Новоевропейская цивилизация и формирование социально-экономической структуры Макрохристианского мира
Качественный скачок, осуществленный Западной цивилизацией в течение XV—XVIII вв., при характерной для ее "фаустовского духа" экстравертирован-ности и экспансионизме, не мог не иметь существеннейших последствий для судеб мира. Прежде всего, они сказались на жизни двух ближайших к ней макрорегионов — Америки и Восточной Европы.
Америка после завоевания испанцами империй ацтеков и инков дала Европе золото и серебро в необходимом для развития товарно-денежных отношений количестве. Боровшийся за мировое господство Карл V Габбсбург, как затем и его сын Филипп II Испанский, расходовали огромные, получавшиеся главным образом из их заморских владений средства на войны и прочие внешнеполитические авантюры, расплачиваясь с производителями военной продукции и прочих товаров звонкой монетой. В результате, их деньги переходили в руки их заклятых врагов — протестантским с развитым мануфактурным производством и торговым флотом Нидерландам и Англии.
Сама Америка становилась аграрно-сырьевым придатком Европы. Многие ее части, в наибольшей степени Бразилия, Вест-Индия и Юго-Восток Северной Америки, превращались в сплошную зону плантационного, основанного на эксплуатации рабского труда земледелия, специализировавшегося на производстве "колониальных" товаров — сахара, хлопка, табака, кофе. По итогам Вой-Контраверзы макрохристианского мира и традиционные цивилизации востока 589
ны за испанское наследство (1701—1714 гг.) Англия получала монопольное право на ввоз негров-рабов в испанские колонии в Америке (асьенто).
Параллельно Запад с не меньшим рвением, но менее успешно разворачивает широкомасштабное наступление на православные народы. Восточная Европа не была полностью подчинена Западнохристианскому миру в лице развернувшей свою экспансию на восток Польши. Однако сделано в этом направлении было немало. Уже в 40-х гг. XIV в. польский король Казимир III подчиняет Галицкую землю. С первой половины XV в. Великое княжество Литовское (на 90% с восточнославянско-православным населением, законодательством на древнерусском языке и пр.), включавшее, кроме собственно Литвы, также земли нынешних Белоруси и большей части Украины, оказывается в положении младшего партнера королевства Польского.
По условиям Люблинской унии 1569 г. Польша и Великое княжество Литовское объединяются в федеративное государство Речь Посполитую, а Украина переходит под прямую юрисдикцию Польши. Политическое наступление подкреплялось конфессиональным: в 1596 г. на соборе в Бресте большая часть высших православных иерархов Украины и Белоруси приняли унию с католицизмом и признали над собой верховенство папского престола. Однако население в массе отвергло это решение, и в 1620 г. при активном участии запорожских казаков под руководством гетмана П. Сагайдачного в Киеве была восстановлена православная митрополия.
Более того, для противодействия католическо-униатскому давлению православные мещане украинских городов, сперва Львова, а затем, и с наибольшей силой, Киева, организуют братства и братские школы, разворачивают книгопечатание и создают обширную полемическую литературу, в которой православная вера начинала осознавать себя в своих принципиальных отличиях от католицизма и протестантизма. В начале 1630-х г. в результате объединения киевских Братской и Лаврской школ под эгидой работавшего над систематизацией православного вероучения митрополита Петра Могилы был создан Киево-Могилянс-кий коллегиум — первое православное учебное заведение, организованное по образцу европейских университетов. Со временем он был утвержден в статусе академии. Православие, освоив вершины неосхоластической премудрости иезуитов, осознало себя в своей целостности и духовной самодостаточности.
Но экспансия Запада в восточнославянских землях не ограничивалась, разумеется, религиозно-культурной сферой. В дело шло открытое военное насилие. Кульминацией западнохристианского наступления на восток было вмешательство Речи Посполитой в дела Московского государства в Смутное время. Сперва оно ограничивалось поддержкой самозванцев, выдававших себя за царевича Димитрия. Но дело скоро дошло и до провозглашения московским царем королевича Владислава (сына Сигизмунда III, будущего короля Владислава ГУ), занятия польским гарнизоном Кремля в 1610—1612 гг. и последующего удержания Смоленской и Северской земель. Параллельно Швеция, вернув Москве ранее оккупированную ею Новгородскую землю, сохранила за собой берега Финнского залива с Невой до Ладожского озера.
В результате большая часть экономически наиболее развитых восточнославянских земель оказалась, в сущности, под колониальным правлением Польши и через нее вошла в качестве аграрного придатка в систему европейского (прежде всего — балтийского, поскольку зерно и прочие сельскохозяйственные товары590
Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество
вывозились с Украины по Западному Бугу и Висле через Гданск) рынка. Повышение спроса на украинскую сельскохозяйственную продукцию способствовало похолодание, имевшее место в Европе в конце XVI — первой половине XVII вв., в результате которого производство зерна в бассейнах Северного и Балтийского морей резко сократилось. В североевропейский рынок постепенно начинало втягиваться и отстоявшее свою самостоятельность Московское государство — в качестве поставщика сырья, мехов и прочих товаров преимущественно лесной зоны.
Таким образом, в XVI—XVII вв. как Америка, так и Восточноевропейско-Евразийский регион (территория Речи Посполитой без собственно Польши как метрополии и все Московское государство с приобретавшимися им территориями за Уралом, до Тихого океана) в экономическом отношении превращаются в аграрно-сырьевые придатки Новоевропейской цивилизации. Она своим спросом на ту или иную продукцию начинает прямо воздействовать на направление их экономического роста, оказывая при этом существенное влияние также и на их политическое и культурное развитие. При этом если Америка оказалась подчиненной Западу непосредственно и в политическом, и в религиозном (в пределах владений католических держав — Испании, Португалии и Франции) отношениях, то евразийское Московское государство отстояло политическую и церковную независимость. Последняя, будучи едва не утраченной, была восстановлена и на православных украинско-белорусских землях.
К тому же и Украина полностью поляками так и не была подчинена — Запорожье с момента своего возникновения в 50-х гг. XVI в. держалось самостоятельно, выступая после перехода Украины под юрисдикцию Варшавы незатухающим очагом антипольских восстаний. В то же время украинское казачество, совместно не только с казачьим Доном, но и с польской армией (в масштабных битвах на Це-цорских полях в 1620 г. и под Хотином в 1621 г., а затем при освобождении Вены от турецкой осады в 1683 г.) противостояло турецко-татарской экспансии.
Процессы нарастания, в сущности, цивилизационного противостояния между верхушкой Речи Посполитой и православными Восточной Европы происходили на фоне почти непрерывных войн католических средиземноморско-дунайских государств испанской и австрийской ветвей дома Габбсбургов в союзе с Венецией и Речью Посполитой, а с конца XVII в. и Московским государством, с Османской империей — ведущей военно-политической силой тогдашнего Мусульманского мира.
В 1526 г. турками была завоевана Венгрия, и вскоре после этого жители Вены впервые увидели янычар под своими стенами. К концу XVI в. власть султана простиралась уже от Атлантики (Марокко) до Каспия и Персидского залива. В 1678 г. турки завладели руинами Чигирина (гетьманской столицы Украины), а в 1683 г. держали в осаде Вену, спасенную польско-казацким войском под командованием короля Яна III Собесского. Победа под Веной стала переломным моментом в борьбе народов Центральной и Восточной Европы против турецкой экспансии. Началось контрнаступление государств "Священной лиги", и по соглашениям Карловицкого конгресса 1698—1699 гг. Австрия приобретала Венгрию, Трансильванию, Хорватию и Славонию, Речь Посполитая восстанавливала свой суверенитет над Подолией и южными районами Правобережной Украины, а Московское царство удержало за собою Азов.
Во второй половине XVIII в. натиск христианских держав, прежде всего России и Австрии, на Турцию резко усилился. Екатерине II удалось присоеди-Контраверзы макрохристианского мира и традиционные цивилизации востока___________________591
нить Северное Причерноморье с Крымом, и она даже разрабатывала проект воссоздания Византийской империи на Балканах, со столицей в Константинополе (для царствования своего второго внука Константина). В это же время Восточное Средиземноморье в торговом отношении все интенсивнее втягивается в образовывающуюся вокруг Западноевропейского центра опережающего развития макроэкономическую систему.
По-настоящему процесс вовлечения Восточного Средиземноморья в зону экономического влияния Запада разворачивается уже в XIX в., после провозглашения независимости Грецией в 1822 г., получения фактического суверенитета (по отношению к султану) Египтом под главенством Мухаммеда Али (при его поддержке французами и англичанами) и французского завоевания Алжира в 30-х гг. XIX в. Однако такое развитие протекало уже в русле формирования глобальной макроцивилизационной системы и лишь в той мере, в какой касалось восточнохристианских народов Балкан и Кавказа (греков, болгар, македонцев, сербов, румын, молдаван, грузин, армян), имело отношение к расширению системы Макрохристианского мира.
Итак, в течение XVI—XVIII вв. Новоевропейская цивилизация стягивала вокруг себя, с одной стороны, Америку, где христианство распространялось в процессе ее завоевания и колонизации, и, с другой — Восточную Европу с российскими владениями за Уралом (как и несколько позднее восточнохристи-анские Балканы и Закавказье). Поэтому всю эту сложную макроцивилизацион-ную систему, в целом оформившуюся в начале XVIII в. в результате Войны за испанское наследство, Северной войны и реорганизации Московского царства в Российскую империю Петром I, можно было бы назвать Макрохристиан-ским цивилизационным миром,рассматривая его в качестве цивилизацион-ной ойкумены, сопоставимой с Афроазийско-Мусульманским, Индийско-Южноазиатским (индуистско-буддийским) и Китайско-Дальневосточным (конфу-цианско-буддийским) мирами Нового времени, однако по сравнению с ними не только гораздо более динамичного, демонстрирующего невиданные ранее темпы развития, но и структурно более сложного.
Основными пространственно-цивилизационными компонентами Макрохристианского мира можно считать три: Западноевроиейско-Североамериканский — протестантско-католический, Латиноамериканский — в целом (однако во многом преимущественно лишь внешне) католический, Восточноевропейско-Евразийский — преимущественно православный с анклавами ислама (крымские и волжские татары, башкиры и пр.) и даже буддизма (калмыки и буряты), не считая остатков традиционного язычества в двух последних случаях (индейцы обеих Америк, автохтонное шаманистское население Сибири).
При этом не следует забывать, что с самого начала самоорганизации Макрохристианского мира в его структуру начинает вовлекаться и Черная Африка как вспомогательный, второстепенный, но существенный и неотъемлемый компонент. В течение столетий ее роль была по преимуществу пассивной и сводилась главным образом к поставке на плантации Нового Света масс невольников, а также золота и некоторых экзотических товаров — слоновой кости, страусовых перьев и пр. По очень осторожным подсчетам французских специалистов, за века трансатлантической работорговли, особенно интенсивной в XVII—XVIII вв., в Америку было вывезено 12—14 млн. человек и примерно столько же погибло при захватах людей в рабство, их транспортировке и пр.592 Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество
Не вызывает сомнения, что именно работорговля сыграла решающую роль в вовлечении Черной Африки в сферу цивилизационного воздействия Западного мира. Без притока невольников создание сплошной — от Виргинии до Уругвая — зоны плантаций тропических и субтропических культур, продукция которых была ориентирована на западноевропейско-североамериканский рынок, было бы немыслимым. Вывезенных в Новый Свет негров крестили (религиозно работорговля оправдывалась как раз тем, что она якобы способствовала обращению темных языческих душ к Христовой вере). Крещение иногда принимали и правители прибрежных африканских государств-вождеств вместе со своими подданными — начиная с королевства Конго в первой четверти XVI в
Таким образом, с определенными оговорками, к системе Макрохристиан-ского мира Нового времени следует относить и Атлантическое побережье Черного континента с Южной Африкой и Мозамбиком, однако не его Восточное, исламизированное от Египта до Занзибара уже к XI в. побережье и не его внутренние районы, где к началу Нового времени ислам либо уже утвердился (как во всей полосе Сахеля и Судана от Сенегала до Красного моря), либо постепенно утверждался и продолжает утверждаться до сегоднешнего дня, имея там куда большие успехи, чем христианство.
В экономическом отношении интеграция Макрохристианского мира определялась усилением в Западной Европе спроса на благородные металлы, экзотические товары, продукцию традиционного сельского хозяйства (хлеб и пр) и плантационного земледелия (сахар, табак и пр.), отдельные категории сырья и т. д. Это, соответственно, было связано с увеличением в протестантско-католи-ческой Европе числа людей, непосредственно не занятых в аграрной сфере, с усилением там социально-имущественного расслоения и повышения уровня престижного потребления верхов (достаточно сравнить Лувр Людовика XI или даже Карла IX с Версалем Людовика XIV), с ростом товарного (все более — мануфактурного) производства и денежного обращения в ведущих государствах Запада.
Традиционные сельскохозяйственные товары где-то с середины XVI в. во все увеличивающемся объеме начинает поступать на Запад с территории Польского королевства, сперва из собственно Польши и Галиции, а после Люблинской унии 1569 г. и с подчиненных поляками Волыни, Подолии и Приднепровской Украины (Украины в собственном значении этого слова), а также в большем, чем ранее, объеме из Литвы и Белоруси. Возроставший экспорт хлеба в Нидерланды, Англию и страны Балтийского бассейна способствовал утверждению в польских владениях фольварочно-барщинной системы, вполне восторжествовавшей уже в XVI в.
После Люблинской унии процесс закрепощения земледельческого населения переносится в Украину, что ведет к массовому оттоку населения в порубежные со степью казачьи районы, усиливает роль Запорожья и стимулирует серию казацко-крестьянских восстаний, главными требованиями которых было признание за основной массой населения казачьих прав и (после Брестского собора 1596 г.) ликвидация церковной унии.
Наибольшее развитие польской торговли зерном приходится на первую половину XVII в. (до восстания под руководством Б. Хмельницкого в 1648 г.), когда через Гданск ежегодно экспортировалось около 200 тыс. т зерна. Рекордная цифра, почти 260 тыс. т, приходится на 1618 г. Кроме зерна, из Речи Посполитой в Западную Европу вывозилось также большое количество леса,Контраверзы макрохристианского мира и традиционные цивилизации востока
поташа, воска. Главными же предметами ввоза являлись промышленные изделия, особенно предметы роскоши, и дорогие вина. В 1650—1660 гг. в связи в отделением Украины и постоянными войнами, разорявшими и собственно Польшу, наступил упадок ее зернового экспорта.
С середины XVII в. в торговлю с Западом (преимущественно через Архангельск) постепенно начинает втягиваться и Московское государство, внешнеэкономические связи которого до того были ориентированы преимущественно на прикаспийско-среднеазиатские мусульманские страны. Особую роль начинает играть экспорт мехов, что во многом и стимулировало столь быстрое покорение Сибири, сопровождавшееся наложением ясака, дани мехом, на ее коренное население. На экспорт шла и прочая продукция лесных промыслов. Новые перспективы для российской торговли с Западом открылись с завоеванием Петром I части Восточной Прибалтики.
В течение XVIII в. объем экспорта сельскохозяйственных товаров и продукции лесных промыслов из Речи Посполитой и Российской империи на Запад неизменно возрастает. Потребность дворянства в деньгах и престижных вещах во всех ориентированных на агропроизводство землях обеих держав стимулирует усиление крепостного гнета, прежде всего в виде барщинной эксплуатации все более лишающихся элементарных человеческих прав крестьян. Этот процесс охватывает и освободившуюся ранее от польского владычества и навязанного шляхтой крепостного ига Украину, утрачивающую казачьи права и свободы в правление Екатерины П. Крепостничество становится нормой повсеместно, и помещичьи крестьяне превращаются в объект купли-продажи, т. е. фактически низводятся до положения рабов. Принудительным трудом обеспечиваются и возникавшие с Петровских времен рудники, заводы и мануфактуры.
Еще более выразительно, в сущности, та же тенденция имела место в Америке. Здесь неприкрытые формы внеэкономической эксплуатации утверждались легче в силу факта завоевания земледельческого индейского населения на территориях древних цивилизаций и массового ввоза негров-рабов при параллельной охоте на индейцев, которых также обращали в рабство во многих районах Южной Америки (например, на территории Парагвая, где действовали добытчики "живого товара" с территории Южной Бразилии — так называемые "паулисты" из Сан-Паулу).
Продукция тропического земледелия поступает в XVII — сер. XIX вв. в Европу главным образом с рабовладельческих плантаций Нового Света. Возро-ставший спрос на хлопок, табак, сахар, кофе способствовал интенсификации и рационализации их производства, нарастанию его объемов, что расширяло сферу применения подневольного труда. Понятно, что многие статьи промышленной продукции, товары престижного потребления и пр. ввозились преимущественно из Европы (а затем и северной части США). Подневольный труд широко применялся и на рудниках Центральной и Южной Америки, что также соответствует развитию металлургического производства в России, в особенности на Урале, за счет использования труда приписанных к заводам (так называемых "посессионных") крестьян.
Таким образом, создание межрегионального разделения труда, при котором Западная Европа (а потом и север США) закрепляли за собой промышленное, в особенности техноемкое производство, требовавшее относительно образованной и квалифицированной рабочей силы, а тропические и субтропические обла-594__________Западная цивилизация, макрохристианский мир и глобализирующееся человечество
сти Америки, равно как и Восточноевропейско-Евразийский регион, превращались в ее аграрно-сырьевой придаток, имело для последних (и обескровленной работорговлей Африки) большие (тяжелые, даже трагические) последствия.
В то время как на Западе нормой становилось использование в производственной, как и любой другой, сфере свободного наемного труда — собственно буржуазные экономические методы эксплуатации человека человеком, в регионах, становящихся аграрно-сырьевыми придатками Новоевропейской цивилизации, утверждались жесточайшие формы внеэкономической эксплуатации: барщинное крепостничество в Восточной Европе, практически не отличавшееся от рабства, поскольку барин мог продать крепостного; пеонат и родственные ему формы зависимости в большинстве испанских владений в Америке; прямое рабовладение в Бразилии, Вест-Индии и юго-восточной части Северной Америки.
Установленная зависимость между развитием капитализма в Западной Европе и усилением эксплуатации подневольного труда в названных регионах Америки и Евразии представляется вполне закономерной. Чем более высокого экономического и технического уровня достигал Запад, тем более он испытывал потребность в называвшихся выше категориях сельскохозяйственной продукции и сырья. А эти товары производились простым, малоквалифицированным трудом, продуктивность которого зависела не от уровня образованности или внедрения новых технологий, а, прежде всего, от длительности и интенсивности самих физических усилий.
Это определяло заинтересованность плантаторов и помещиков в непосредственном увеличении норм эксплуатации. Последнее достигалось самым простым способом — удлинением рабочего времени и усилением надзора за подневольными работниками — рабами-неграми или православными крепостными. Подобными методами не гнушалось и государство, особенно Российское, где, как отмечалось, само промышленное производство, начиная с Петровских времен, создавалось на эксплуатации труда практически бесправных лиц.
И если рассматривать Макрохристианский мир XVIII — перв. пол. XIX вв. в качестве целостной структурно-функциональной суперсистемы, то можно с уверенностью утверждать, что нигде и никогда ранее труд невольников (рабов и крепостных) не имел такого удельного веса в общем объеме производства, как именно здесь. В Античном и тем более Мусульманском мирах (в других цивилизациях рабовладельческий уклад вообще не играл существенной роли, а крепостничество с правом продажи людей — сугубо восточноевропейское явление Нового времени) невольничество имело по преимуществу локализованный характер. В Древней Греции оно обычно не выхолило за рамки работавших на рынок (преимущественно внешний) ремесленных мастерских. В Карфагене и Римской империи оно было ограничено рудниками и небольшим числом наиболее крупных городов с работавшими на обеспечение их продуктами питания виллами в радиусе не более 60 км. В странах ислама свободный труд всегда полностью господствовал, за исключением разве что построенного на коммунистических началах фундаменталистского государства карматов в Восточной Аравии X в. Тем более это относится к государствам Древнего Востока, а также к средневековым Индии, Китаю или Японии.
Иными словами, освобождение труда и успехи капитализма в Западной Европе обратной стороною имели закрепощение и порабощение труда на полях Восточной Европы и плантациях обеих Америк. И этот факт имел далеко идущие последствия, в том числе и относительно мировой истории в XX в.Контраверзы макрохристианского мира и традиционные цивилизации востока 595
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1416;