Феноменолого-герменевтическая социология
Теория, которая стремится объяснить социальную реальность, должна создать такой инструментарий, который находился бы в соответствии с обыденным опытом социального мира.
А. Шюц
Основоположником феноменологической социологии являлся А. Шюц (1889-1959), выдвинувший идею социологии антипозитивистской направленности и ориентированной на субъективный опыт. С одной стороны, данная идея направлена против структурного функционализма, высокий уровень абстрактности которого привел к потере повседневной непосредственности жизненного мира. Стремление к объективизму - очищению истины от субъективности, сузило сферу научного поиска: структурному функционализму чужд мир повседневной жизни, жизненного человеческого смысла - человеческой субъективности.
С другой стороны, эмпирическая социология, имея своим предметом мир как «пред-данное» (существующее «вне нас»), также обрывала связи с миром, предшествующим объективирующей научной рефлексии - жизненным миром. Она ограничивала собственные основания, так как не исходила из непосредственной данности жизненного мира(не начинала «с самого начала»). Но тогда и методы эмпиризма не могли быть адекватно обоснованы, и их так называемая строгость была столь же эфемерной, как и некритическое восприятие наличного мира.
Но именно мир, предшествующий объективирующей научной рефлексии - жизненный мир (феноменальный), в котором живет обыденный индивид со своими стремлениями, желаниями, чувствованиями и т. п., т. е. непосредственной данности, должен быть предметом социологии. Последняя должна обратиться к закономерностям жизненного мира - феноменального, где действия людей имеют субъективный смысл, ориентированы на действия других, зависят от объектов, воздействующих на них и, в свою, очередь, подвергающихся воздействию со стороны людей. Соответственно, теория и методы социологии должны быть адекватно обоснованы, чтобы обладать научной строгостью.
Такой подход обусловливал потребность социологии прояснять свои основания, т. е. опираться на методологические обоснования тех проблем, которыми она занимается. Фактически - это не социологическая, а философская проблема, которую позитивистски ориентированная социология рассматривала как метафизическую спекуляцию. Однако, по мнению Шюца, именно отсутствие в социологии философского обоснования не дает ей возможности осознать место в системе наук, понять природу собственных теорий и методов. При этом свое понимание связи социологии с философией он осуществлял в русле европейской социально-философской традиции.
Социологией, в которой социологическая проблематика как объект понимания интерпретировалась сквозь призму «субъективного смысла действия», Шюц считал «понимающую социологию» М. Вебера.
Проблема понимания возникла в гуманистической сфере как альтернатива объяснению в естественных науках. В последних между объектом и субъектом имеет место дистанция. Природа не наделена какими-либо смыслами или значениями: естественные законы её не могут объяснить своего происхождения. Поэтому научное познание сводилось к получению эмпирической информации, её классификации и осмыслению в существующих познавательных нормах. В результате эмпирический материал превращался в элементы научного знания - факты науки, из которых формировались системы законов (теории). В последующем вновь вырабатываемые исходные элементы знания подводились под эти законы и теории. Данная процедура и рассматривал ась как «объяснение».
Иное дело культура, в которой её творцами (субъектами) воплощалось некоторое идеальное содержание - смыслы, приобретающие знаково-символическое выражение. Поэтому научно-познавательная деятельность с явлениями культуры заключалась
в «понимании» воплощенных в них смыслах субъективности.
Отсюда брала начало «понимающая социология» (В. Дильтей, М. Вебер), выступавшая против позитивистской социологии, объективизма в науках о человеке и обществе. Вместе с тем, теория «идеального типа» Вебера была направлена на получение научно объективной истины, в которой заботливо исключались оценочные суждения, т. е. истинно человеческое (субъективное) содержание. Таким образом, его «понимающая социология» исходила из допущения, что имеется действительность, существующая «вне нас», которую надо изучать и развивать общие знания – объяснять общие Фундаментальные черты объективного мира. Но подобная познавательная установка бралась Щюцем под сомнение.
Вместе с тем, возникают вопросы: что представляет собой понимание? Если это научное объективирование социального мира, связанное с идеалом «рациональности», то тогда этот подход порочен. Главными критериями научной рациональности являются: совместимость отношений целей-средств при анализе социального действия с правилами формальной логики; совместимость определения ситуации с научным знанием; семантическая ясность и отчетливость. Но где, спрашивал Щюц, можно наблюдать в действительности подобную систему рационального выбора направления действия?
У Вебера понятие рациональности родилось на теоретическом уровне научного рассмотрения социального мира - идеализированного описания научно-теоретической деятельности. Почерпнутую из него схему интерпретации он накладывал на поведение индивида, мир повседневности, которые ей чужды. Но именно в мире повседневности рождается субъективный смысл действия, становящийся объектом понимания: он является основным материалом, с которым работает социолог. Поэтому понятие рациональности, родившееся на теоретическом уровне научного анализа, только там и находит свое методологическое применение.
Социология, желающая прояснять собственные основания, должна обратиться к миру повседневности, вскрыть в нем самом черты рациональности и именно их сделать предметом своего исследования. Она должна поэтому начинать «с самого начала», с поиска ответа на вопрос: как возможно общество? В традиционной социологии данная проблематика предполагала (принимала «на веру»): то, что другие люди существуют, их действия имеют субъективный смысл, что они ориентируют свои действия на действия других, что коммуникация и взаимопонимание возможны и т. д. Однако, считал Щюц, все это должно анализироваться. Но это не социологическая, а философская проблематика. Следовательно, задача заключал ась в том, чтобы опереться на ту философию, которая действительно поможет решить Фундаментальные социологические проблемы и даст социологии возможность осознать свои границы, предмет анализа и понять природу собственных теорий и методов.
Свою программу решения данной проблемы Щюц основывал на феноменологической философии Э. Гуссерля (1859-1938) и обосновывал «понимающую социологию» как феноменологическую социологию, включающую субъективную компоненту в объяснительные схемы жизненного мира. При этом Щюц рассматривал феноменологический анализ лишь как средство решения фундаментальных социологических проблем. Сами же эти проблемы, по его мнению, были поставлены в «понимающей социологии» М. Вебера. Свою задачу, будучи учеником Гуссерля, Щюц видел в том, чтобы на основе гуссерлианских идей разработать специфическую социальную науку - понимающую социологию.
В основе феноменологической концепции А. Щюца лежал тезис о субъекте, посредством интенциональных актов конструирующем мир своей непосредственной жизнедеятельности. Основой социального мира является интерсубъективность «сотворимость» его наличными целями взаимодействующих субъектов. Ценность используемых при этом методов определяется способностью «просматривать» и фиксировать обыденные формы человеческого взаимодействия (основанные на субъективной интерпретации и имеющие основой непосредственное взаимодействие индивидов).
Методологическим фундаментом развертывания данного тезиса стала феноменологическая философия Гуссерля, раскрывающая сущность и содержание жизненного мира, в котором проявляются «субъективного смысла действия». Трудность и новизна феноменологического подхода заключается в том, что феноменология не мыслится как научная теория, пользующаяся присущими науке способами анализа. Феноменолог - это не гносеолог старого типа: орудие его размышлений - интуиция, интеллектуальная интроекция, растворение в потоке феноменов. Поскольку он такой способностью обладает, то «живет» в феноменальном потоке и через него «усматривает сущности», т. е. феноменологически постигает их (без косвенно-символизирующих и математических методов, без аппарата умозаключений и доказательств). Таков новый стиль философствования, противостоящий привычным научным методам. Его появление сопровождалось волной надежд, что, возможно, наконец-то будет найден точный инструмент анализа жизненного мира - сферы «первоначальных очевидностей», способствующий преодолению противоположности рационализма и эмпиризма (истин разума - разумное и истин факта - действительное).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1821;