Из истории вопроса
Согласно определению, если потеря, превышающая 50% объема крови пациента, возмещается быстро, то трансфузия считается массивной (например, 5 единиц крови за 1 ч у взрослого с массой тела 70 кг).
Таблица 11.5. Причины персистирующей гипотензии
1. Продолжающееся от крытое кровотечение 2. Продолжающееся скрытое кровотечение-грудная клетка, полость живота, ретроперитонеальное пространство, область таза, мягкие ткани бедер | Хирургическое или терапевтическое (проверить тромбоциты и свертываемость) |
3. Недостаточность насосной функции - гемоторакс, пневмоторакс, тампонада, ушиб миокарда 4. Метаболическое осложнение- ацидемия (корригировать только при рН менее 7,1), гипотермия (в основном предотвращается), гипокальциемия |
Консервированная кровь является нефизиологическим раствором при рН 7,2-6,6, сывороточной концентрации калия 5-25 ммоль/л и температуре 4-6°С. В качестве антикоагулянта она содержит цитрат. При хранении более 5 дней она содержит незначительное количество 2,3-ДФГ; следовательно, кривая диссоциации гемоглобина смещается влево. Кровь, хранящаяся более суток, не имеет функциональных тромбоцитов; концентрация V и VIII факторов свертывания составляет примерно 10% нормы, а фактора IX-20% нормы. Слабые клетки и тромбоциты слипаются, формируя материал, потенциально опасный в случае переливания в значительном количестве.
Многие из этих недостатков консервированной крови не представляют клинической проблемы; например, цитрат удаляется в результате метаболизма в печени (преимущественно с формированием бикарбоната), перелитые клетки действуют как источник калия и избыток калия быстро ликвидируется, а возникающий после трансфузии алкалоз (вследствие метаболизма цитрата) может способствовать гипокалиемии в посттрансфузионный период. Если перед трансфузией переливаемая кровь нагревается до температуры, близкой к температуре тела, а для удаления клеточных остатков и сгустков используется фильтр диаметром 20 мкм, то наиболее частой проблемой становится гемостатическая недостаточность.
Переливание консервированной крови в количествах, приближающихся к объему крови пациента, вызывает тромбоцитопению разбавления и определенный дефицит факторов свертывания, что неблагоприятно влияет на гемостаз. Аномалии могут выявляться при определении количества тромбоцитов, протромбинового времени и частичного тромбопластинового времени, которые отражают расстройства внешней и внутренней систем вследствие дилюционной потери факторов V и VIII. Лечение должно быть направлено на коррекцию дилюционных изменений коагуляции и состоит в переливании свежезамороженной плазмы (1 единица на каждые 4 единицы крови), а иногда и тромбоцитарной массы при тяжелой тромбоцитопении (количество тромбоцитов ниже 30 х109/л). Заказ на эти дорогостоящие компоненты крови должен производиться как можно раньше ввиду частой задержки с их получением, поэтому лучше предупреждать (если это возможно) развитие недостаточности коагуляции, а следовательно, и возникающую в результате тенденцию к кровотечению. Хотя диффузное патологическое кровотечение может быть вторичным по отношению к эффектам разведения, оно является также проявлением тканевой гипоперфузии вследствие шока и неадекватной или запоздалой реанимации. Клинически при таком микрососудистом кровотечении происходит просачивание крови из слизистых оболочек, ссадин и мест уколов, в результате чего может повышаться степень контузии мягких тканей и легких. Лечить его трудно, что подтверждает важность быстрой и адекватной реанимации.
Быстрое и эффективное восполнение объема циркулирующей крови имеет критически важное значение в лечении сильного кровотечения, поскольку смертность возрастает с увеличением продолжительности и тяжести шока. Важность предотвращения гипотермии при массивной трансфузии невозможно переоценить. Гипотермия вызывает дисфункцию тромбоцитов и снижение метаболизма цитрата и лактата, а также усиливает тенденцию к сердечным аритмиям, которые могут вести к геморрагическому диатезу, гипокальциемии, метаболической ацидемии и остановке сердца. Внутреннюю температуру при массивной трансфузии следует измерять постоянно, и все усилия должны быть направлены на предотвращение потерь тепла. Пациента следует поместить на подогреваемый матрац, а для его укрытия можно использовать специальные пластиковые простыни. Эффективно применение увлажнителей с подогреваемой водой. Вполне доступны эффективные системы для подогрева переливаемой крови и обеспечения быстрой инфузии; все применяемые жидкости необходимо подогревать до температуры тела, если возможно.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Nimmo W.S., Rowhothum D.J„ Smith G. (eels). Anaesthesia, 2nd edn.- London: Blackwcll Scientific Publications, 1994.
Из истории вопроса
Роды у большинства женщин весьма болезненны, но у некоторых из них- чрезвычайно болезненны. Действительно, степень боли, испытываемой матерью, раньше нередко связывали с развитием (прогрессированием) родов. Благополучный исход-рождение здорового ребенка и выживание здоровой матери - субъективно снижает важность боли, испытанной женщиной во время родов. Однако исход бывает благополучным не у всех матерей. До 1846 г. лишь немногое можно было сделать для снятия стресса и облегчения страданий, испытываемых этими матерями. В гот год Simpson применил эфир у роженицы и получил мертвого ребенка. Значимость преимуществ общей анестезии сразу же была понята и признана; эта практика получила быстрое распространение и одобрение в различных областях хирургии. Однако ее внедрение в акушерство встретило определенное сопротивление со стороны консервативного духовенства. От Симпсона потребовались все его красноречие и твердость характера для успешного преодоления клерикальной критики.
Хотя эфир был первым анестетиком, препаратом выбора быстро стал хлороформ. О важности и приемлемости общей анестезии и анал-гезии при использовании ингаляционных методов свидетельствует тот факт, что хлороформ был применен доктором John Snow у королевы Виктории при рождении ее восьмого ребенка в 1853 г. Применение хлороформа, вероятно, не было необходимым, однако это послужило настолько мощной рекламой его безопасности и приемлемости, что существовавшее еще сопротивление было окончательно сломлено.
Спинальная анестезия, внедренная в 1899 г. Bier и популяризованная Tuffie, получила широкое распространение поразительно быстро. К 1907 г. она широко использовалась почти во всех областях хирургии, включая акушерство. Возникновение таких осложнений, как дыхательная недостаточность, гипотензия и высокая частота головных болей, признавалось, однако это перевешивалось преимуществами метода. Системные анальгетики были введены в акушерскую практику в 1901 г.; первоначально применялся морфин, но позднее наиболее популярной стала комбинация папаверетума и гиосцина (сумеречный сон). Ценность и безопасность смеси закиси азота с кислородом или воздухом были хорошо известны, но первые модели наркозных аппаратов были слишком громоздкими. Положение оставалось таким до 1933 г., пока Minnitt не изобрел портативный аппарат, использовавший смесь закиси азота воздуха, после чего ингаляционная аналгезия получила широкое распространение. К сожалению, смесь закиси азота с воздухом гипоксична. Тем не менее аппарат Minnitt широко использовался в Англии многие годы. Экстрадуральная аналгезия не применялась в акушерской практике до 1941 г., а длительная экстрадуральная аналгезия стала доступной в Англии лишь в 1964 г.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 602;