Тоффлер выделил 3 стадии:
1. Аграрную
2. Индустриальную
3. Информационную
В начале XX в. происходит изменение и в марксистском учении. Ленин пересмотрел некоторые выводы и внес новые идеи. Идеи о пере равномерности экономического и политического развития стран как в законе о капитализме и невозможность победы во всех странах одновременно. Добавлено понятие о роли и учение, о коммунистической партии.
Бернштейн тоже пересмотрел учение Маркса Энгельса и сделал его развязней, его суть подвергнута критики. Со временем число собственников росло средние слои изменяют свой характер, но сохраняет свои позиции в обществе. Благодаря своим преобразованиям в капиталистической стране. Жизнь подтвердила его правоту, Каутский поддерживал марксизм.
Плеханов – основатель марксизма в России, считал, что экономика никогда не господствует сама с собой, необходимы зрелые экономические предпосылки для перехода к новому обществу. Захват власти путем переворота приведет к деспотизму.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 892;