Теория интенциональности
В теории интенциональности Гуссерль ставил важную для его концепции проблему: как именно в каждый актуальный опыт индивидуального сознания включены моменты, связывающие его с предшествующим его же опытом.
Интенциональность понимал ась им как направленность сознания на предмет (имманентная предметность), которая зависит от его типа (а не от предмета) - психически-эмоциональных реакций сознания, по-разному «переживающего» различные предметы. Интенциональное отношение реализуется в смысле интенции: в интенциональных переживаниях предмет «имеется В виду», они на него«нацелены» при помощи способа представления, акта суждения и т. п. Важным здесь являлся только момент «отнесенности», «устремленности» сознания к предмету - и ничего больше. Причем все трансцендентное (что лежит по ту сторону нашего сознания - нашего «Я» (Эго) - Бог, бессмертие души, физическая вещь и т. д. имеют ввиду. Иначе говоря, имеют в виду интенциональный объект независимо от того, существует (действительный) он или является вымышленным.
Для дальнейшего развития феноменологии из теории предметности и интенциональности вытекало важное следствие. В рамках анализа переживаний способы деятельного отношения к предметам оказались исключенными, а действительное различие предметов - несущественным. Поэтому исчезла разница между истиной и всякой общезначимой идеей, принципом. Поздняя феноменология на этой основе выступила как анализ структуры переживаний, связанных с восприятием (перцептивная сторона) и осознанием общезначимых, принудительно-обязательных принципов - все равно, будут ли это истины науки, моральные нормы или «ценности» обыденного опыта.
В содержание гуссерлевской концепции феноменологии адекватно вписывался и метод получения общего (всеобщего) - смыслов или сущностей. Единственно подлинный способ их вычленения Гуссерль видел в процессе созерцания, в котором одновременно. даны: 1) всеобщий предмет, сущность, и 2) очевидность (уверенность) того, что всеобщий предмет усмотрен, и что усмотрен именно всеобщий предмет. С одной стороны, «созерцание» сущности противостоит эмпиризму, страдающему тем недостатком, что он не смог различить непосредственное восприятие чувственного предмета и особый тип созерцания «всеобщих» предметов (категорий).
С другой стороны, Гуссерль решительно возражал против того, чтобы способом «вычленения»общего считать процесс абстрагирования. Его результатом являются научные высказывания, понятия, функционирующие в их значении без всякого разъясняющего созерцания. В частности, таких понятий великое множество в философии - «бытие», «причина», «материя» и т. д., которые не могут получить созерцательного «наполнения» в простейшем чувственном восприятии.
Созерцание (подлинное мышление) в гуссерлевской трактовке отличалось от «неподлинного» мышления тем, что в соответствии с «полнотой адеквации» (идентификации), в нем имело место совпадение между «полагаемым» и «данным» через механизм особого типа созерцательно-чувственной деятельности. Закрепляющая интенциональность, как непрерывный поток феноменального сознания, выступает изначальной «данностью», где преодолевается разобщенность чувственного и рационального (субъективного и объективного).
Основная идея гуссерлианства выражалась мыслью о «данности» мира только через феномены сознания - поток переживаний. То, что мир действительно существует, что он дан в непрерывном опыте - сомнений не вызывает. Задача заключалась в том, как объяснить смысл этого мира, тот смысл, благодаря которому он имеет значение для каждого из нас в качестве действительного.
Гуссерль считал (следуя идеям Декарта и Канта), что нужно отправляться от «первичного факта»: мир дан мне только через мое сознание, другому человеку - через его сознание и т. д. В виду этого сам мир может быть только продуктом развертывания моей субъективности, которую невозможно «перешагнуть» (в мире нет «вещей самих по себе»). Только сознание может быть рассмотрено само по себе, а предметный мир может быть познан только через посредство сознания. Но если субъективность - это особая деятельность сознания, являющаяся интенциональной «абсолютной первоосновой», ТО в философии следует рассуждать не о мире, а о структуре самой субъективности как наиболее очевидного. Феноменология как раз и обращается к «самоочевидному», «первоначальному» (пред-данному), к тому, что «само в себе обнаруживает».
Касаясь проблемы соотношения мира и сознания, Гуссерль дал определение, которого придерживаются последователи феноменологии: мир всегда дан нам не как сущее само по себе, но как то, в чем и из чего все сущее понимается. Мир для философии есть форма «миросозерцания», он тождественен «миропонимающей жизни». Отсюда вытекала необходимость описывать многообразие предметных связей и «мировую» (социальную) определенность познающе го субъекта. Таким образом, феноменология обращалась к социологическим проблемам: тема социального содержания сознания и конкретного социального анализа.
По мнению Гуссерля, европейская рационалистическая философия, являясь «научно объективистской», сузила свои рамки познанием научным, исключающим сферу обычного жизненного опыта («непосредственно-очевидного»), ценностных ориентаций, множества субъективных актов (желания, страсти, волевые устремления и т. п.). Всякая попытка рефлексирующей объективации живой реальности человеческих отношений позитивными (объясняющими) науками об обществе являл ась искажением(убиением) этой реальности. Односторонние «фактические науки» тоже создают лишь «фактического человека», оставляя в стороне духовно-экзистенциальные вопросы о смысле человеческого существования, являющимися решающими для «подлинного человека».
Феноменология, взрывая традиции рационалистической науки, осуществляла прорыв к глубинным реальностям социальной жизни, духовно-экзистенциальной сфере, наполненной человеческой субъективностью. Она выступала также против абсолютного единообразия методов исследования природы и общества. Истолковывая зависимость научного познания от «донаучного» сознания (состоящего из непосредственных «очевидностей»), Гуссерль выдвинул феноменологическую концепцию «жизненного мира», т. е. конкретно переживаемой на опыте действительности. «Жизненный мир» представляет собой «горизонт» всех интересов и целей индивидов: а) внутренний, который постепенно проникает вместе с объектом в наше сознание; б) внешний - открытый, бесконечный горизонт сопутствующих объектов. Всякое сущее дано нам в «продолжающемся синтезе горизонтов», но через данный синтез никогда не исчерпывается. В этом смысле жизненный мир является условием существования всех знаний.
Для Гуссерля характеристика жизненного мира включала:
1. Жизненный мир как «круг уверенностей» (сфера «первоначальных очевидностей»), принятых в человеческой жизни в качестве безусловно значимых и практически апробированных.
2. Он является «пред-данным» (горизонт), как предпосылка всякой действительной и возможной практики (в том числе и научного познания).
3. «Непосредственно-очевидное» (известное всем) имеет высшую ценность по сравнению с ценностью объективно-логических очевидностей (позитивистской науки). Оно предваряет науку, философию и служит предпосылкой для них: научные знания зависят от жизненного мира.
Задачу феноменологической философии он видел в том, чтобы охватить интегральную реальность, все виды жизнедеятельности и восстановить попранные рационалистической наукой достоинства творческой человеческой субъективности. По намеченным Гуссерлем принципам рассмотрения жизненного мира следовали теоретики феноменологической социологии.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1959;