Герменевтические идеи в социологии искусства
Красота спасет мир, если человек в полной мере постигнет смысл этой красоты.
А. Камю
Эстетический объект - это произведение искусства, воспринятое как таковое, произведение искусства, добившееся восприятия, которого оно домогалось, которого оно заслуживает и которое совершается в послушном сознании зрителя.
А. Дюфренн
Феноменологические идеи продуктивно применяются в социологии искусства как генератор языковых структур, образов, смыслов. Базирующийся на них герменевтико-рецептивный подход, широко используемый в эстетических исследованиях в русле «игрового» толкования человеческого существования К.-О. Аппеля, г.-г. Гадамера, В. Изера, Х.-Р. Яусса и др., позволяет вскрывать механизмы взаимопонимания между искусством и аудиторией, воздействия художественного произведения на людей.
Художественный процесс в концентрированном виде включает экзистенционально-феноменологическую проблематику, соединяющую чувственность и рассудок, субъективное переживание и понимание в единой смыслообразующей целостности: целостный интеллектуально-эмоциональный акт как прерогатива художественного сознания. Предметом исследования в нем являются пласты и акты сознания, через которые осуществляется восприятие художественного произведения.
В функционировании искусства выделяют три типологических состояния: 1) творческий замысел художника; 2) собственно произведение искусства;
3) его восприятие. В художественной коммуникации «художник - произведение - аудитория» представлены следующим образом.
Художник осмысливает действительность, творчески воссоздает ее явления и процессы, используя средства выражения художественной идеи и воплощая ее в произведении.
Художественное произведение является отражением действительности с помощью знаковой системы, несущей художественную информацию.
Аудитория и ее восприятия являются завершающим звеном художественной коммуникации. В свою очередь восприятие включает: а) рождающее смысл взаимодействие личности реципиента (зрителя) и текста; б) расшифровку знаковой системы и постижение смысла художественного текста; в) интерпретацию смысла; г) оценку произведения.
В частности, в акте восприятия искусство становится социальным фактом, который фиксируется при воздействии художественного произведения на аудиторию. Именно посредством эмпирического описания явлений художественного произведение на аудиторию. Именно посредством эпирического описания явлений художественного переживания и восприятия, как количественно измеряемых ответных реакций, можно судить, какова социальная природа и функции искусства. Так, за простой психологической реакцией, вызванной чтением, скрывается сложная, многогранная структура взаимодействия. Поэтому чтение можно осмыслять как культурный факт, т. е. гораздо шире, чем только отношение между читателем и художественным произведением. Процесс чтения обретает свое подлинное значение лишь в смысловом контексте культуры.
Акт взаимодействия произведения и аудитории устанавливает известную адекватность между ними.
Вполне возможно, что они вступают во взаимодействие не всем богатством своих внутренних структур, а только одним или несколькими аспектами. Характер более или менее богатого взаимодействия обусловлен как художественным потенциалом произведения, так и личностной структурой аудитории. Для лучшего понимания произведения необходимо вырабатывать в сознании реципиента соответствующие смысловые структуры («корреляты»).
Художника, произведение и аудиторию связывает интерпретация (сознание - смысл), т. е. не произведение, а комментарий к нему является предпосылкой идентичности восприятия. При этом необходимо выяснять и уточнять, какому пласту сознания принадлежит то или иное суждение и в какой мере это суждение требует очищения от разного рода напластований.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 937;