Социология социологию» Э. Гоулднера
Гоулднер предложил методологический подход, назвав его «рефлексивной социологией», подчеркивая этим необходимость «рефлектировать» по поводу собственной обусловленности. Она, в отличие от традиционной социологии знания, призвана не только объяснять особенности теоретической деятельности социального ученого, но и прояснять их сознание. Тогда объектом рефлексии оказываются ценностные установки социологов как членов общества, отражающих в своем сознании структуры социальной жизни. Реорганизуя их теории и обнаруживая пути перспективного развития последних, создается возможность определять деятельность социолога-профессионала.
Гоулднер исходил из познавательной установки идеологической ангажированности «академической» (структурно-функциональной) социологии, которая сопровождалась искажениями и ограниченностью социологических теорий. Возрастание интереса к «идеологическому контексту» привлекало его внимание в «социологии социологии» к внетеоретическим, главным образом, социально-экономическим и идейно-политическим предпосылкам и импульсам социологических концепций. В частности, он объяснял неизбежность искажений социологических теорий двумя факторами - «фоновыми» и «предметными» допущениями, априори принимающимися социологами в качестве фундаментальных положений своих собственных теоретических систем.
Фоновые допущения - это безотчетно, подсознательно разделяемые другими людьми метафизические представления (общие) о мире.
Предметные допущения - это совокупность убеждений более узких (частных), свойственных той или иной группе людей, к которой принадлежал сам теоретик.
Совокупность данных допущений образует метафизический и идеологический базис социологических теорий. Возникает вопрос: способна ли социология преодолеть данную собственную ограниченность, и какие теоретические и практические орудия должен использовать социолог для коррекции неизбежно возникающих искажений?
Анализируя структурно-функциональные модели общества, Гоулднер пришел к выводу, что кризис академической социологии не может разрешиться за счет возвращения к традиционному понятию
«чистой» социологии. Последняя преуспеет не благодаря своей «отвлеченности» от социального мира, но благодаря «вовлеченности» в него (по принципу концепции символического интеракционизма).
Рефлексивная социология призвана перекрыть разрыв между теорией и эмпирией, потому что сама теория становится для неё эмпирическим объектом и доступной различного рода эмпирическим исследованиям. Программой «критически-рефлексивной» социологии предполагается:
1. Традиционная социологическая деятельность не является достаточным условием для достижения социологической научной зрелости. Для этого ещё требуется деятельность по преобразованию личности самого социолога.
2. Конечной целью рефлексивной социологии является изменение социологического самосознания (в частности, знания возможных для социолога ролей и родов деятельности).
3. Деятельность в области рефлексивной социологии отличается от традиционной социологической деятельности тем, что предполагает не изоляцию познающего субъекта от объекта познания, а его активную трансформацию во взаимодействии с объектом. В этом трансформационном процессе за исследователем сохраняется известная автономия (свобода).
Таким образом, «социология социологии» представляет собой программу социологической деятельности, автоматически корректирующей свою реализацию, оценивающей критически и исправляющей искажения, которые возникают как следствие неосознанно принимаемых метафизических и идеологических допущений. Она признает неразрывность социолога (теоретика) и живого социального мира, но дает ему возможность (автономию) действовать в этом мире в соответствии со своими научными интересами. Рефлексивная социология выступает, кроме того, в роли профессиональной этики, так как именно совесть теоретика, осознающего предпосылки своей деятельности, подсказывает, какую теоретическую стратегию избрать ему в той или иной социальной ситуации.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 4302;