В Новоевропейско-Североатлантическую цивилизацию

К рубежу XV—XVI вв. Западная Европа уже вполне подошла к раскрытию идеи индивидуальной свободы, базирующейся на праве частной собственности и реализующейся в гражданских правах. Ее неотъемлемым аспектом была и духовная свобода личности, утверждавшаяся к югу и северу от Альп в двух существенно различных формах, пытавшихся опереться на две самостоятель­ные традиции — античную и древнехристианскую.

Имеются в виду, с одной стороны, итальянский, несколько шире — роман­ский, гуманизм, делавший акцент на самоценности и самодостаточности челове­ческой индивидуальности в ракурсе ее гедонистического, чувственно-эстетичес­кого отношения к миру, и, с другой — немецкая (а вскоре также швейцарская, скандинавская, нидерландская, английская, шотландская и пр.) Реформация, кон­центрировавшая внимание прежде всего на индивидуальной религиозно-нрав­ственной ответственности, на духовной собранности человека, активно и рацио­нально действующего в материально-практической плоскости, однако рассмат­ривающего эту деятельность как священное призвание, в конечном счете — как служение Богу, а между ним и Богом устранены всякие посредники.

Религиозно освященная установка на труд и накопление при категорическом осуждении протестантизмом траты денег на мирские развлечения способствова­ла первоначальному накоплению капитала, а следовательно, и укреплению пер­сональной экономической (и всякой прочей) свободы зарождающегося буржу­азного класса. Его представители, руководствуясь буквой и духом кальвинизма с его кощунственной не только в пределах христианства, но и в какой угодно развитой религии идеей об изначальной избранности ко спасению небольшой группы лиц при извечной обреченности всех прочих, что б те ни делали, на вечные муки, богатели и воспринимали это как свидетельство их личной богоиз­бранности. Они все более активно начинали бороться и за утверждение соб­ственной политической власти, выдвигая буржуазно-республиканскую альтер­нативу идее монархического правления (кальвинисты Швейцарии и Нидерлан­дов, затем — кальвинисты-пуритане Англии и Шотландии, в иной форме —• про­тестанты, переселяющиеся на Восточное побережье Северной Америки).

Собственность, таким образом, не только начинает освобождаться от аб­солютистской власти монархов, опирающихся на дворянство, но сама стре­мится к этой власти и в той или иной форме получает ее в первых буржуаз­ных революциях, проходивших под протестантскими, прежде всего — каль­винистскими, лозунгами.

С эпохи Возрождения, тем более Реформации, в Западнохристианском мире уже массовый человек (а не только пророк, мудрец, философ, повижник-мис-тик, как то наблюдается во всех остальных цивилизациях с "осевого времени") находит опору в самом себе через утверждение собственной укорененности в584 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество

сакральном плане бытия или через ощущение личной, никем и ничем не опос­редованной связи с Богом.

И если романский мир часто трактует это мироощущение в духе пантеис­тически понятого неоплатонизма (с последним мощным аккордом в натурфи­лософии Дж. Бруно), что уже снижает трагизм персональной драмы жизни отдельной личности, то преимущественно германоязычныи протестантский мир доводит накал личных отношений, надежд, сомнений и упований на персо­нальное спасение конкретного верующего с Богом до максимального напряже­ния, как то видим в жизни многих северян от М. Лютера до С. Кьеркьегора.

Глубоко созвучны такому тонусу интуиции Б. Паскаля, как и всего полупро-тестантского по своему духу янсенизма. А в философии Р. Декарта, внешне вполне лояльной католическому вероучению, индивидуальный разум (еще по­лагаясь на то, что "Бог не может лгать") уже фактически возведен в ранг выс­шего судии и законодателя окружающей человека реальности что совместно с пафосом Ф. Бэкона относительно призвания человека к покорению и преобра­зованию природы готювит почву для просветительского рационализма.

Обратной стороной такого взгляда на себя и мир выступает уверенность западных европейцев того времени (в особенности же кальвинистов) в своей богоизбранности, коренном, установленным Богом превосходстве над всеми другими народами, обреченными тем же Богом на вечные муки. Прежде всего это относилось к представителям нехристианских культур и идейно оправды­вало бесчеловечное к ним отношение во время колониальных захватов в Но­вом Свете, сопровождавшихся истреблением миллионов индейцев, трансатлан­тической работорговлей и пр. Запад не только накапливал силы и средства для утверждения своего господства над всей планетой, но и с успехом убеждал самого себя в том, что имеет на то санкционированное Богом право.

Секуляризация сознания в эпоху Просвещения способствовала формулиро­ванию понятия о "естественных правах и свободах человека" отчасти уже в Англии после "Славной революции" 1688 г., а затем с новой силой во Франции середины XVIII в., тогда как деятели Американской революции (сами — привер­женцы просветительской идеологии) в соответствии с протестантскими тради­циями обосновывали эти права, скорее, при помощи идейного наследия Библии

Однако в обоих случаях во второй половине XVIII в. имеем и декларации прав человека, и попытки подчинить деятельность государственных структур интересам частных собственников, на чьи налоги и существует государство за­падного образца. В полной мере это впервые удалось в новосозданных Соеди­ненных Штатах Америки, но ранее в значительной степени уже было реализова­но в Северных Нидерландах и Англии.

Таким образом, выражаясь метафорически, с середины XVI в. до конца XVIII в. в наиболее развитых странах Запада (Нидерланды, Англия с Шотландией, Фран­ция) и в освободившихся от британского владычества североамериканских ко­лониях собственность, окрепшая экономически и юридически и получившая идеологическое обоснование своей самоценности в протестантизме и просвети­тельстве, восстает против абсолютистски-бюрократической власти и берет в свои руки государственный аппарат, который с этого момента ставится на службу интересов частных собственников. Этому в конце XVIII в. соответствуют и дру­гие преобразования, среди которых особенно следует отметить активизацию колониальной экспансии и промышленный переворот, связанные, в свою оче-Великий перелом в истории запада__________________________________________585

редь, как с ростом предпринимательской активности, так и с возрастанием объе­ма научно-технических знаний. Все это в первую очередь касается Англии.

Такое развитие происходило на основе постепенного (начинавшегося еще у Ф. Бэкона) усиливавшегося утилитарно-прагматического отношения к знанию как к способу овладения силами и богатствами природы во имя их потребления. Десакрализация природы в механистической картине мира, утверждающейся в XVII—XVIII вв., происходит параллельно с выработкой у представителей Ново­европейской цивилизации хищнически-потребительского отношения и к при­родным ресурсам, и к окружающим обществам. Запад считает себя в праве ис­пользовать их в собственных утилитарных интересах, не задумываясь пока о последствиях такого отношения не только для природы и соседних обществ, но и для самого себя. И на природу, и на другие народы западные европейцы века­ми приучались смотреть как на средство удовлетворения собственных потребно­стей. Проследить это можно со Средневековья. Если Первый крестовый поход действительно вдохновлялся религиозными чувствами (что, естественно, не ис­ключало и корыстных мотивов его участников), то Четвертый, планировавшийся против мусульманского Египта и обернувшийся разграблением христианского Константинополя с разделом между главарями этой акции и венецианцами вла­дений Византии, уже со всей очевидностью демонстрирует этот взгляд.

В контексте такой установки объяснение находит и уничтожение большей части населения обеих Америк, и трансатлантическая торговля черными не­вольниками с их дальнейшей эксплуатацией на рационально организованных плантациях, и колониальный раздел мира, и отношение фашистов к "низшим расам" с проектом уничтожения одних (евреев, цыган) и превращением в ра­бов индустриальной эры других (в частности — славян).

Западнохристианский мир Средневековья, претерпевая глубинные транс­формации в эпоху Возрождения, Реформации и Великих географических от­крытий, превращается в мир Новоевропейский, который, по сути, уже со вре­мен Семилетней войны (1756—1763 гг.), тем более с провозглашения "Деклара­ции независимости" США в 1776 г., становится миром Североатлантическим. И следует учитывать, что наиболее характерные и специфические черты За­падной цивилизации в Северной Америке проявились куда более глубоко и ярко, чем в самой Западной Европе — в силу того, что на новых землях выход­цы из Европы не были отягощены феодально-абсолютистским, церковно-кле-рикальным и корпоративно-цеховым наследием.

Устремлявшиеся в Северную Америку в XVII—XVIII вв. колонисты как раз и были людьми, решительно порывавшими со старыми традициями, сковывав­шими индивидуальные предпринимательские силы и личную свободу практи­ческой самореализации. При этом не следует забывать, что в своем большин­стве эти люди (при темном, зачастую криминальном прошлом некоторых из них) были рьяными протестантами, по большей части представителями различ­ных ответвлений кальвинизма (реформаты, пуритане, пресвитериане и пр.). Дух религиозной исключительности стимулировал практическую активность этих людей, поскольку показателем богоизбранности в кальвинизме выступа­ет, как отмечалось, деловой успех.

Таким образом, к концу XVIII в. Западная, уже Новоевронейско-Североат-лантическая цивилизация вышла на принципиально новый уровень не только собственного, но и общечеловеческого развития — уровень, связанный нреж-586

Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество

де всего с победой капитализма и рационализма, созданием системы парламен­таризма и начавшимся в это время промышленным переворотом, наконец с началом глобальной интеграции человечества под эгидой Запада, ведущие страны которого приступили к колониальному разделу мира. Внешне этот прорыв был ознаменован такими наиболее выразительными событиями того времени:

— война за независимость североамериканских колоний, начатая в 1775 г., провозглашение независимости США в 1776 г. и признание этого факта Англи- • ей по Версальскому договору 1785 г. — создание общества на основе частной | собственности, предпринимательства, юридического равенства, парламентаризма

и федерализма;

— промышленный переворот в Англии, начало которого было ознаменова­но изобретением парового двигателя и механической прялки, запатентован­ных, соответственно, в 1784 и 1785 гг., определивший в ближайшие десятиле­тия экономическое и военное преобладание Запада (прежде всего, той же Ан­глии) в мировом масштабе;

— Великая французская революция: 1789—1794 гг. — ликвидация сослов­ного строя и монархии, дискредитация церкви на уровне государственной по­литики и массового сознания, официальное провозглашение всеобщего поли­тического и юридического равенства, декларирование идеи суверенитета по­литической нации и пр.;

— утверждение в течение нескольких десятилетий британского колониаль­ного владычества в Индии, решающий момент которого приходится на 1803 г., когда английские войска захватили Дели и Великий Могол превратился в мари­онетку в руках колонизаторов — начало утверждения колониального господ­ства Запада во всемирном масштабе.

Из этих событий вытекали многочисленные, так или иначе повлиявшие на судьбы мира, следствия. Среди них в первую очередь следует назвать:

— начало бурного развития североамериканской ветви Западной цивилиза­ции на буржуазно-демократических основаниях с конституционным признанием за каждым (в том числе и за освобожденными в результате Гражданской войны 1861—1865 гг. из рабства неграми) естественных и неотъемлемых прав человека;

— индустриальное преобразование мира с обеспечением неоспоримого западного (сперва — английского) экономического доминирования в миро­вом масштабе;

— ликвидация сословного деления сперва в Западном мире, а затем и (по крайней мере, юридически) во всех остальных регионах мира, формальное признание равенства всех людей безотносительно к социальному положению, полу, расе и национальности;

— утверждение системы новоевропейских наций с постепенным распрост­ранением подобных форм этноконсолидации и в других регионах планеты, когда национальное (вместо сословной и конфессиональной идентичности) стано­вится ведущей формой самоидентификации;

— создание западными государствами и Россией мировой колониальной системы в качестве первой насильственной формы структурно-функциональ­ного объединения человечества в рамках единой макроцивилизационной сис­темы при параллельном утверждении в мировом масштабе в качестве господ­ствующего принципа капиталистической товарно-рыночной экономики с при­сущим ее носителям духом рационализма, индивидуализма и прагматизма.Великий перелом в истории запада__________________________________________58 7

Следует признать, что особый и сложнейший вопрос, почему именно Запад в третьей четверти истекающего тысячелетия вышел на принципиально новый уровень исторического развития, связанный с капитализмом и индустриализа­цией, техницизмом и пр., остается еще далеко не разрешенным. Бесспорно то, что здесь сыграли роль многие оказавшиеся во взаимодействии факторы. Сре­ди них стоит особенно отметить следующие:

— унаследованный от античности рационализм;

— понятие о гражданственности и юридических правах людей — от ан­тичности;

— зачатки персоналистического отношения к Богу при религиозной санк­ционированное™ активной преобразующей окружающий мир деятельности — из иудейско-христианской традиции;

— индивидуальный характер экономической деятельности варварских на­родов Западной Европы;

— общественно-политическая самостоятельность глав домохозяйств у вар­варских народов;

— изначальный, с раннего средневековья, плюрализм и взаимосдержива­ние основных социальных сил (монархии, феодализма, церкви, городов);

— формирование (первоначально по преимуществу в монастырях) религи­озно освященного отношения к производительному труду как к призванию человека и его долгу перед Богом и пр.

Качественный перелом в развитии Европы связан с Возрождением и Ре­формацией, с взаимодействием индивидуалистического рационализма и гума-нистическо-гедонистической установки Ренессанса, индивидуалистических религиозных исканий в Европе севернее Альп и развивавшейся быстрыми тем­пами предпринимательской деятельности в городах, достаточно самостоятель­ных в условиях расшатывания устоев феодализма, дискредитации католичес­кой церкви и слабости политических структур формирующихся национальных государств. Реформация и утверждение (с последующим бурным развитием) капитализма тесно взаимосвязаны, однако не по модели причины и следствия, а в соответствии с принципом появления качественно нового в точке пересече­ния автономно развивавшихся, но в некоторый момент встретившихся процес­сов. Запад охватывает дух наживы и внешней экспансии, направленной в рав­ной мере и на природу с ее богатствами, и на соседние народы и цивилизации. В значительной степени это получает и религиозную мотивацию, в особеннос­ти в кальвинизме с его идеей о предвечной предопределенности будущей уча­сти души каждого и критерием богоизбранности человека по его практическо­му успеху в жизни. "Богоизбранные" западные христиане, в особенности про­тестанты кальвинистского толка, сочли себя вправе преобразовывать челове­чество и всю планету по своему усмотрению в собственных интересах. Этим в Новое время они бросили вызов всем остальным цивилизациям мира, а те, уже в XX в., дали на это свой отклик. Еще более решительного отклика следует ожидать в наступающем столетии.ГЛАВА XVII








Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1629;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.